Традиции проведения хакаских национальных праздников
консультация (подготовительная группа) на тему

Мельникова Татьяна Райнгартовна
Приобщение нового поколения к национальной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_traditsii.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Традиции проведения хакасских национальных праздников 

Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности.

Слайд 2. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Особенности развития детей дошкольного возраста дают основание утверждать, что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, может пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

Слайд 3. Через национальные праздник многие представители хакасского этноса пытаются возродить уклад жизни и культурно-бытовые традиции хакасов, которые складывались под влиянием природно-климатических условий, сформировавших особый хозяйственно-культурный тип – кочевого и полукочевого скотоводства.

В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски "улукун" - буквально "великий день") отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир подрастающего поколения.

Важную роль в праздниках играют религиозные обычаи и обряды.  Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

Именно во время праздника у хакасского народа особенно активно проявляется культурная личность, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях. Праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций.

Слайд 4. Среди всех национальных праздников хакасов условно можно выделить: семейные и календарные (общие).

Слайд 5. Семейные праздники: Посвященные рождению и первым этапам в жизни ребенка Кин –той, его проводили на третий день после рождения ребенка. Собирались соседи и пожилые родственники. Забивался баран и делалась сметанная каша – потхы. Пизик той – праздник колыбели Праздновали только после рождения ребенка и только в новолуние. Материалом служила береза. Колыбель служила для ребенка два-три года. Младшие тоже до трех лет росли в колыбели Пала тойы – именины проводили через три месяца. По традиции в жизни человека отмечалось три праздника – именины, свадьба и тризна по случаю кончины Тис тойы – праздник появления первых зубов Пожилые гости дарили ребенку монеты и мелкие вещи Киспик той – праздник срезания первых волос.

Слайд 6. Наиболее популярными хакасскими  календарными праздниками в наше время считаются Чыл пазы и Тун-пайрам. Но существуют и другие хакасские праздники, которые сопровождаются различными обрядами.

Народные и календарные хакасские праздники:

Слайд 7. Чыл пазы – Голова Года. Хакасский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения. Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта.  Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и умирает» вместе со сменой сезонов. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.  Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и одеть новую одежду.

До начала Чыл пазы на всей территории аала весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдался один обычай - оставить возле дверей дома, в углу  небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу.

В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца.

Все ритуальные действия праздники Чыл Пазы связаны с огнём и священной Берёзой, поэтому праздник проводится на лоне природы.

Проводились следующие ритуалы.

1.Ритуал почитания огня. Кормили огонь мясом за то, что он берег людей от морозов всю зиму.

1. 2.Ритуал очищения души.  Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрный ленту, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.

3.Ритуал почитания Священной Берёзы. Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят навешивают ленточки белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек говорит пожелание самому себе, своей семье,  – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая.

4.Ритуал почитания Природы и испрашивания благословления. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Во время праздника Чыл пазы жители аала ходили друг к другу в гости.

Слайд 8. 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Чир Ине – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.

Слайд 9. Таан-той – праздник прилета первых птиц – галок. Связан с молениями небесным божествам. Небо рассматривалось как особый мир, где обитало множество божеств, обладающих определёнными качествами и функциями.

Слайд 10. Апрель - май (в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Кугурт Кун. Праздник почитания и освящения жилища.

Слайд 11. Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Тигiр тайыг.

Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Таг тайыг. Родовые праздники.

Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Воде – Суг тайыг. Родовые праздники.

Июнь (в полнолуние) Пай Хазын, - Праздник Священной Березы.

Июнь (в течение новолуния) Урен Хурты – Праздник семенного зародыша (сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева).

Слайд 12. Урен хурты – основной праздник хакасских земледельцев, посвящённый благополучию посева, чтобы червь не губил зерно.

После завершения посевной хакасские земледельцы готовились к этому празднику, делали хлебное вино из остатков зерна, вино из перебродившего айрана, хлебные и молочные продукты. В назначенный день люди выходили на пашни, где разводили костры.

Руководитель праздника окраплял засеянные поля вином, кланялся небу и произносил молитву. В конце ритуала старец производил гадание - бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные предметы падали емкостью вверх, то это предвещало хороший урожай. Но если они падали вверх дном, то народ с сожалением восклицал: "Хара TopiK" (черная судьба).  После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: « Жуй зернового червя!».

