Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Требования к организации детского труда»
Требования к организации детского труда.
1. Систематичность детского труда.
2. Посильность рабочей нагрузки.
3. Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.
Задачи труда в развитии личности.
1. Уважение к людям труда воспитывается в самообслуживании и хозяйственно – бытовой работе.
2. В труде по уходу за животными и растениями формируется бережное отношение к природе, наблюдательность.
3. Ручной труд обогащает сенсорный опыт ребёнка, способствует развитию конструктивного мышления, творчества.
1. Виды труда.
Хозяйственно – бытовой труд.
Дежурство обеспечивает систематичность включения ребенка в данный вид труда.
Все трудовые процессы для детской старшей группы может быть разделены на 2 группы:
- определённая периодичность выполнения (уборка игровых уголков, мытьё строительного материала);
- повседневные потребности жизни коллективизма (помощь воспитателю, няне, помощь в занятиях, игре и т.д.).
2. Труд в природе
Предполагает выращивание растений на природе (цветнике и огороде), систематическая работа по уходу за живыми и комнатными растениями. Содержание труда (складывается из следующих процессов: вскапывание, полив, рыхление, прополка и т.д.).
3. Ручной труд
Программные задачи требуют от воспитателя организовать работу так, чтобы умения и навыки полученные детьми на занятиях по конструированию, использовались в изготовлении поделок из различных материалов вне занятий.
Требования к ручному труду.
1. На каждом занятии предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков в работе.
2. Готовить детей к трудовой деятельности:
- формировать представления о способах работы, соответствие навыками;
- заинтересовать детей данным видом материала вызвать желание поработать с ним.
3. Вне занятий должны применяться конструктивные и технические навыки.
4. На занятиях и в труде применять специальные для этих видов деятельности педагогического приёма, должны быть использованы в воспитательных целях (например, научить делать выкройку, чертёж и т.д.).
5. Привлекать каждого ребёнка к изготовлению поделок вне занятия.
6. Поделки, изготовленные детьми должны быть не только интересны по содержанию, но и находить применение.
7. Предусмотреть усложнение предлагаемой детской работы.
8. Место и роль воспитателя в процессе труда.
Посильность рабочей нагрузки.
Величина нагрузки влияет на отношение ребёнка к труду.
Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребёнка во время работы (цвет лица, частота пульса, дыхание до и после физических нагрузок).
Характеристика благоприятной нагрузке.
Такие нагрузки «самочувствие хорошее» характеризуются учащение пульса 6-7 ударов. При допустимой нагрузки пульс учащается на 8-10 ударов. Самочувствие удовлетворительное. Утомление не отличается.
При неблагоприятной нагрузке.
При таких нагрузках частота пульса и дыхания значительно увеличивается. Самочувствие детей плохое, многие раздражены.
Для правильного дозирования нагрузок необходимо дать оценку физической работоспособности детей, которая зависит от ряда факторов:
- От физической подготовки.
- От степени развития сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
- В какой форме предлагаются мышечные нагрузки.
- Насколько ребёнку знакомо движение.
- Насколько интересна предлагаемая деятельность.
Типы детей высшей нервной системы.
- Дети уравновешенного типа - демонстрируют высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности, благодаря силе и уравновешенности.
- Слабый тип - работоспособность снижена, быстро утомляется, слабость процессов возбуждения и торможения, низкий уровень развития силы. Такие дети лучше справляются с нагрузками умеренной интенсивности.
- Возбудимый тип- высокий уровень физической работоспособности, но умственная работоспособность у таких детей неустойчива. Охотно и успешно выполняют работу скоростного характера, труднее им даётся работа, требующая выносливости.
Физическую работоспособность можно повысить путём систематической тренировки.
Для определения допустимой физической нагрузки необходимо учитывать длительность, интенсивность, характер действий в работе.
Для детей 5-6 лет, работа в высоком или среднем темпе, трудовых процессов 7-10 минут.
Чередование работы позволяет увеличить время работы. Динамическая нагрузка выступает как активный отдых.
Хозяйственно-бытовой труд (уборка, мытьё и т.д.) может длиться до 30 минут, т.к. эта работа состоит из разнообразных динамических операций, не требующих большого физического направления. Ручной труд до 35-40 минут, т.к. он очень привлекательный (интересны и разнообразны требующие операции).
Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.
Трудовое воспитание в семье и в дошкольном учреждении преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы решения этих задач различаются, т.к. труд детей в семье имеет свою специфику.
Трудовые обязанности и поручения у ребёнка в семье по своему содержанию многообразнее, чем в детском саду. Процесс труда в семье более продолжителен, а в детском саду он ограничивается рамками режима.
В семье чаще, чем в детском саду практикуется совместная трудовая деятельность взрослых и детей и в свободное общение их со взрослыми. В дошкольном учреждении преобладает общение воспитателя с детским коллективом.
Дома ребёнок может пользоваться привилегиями, в детском саду он равноправный член среди сверстников, где у всех одни обязанности и требования для всех едины.
Труд в детском саду.
В дошкольном учреждении работа детей чаще всего бывает коллективной. Поэтому труд носит целенаправленный, регламентированный характер, положительно влияет на развитие нравственно - волевых черт характера ребёнка.
Труд в семье.
Бытовой труд в семье является важнейшим средством нравственного воспитания. Совместный труд в семье способствует возникновению между родителями и детской духовной общности, развитию взаимоотношений, которое сплачивают семью и формируют коллективистскую направленность личности ребёнка.
На трудовое воспитание детей в семье оказывают следующие факторы:
- Общественная направленность родителей-интересы, убеждения, отношение к производственному и семейному труду.
- Педагогическая культура родителей - понимание ими целей и задач нравственно- трудового воспитания. Организация жизни и деятельности детей, их системное участие в труде.
- Семейные взаимоотношения-эмоциональная атмосфера в семье, уровень развития взаимопомощи, справедливое распределение домашнего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"
" Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в ...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»...
Консультация по музыкальному воспитанию «Воспитание ребёнка средствами музыки»
Информация для родителей....
консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"
консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее....