Круглый стол
методическая разработка на тему

Кондратьева Ирина Николаевна

Деловая игра в которой даются рекомендации по общению воспитателей с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 28 города Кузнецка.

Круглый стол:

«Общение воспитателя с родителями»


2017 г.

1

Форма проведения: деловая игра.

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План:

1. Выступление воспитателя: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
2. Деловая игра
3. Домашнее задание – презентация статьи в родительский уголок.

Предварительная работа:

1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете.
2. Доклад воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
3. Деловая игра.

Ход


       Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
        Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на нашем педагогическом совете мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.
         На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте! » – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания! », уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано! »  

Согласитесь, картина получилась безрадостная. И хочется сказать, что такое просто не возможно.
        У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
        Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

2


        Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами. К сожалению, грустная картина, которая была нарисована вначале, характерна для некоторых садов, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях.

Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?
        Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
         Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
         Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
       Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
        Вывод однозначный:

над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Рассмотрим примерный кодекс общения. Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка.

Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

3

2. Деловая игра

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из трех частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, презентации статьи в родительский уголок и «банка идей» педсовета. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе заведующего, социального педагога и педагога-психолога. Начнем нашу игру с названия команд.

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)
6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)
9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

2 часть. Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить? »

– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)

– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

3 часть. Банк идей.

Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

4


3. Домашнее задание. Презентация статьи в родительский уголок.

– Предлагаю каждому из участников игры презентовать свою статью: обосновать выбор темы, почему именно так оформлена и будет ли востребована родителями.

Вопросы:

1. Что было самое трудное для подготовки статьи? (оформление, подбор материала, выбор темы)
2. В какой помощи нуждаетесь со стороны администрации?

4. Итоги круглого стола.

Обсуждение проекта решений круглого стола.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круглый стол"

Ростим детей здоровыми, бодрыми, веселыми....

Круглый стол с родителями дошкольников по экологии

Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Круглый стол для педагогов "Игры и физические упражнения зимой"

Игры и физические упражнения зимой.Взрослым  - родителям и воспитателям  - следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой....

"Круглый стол" для родителей "Детская ложь"

Текст выступления педагога знакомит родителей с причинами появления лжи, показывает важность этой проблемы, помогает отличить ложь от детской фантазии, даёт рекомендации и советы, как избежать этой пр...

Круглый стол для педагогов «Методика ведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста»

МЕТОДИКА КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ. ФИЗИОЛОГТЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ УПРАЖНЕНИЙ                                ...