Слайд 13. Июнь (в течение новолуния) Тун Айран – Праздник Первого Молока (скотоводческий праздник в связи с выездом на летние пастбища).

Тун-пайрам – скотоводческий праздник. Это праздник первого айрана (кисломолочный напиток). Проводится обычно в конце мая – начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. Связан с почитанием скотоводства – основы традиционного хакасского хозяйства. После ритуальной части устраиваются спортивно-массовые мероприятия (конные скачки, соревнования по силе и ловкости). 

Слайд 14. 22 июня (день летнего солнцестояния) Улуг Кун – Кун Пазы. Праздник поклонения Солнцу.

Слайд 15. 3 июля – День Республики Хакасия Праздник поклонения предкам.

 22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Слайд 16. Уртун-той – праздник урожая. Устраивается осенью, после жатвы. Посвящён духу – хозяину пашни в благодарность за полученный урожай. Осенью устраивали праздник урожая Уртун-той. Из молодого зерна готовили хмельной напиток «поза». Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословление земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосков «хыра улузi» на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни за полученный урожай.

Слайд 17.  1 октября Айран солындзы – праздник последнего айрана. После перекочевки на зимник хакасы отмечали праздник последнего айрана - Айран солындызы. Его проводили, когда закончат заготовку дров на зиму. Как правило, Айран солындызы отмечали 1 октября.

Для праздника готовили араку из последнего айрана. С раннего утра собирались сначала у самого уважаемого человека в аале. Затем целый день гуляли, переходя семьями из юрты в юрту. Айран солындызы посвящался проводам "умирающей природы".

Слайд 18. Октябрь - ноябрь Хуртуях ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков. В хакасских детских учреждениях отмечается совместно с Днем пожилого человека.

Слайд 19 Во многих детских учреждениях города Абакана дети отмечают хакаские национальные праздники.

Слайд 20. Так, в детском саду «Колокольчик»  тоже проводится хакасский праздник Чыл Пазы – хакасский новый год. Праздник организовывают воспитатели детского сада. Дети с огромным удовольствием принимают активное участие в данном мероприятии. На столах очень много блюд из хакасской национальной кухни.

Слайд 21. Во время праздника дети играют в хакасские игры, поют хакасские песни, танцуют хакасские танцы.

Слайд 22. Затем дети прикрепляют белые, красные, зеленые ленточки к веткам березы, желая себе и своим близким здоровья и счастья.

Слайд 23. Знать традиции, культуру своего народа должен знать каждый. Мы живем на этой земле, любуемся ее красотой, пользуемся ее дарами. У хакасского народа очень много праздников, все они связаны с обрядами и традициями.

Список литературы:

Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники Хакасии. – Абакан, 1999.

Затулякина В.Д. Детям о русских праздниках и обрядах (пособие для воспитателей ДОУ). – Горно-Алтайск, 1995, — 52с.

Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника: практическое пособие для методистов и воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Рн/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 128с.

Соловьёв Е.В. Программа «Наследие»

Топоева С.А. и др. Программа «Культура народов Хакасии». – Абакан, 1995.

Хакасский календарь знаменательных и памятных дат. – Абакан, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиция проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Главным средством духовно-нравственного и патриотического развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового ц...

Традиции,национальные праздники народов республики Башкортостан

Традиции народов республики Башкортостан( башкир, татар, русских,  удмуртов)...

Положение Районного конкурса «Хоорхэн Баатар», «Арюухан Дангина» среди воспитанников ДОУ в рамках проведения традиционного национального праздника «Сагаалган- 2020»

ПоложениеРайонного конкурса «Хоорхэн Баатар», «Арюухан Дангина» среди воспитанников ДОУ в рамках проведения традиционного национального праздника «Сагаалган- 2020&r...

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «Ознакомление дошкольников с национальными праздниками традициями и обычаями мордвы.»

сообщение на педагогическом совете«Ознакомление дошкольников с национальными праздниками традициями и обычаями мордвы.»...

Сообщение для воспитателей Ознакомление дошкольников с национальными праздниками традициями и обычаями мордвы.

Сообщение для воспитателейОзнакомление дошкольников с национальными праздниками традициями и обычаями мордвы....

Родительское собрание Тема: О проведении национального праздника "Шагаа".

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г.ЧадаанаДзун-Хемчикского кожууна Республика Тыва  УтверждаюЗав. д/с «Малышок» г....