Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций, как источник формирования у детей нравственных ценностей.
консультация (старшая группа) на тему

Гилязова Гульназ Шакировна

о проблеме приобщения дошкольников к народным традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.1.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций, как источник формирования у детей нравственных ценностей.  

      Цель, которую мы ставим в работе перед собой, приобщать детей к уникальной духовной культуре татарского народа, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, формировать интерес к историям традиции татарского народа.

     Задачи: воспитание у детей любовь к родному краю, к республике и его истории, чувства патриотизма через возрождение и сохранение богатого опыта татарских традиций.

     Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому человеку, и не только человеку, авсему народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

       Народная культура содержит богатый воспитательный потенциал: традиции и обычаи наших предков, которые передаются из поколения в поколение. Традиции представляют собой законы, принципы жизни, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность. Обычаи - стереотипные нормы и правила взаимоотношений в семье, в обществе, регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, убранство жилищ, способ приема пищи, виды приветствий в быту и пр.

      Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

      Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия. У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими. И всё же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать, учитывать, не грех их и восстановить, воскресить для новой жизни.

     Одним из таких обычаев были проведение праздников. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых.

     Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем остается в памяти у ребенка. Все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.  И мы педагоги как никогда сейчас понимаем, что наши праздники, которые мы проводим в саду, вернулись к нам из далёких времён, они и тогда и сейчас воспитывают детей приучая их добру, долготерпению, справедливости, к красоте.

      Особой задачей нашего дошкольного учреждения является возрождение духовно- нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности к татарской, к татарским  традициям и обычаям. Татарская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков.

         Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, как умение верно сохранять традиции и обычаи татарского народа. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время.

         На протяжении трех лет мы знакомим детей, посещающих нашу группу, с особенностями татарского народного костюма, а так же с народными костюмами других национальностей. И в последствии, в старшей, подготовительной группе, им самим предстоит выступать в колоритно расшитых костюмах перед родителями на утренниках и на конкурсах художественной самодеятельности и при встречи гостей нашего детского сада.

        И на занятиях, и во время беседы мы рассказываем детям о том, как татарский народ бережно, с трепетом относится к своим старинным песням и посиделкам «Аулак ой» Прививая любовь к древним традициям татарского народа.  И каждый понимает и принимает красоту души татарского народа и надеемся, что в дальнейшем пронесёт эту любовь через всю жизнь. Приобщая детей к татарским народным традициям, в ДОУ часто проводим различные игры, и квесты. Переодеваемся, в татарский национальный костюм.  Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. Рассказы о том, какие красивые полотенца и наволочки и скатерти вышивали наши бабушки, приобщает детей к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили.

          И мы в свою очередь должны приложить все усилия, чтобы подрастающее поколение сохранило и приумножило национальные культурные ценности, которые нам достались от наших отцов и дедов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей....

"Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям."

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №69 Кировского района г. Санкт - Петербурга "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным тр...

Статья. "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"

Статья. "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"...

"Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям."

Организации и проведению народных праздников в нашем детском саду сегодня уделяется большое внимание. Мы стремимся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народ...

Консультация для родителей. «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей....