Инновационный педагогический опыт
учебно-методический материал на тему

Маслова Светлана Ивановна

Инновационный педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_atestatsiya.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта    по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников при общении с природой родного края».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

     В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

     Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.

Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.

     Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

     При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. С давних времен человечество ценит природу и видит в ней свою кормилицу, мудрую воспитательницу и наставницу.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

     Я считаю что, результаты формирования духовности, нравственности, укореняется в ребенке при реализации комплексного и систематического подхода к воспитанию. Так определилась тема реализации данного опыта: духовно-нравственное воспитание дошкольников при общении с природой родного края».

     Мною была разработана система воспитательно-образовательной работы по данной теме. Предлагаемая система позволила решать следующие задачи:

-  развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

     К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась не случайно. Известный русский ученый В.А. Сухомлинский о роли природы в жизни ребенка писал «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».  

     Особенно велика роль природы в воспитании детей.

     Для результативного духовно-нравственного воспитания детей необходимо обратить внимание на одну из задач ФГОС ДО, которая подразумевает объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социально – культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Для детей дошкольного возраста воспитание духовности может быть эффективно реализовано в процессе приобщения детей к природе родного края.

     Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Родная природа является источником первых знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Человек всегда и везде, в той или иной форме соприкасается с природой. В духовно-нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому.

     Проблема воспитания духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края многогранно. В тоже время в своей работе в качестве целевой направленности педагогической деятельности по данной проблеме я определила формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров к родной природе и к самому себе.

     В наше время взаимодействие современного общества с окружающим миром становится проблематичным. Так  как происходит нарушение экологического пространства, загрязнение окружающей среды, обесценивание труда, редкое общение с природой и ее преобразования. Все это негативно сказывается на жизнедеятельности человека.

     Чтобы разрешить эту проблему, необходимо еще с детского возраста приобщать ребенка к окружающему миру, воспитывать чувство созидательности и бережливости ко всему живому. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей правильное отношение к различным объектам природы, так как в это время закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

                                   Теоретическая база опыта.

      Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств  и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словестного развития.

      Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевой проблемой развития современного общества, приоритетным направлением образовательной политики РФ. Определение духовности в отечественной философии опирается на ряд подходов известных ученых и общественных деятелей: Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Д.С. Лихачев, Л.Н. Толстой, Н.Д. Никандров и др., которые в это понятие включают различные аспекты - философский, антропологический, психологический, педагогический, лингвистический. В общем смысле духовность определяется как то, что возвышает личность над физиологическими потребностями и относится к высшим запросам души и духа человека, определяет его основу.   Данный подход не противоречит определению духовности, предлагаемого в словаре С.И. Ожегова: "Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными". Нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (С.И. Ожегов).

     Для результативного духовно-нравственного воспитания детей необходимо создание единого воспитательного пространства и определение наиболее эффективных средств и способов психолого-педагогического воздействия, проектирование содержание образования с учетом возрастных особенностей воспитанников. Для детей дошкольного возраста воспитание духовности может быть эффективно реализовано в процессе приобщения детей к природе родного края.

     Психолого-педагогические исследования Саморуковой П.К., Кондратьевой Н.Н., Хайдуровой И.А. и др. показали, что дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования экологической культуры каждого ребенка. Огромный интерес дошкольника к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослым делает этот этап в жизни ребенка основополагающим для духовно-нравственного развития.

     В настоящее время система экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене-сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников.

     Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, авторы которых все сходятся в одном, что экологическое воспитание должно включать - формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

     - Программа рекомендованная Министерством образования Р.Ф. «Юный эколог» автор С.Н. Николаева, созданная на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников.

     - Программа «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» автор Коломина Н.В.

     При подготовке к работе с детьми использую программу Н.Рыжовой «Наш дом-природа». Широко привлекаю художественную литературу – произведения  И. Винокурова «Кто как зимует»; М. Пришвина  «Этажи леса»; Н. Сладкова «Птичьи столовые»; И. Бунина «Метель»; Е. Благинина «Рябина»; С. Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

     Опыт работы по данному направлению опирается на требования примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой.

     В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

Развивать в детях лучшие качества – высокую духовность, доброту, отзывчивость, милосердие, бережное отношение к природе.

Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу природы родного края, активизировать личное участие в ее охране.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту.

Устанавливать зависимость между объектами и явлениями природы, уметь осуществлять последовательные действия, делать выводы, умозаключения.

Формировать представление о многообразии растений, птиц, животных, насекомых Ельниковского края.

     Для решения этих задач определены пути реализации:

-  создание эмоционально-насыщенной атмосферы в группе;

- разработка тематического планирования с учетом возрастных особенностей с определением задач;

- разработка непосредственно-образовательной деятельности по разделам.

     Я составила план знакомства детей с природой родного края:

 - растения нашего участка (деревья, кустарники, цветы на клумбах);

- центральный парк села;

- флора и фауна наших лесов;

- лекарственные растения;

- правила поведения в природе.

     В процессе работы я использую следующие формы и методы знакомства детей с природой родного края. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин; практические (труд, опыты); словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы); игровые (дидактические и ролевые игры).

     Я стараюсь использовать все методы и приемы, но заметила, что наиболее эффективным, доступным и интересным являются наблюдения за объектами природы в естественных условиях (экскурсии и прогулки, игры-эксперименты, дидактические игры).

     Экскурсия – одна из форм общения детей с природой. Через экскурсии, прогулки и наблюдения, формируются представление о растениях, животных, насекомых нашего села. А с помощью взрослых формируется и чувство ответственности за сохранение животного и растительного мира. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и птицам, и животным, и людям.

     Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года. Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку, и он узнал что-то новое. Заранее придумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.

     Были проведены экскурсии «Разноцветные краски осени», «Хмурая осень», «Путешествие в весенний парк». Прогулка в парк, всегда эмоционально-положительно окрашена: детей радует многообразие цветов, трав, насекомых. В ходе таких прогулок дети запоминают названия растений, радуются, когда удается узнать насекомое: божью коровку, стрекозу, бабочку.

     Прогулки обязательно сопровождаются художественным словом, это стихотворения: «Одуванчик», «Колокольчик», «Василек», загадки о растениях и насекомых. Дети охотно их запоминают и используют затем в самостоятельной деятельности. Во время прогулок собираем семена цветов, различный природный материал для будущих творений.

     Детей привлекает опытно-экспериментальная деятельность «Чем мы дышим», «Огород на окне», «Веселые капельки», «Может ли воздух быть сильным», в зимний период «Сыпем, лепим».

     Дидактические игры природоведческого характера – еще одна возможность вести воспитательную работу экологической направленности. Это и игры-рассуждения «Что было бы? (если бы исчезли все насекомые, птицы и т.д.) и различные виды лото («Растения и животные») и игры по типу «Четвертый лишний», «Правильно-неправильно», «Найди животных по следам», «Гнездовья птиц», и многое другое.

    Полученные детьми знания находят отражение в творчестве: они составляют описательные рассказы об увиденном. Выполняют поделки из природного материала.

     Большую роль в развитии духовно-нравственного воспитания я отвожу праздникам и развлечениям. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряет душевные чувства детей, они лучше воспринимают материал.

     Особое внимание в духовно-нравственном воспитании я отвожу проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Проведены проекты «Комнатные растения - наши друзья», «Витамины на окне» и т.д.

     Но вся эта работа не была настолько эффективна, если бы не помощь и участие родителей. Роль семьи трудно переоценить, ведь родители активные участники всего учебно-воспитательного процесса. Родителей очень интересует духовно-нравственное развитие детей. С ними проводятся разнообразные консультации, беседы, анкетирование, трудовые акции «Краше сделаем наш сад!», «Самая красивая клумба» в ходе которых не только уточняем и закрепляем правила поведения, но и стараемся отметить важность участия каждого в большом деле сохранения природы родного края.

                         Анализ результативности.

     С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, я достигла следующих результатов:

     Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

     Эта работа помогла наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

     Сформировались чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира.

     Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыки рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

     Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

             Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудоемкость опыта заключалась:

- Подборе методической литературы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

- Разработке критериев развития детей и уровня сформированности знаний по духовно – нравственному развитию.

- Вовлечении родителей к совместной работе по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

                  Адресные рекомендации по использованию опыта.

     Информацию о накопленном мною положительном опыте представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада.

     С целью распространения педагогического опыта, размещаю опыт работы на интернет сайте: https://nsportal.ru/maslova-s-i

     Так же выступала с докладом «Духовно-нравственное воспитание дошкольников при общении с природой родного края» на методическом объединении воспитателей ДОУ, с проектом «Комнатные растения - наши друзья». Провела открытые занятия в старшей группе «Жалобная книга природы», во второй младшей группе «В мире доброты».

     Данный педагогический опыт работы рекомендован как дополнительный материал для начинающих педагогов ДОУ и педагогов со стажем работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

                                     Наглядное приложение.

НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Тема: «Жалобная книга природы»

Задачи:

- углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- формировать желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- закрепить порядковый счет от 1 до 10;

- закрепить знания детей о лесных животных;

- учить детей различать птиц и их место гнездования;

- упражнять в нетрадиционной технике рисования – печатание пером;

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Оборудование: книга «Жалобная книга природы»; камни с цифрами; картинки с изображением ушей животных «Заяц», «Волк», «Медведь», «Лиса», «Белка»; картинки птиц и их гнезд «Грач», «Соловей», «Жаворонок», «Ласточка», «Скворец»; перышко, гуашь, разведенная до консистенции сметаны, листы бумаги с изображением птицы «сороки»; картинки «Хорошие и плохие поступки»; аудиозапись «Голоса птиц»; проектор, компьютер для просмотра презентации.

Предварительная работа: беседа о доброте, рассматривание иллюстраций «Хорошие и плохие поступки в природе», «Лесные животные», «Птицы», слушание аудиозаписи «Голоса птиц».

         Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, посмотрите у нас сегодня много гостей! Давайте пожелаем всем доброго утра!

ПРИВЕТСТВИЕ:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Если добро будем делать до вечера!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. (Дети встают в круг взявшись за руки)

Воспитатель: Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Почувствовали? Ну, а теперь  садитесь, пожалуйста, на стульчики.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами пойдет разговор о доброте. Это - удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Воспитатель: А где вы можете встретиться с добротой, с добрыми поступками?  

Дети: Доброту можно встретить по отношению к людям, к животным, к природе.

Воспитатель: Какие добрые поступки можно увидеть по отношению к природе?

Дети: Нельзя рвать цветы, топтать траву, обрывать с деревьев листву, в лес ходить лишь по тропинке, животных надо охранять, гнезда птиц не разорять.

Воспитатель: Но в природе, ребята, можно встретиться не только с добром, но и злом, не только с добрыми поступками, но и с нехорошими поступками. Поэтому природа иногда очень жалуется на плохие поступки людей. Вот у меня в руках жалобная книга природы. И все свои жалобы природа собрала  в этой книге. Сейчас она обращается к нам за помощью. Боюсь, что мне одной не справиться. А вы могли бы мне помочь?

Дети: Да.

Воспитатель:  Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.

  А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. ( Воспитатель открывает первую страницу.  На экране изображение муравья).  1 слайд

Книга – Ой, беда, беда, беда

              Пропала муравьиная  нора,

              На муравейник кто-то наступил,

              Потом камнями завалил!

Да, ребята, это настоящая беда. А мы сейчас муравьям поможем. Так ведь?

Камни снова на тропинку сложим.

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?

ети берут камешки, рассматривают их, на них цифры, выкладывают дорожку)

Воспитатель:  Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку. И теперь они легко могут пройти к своему муравейнику. (Изображение муравейника на экране)  2слайд

Воспитатель: О чем же еще поведает нам книга жалоб? (Воспитатель открывает вторую страницу. На мольберте  картинки с изображением ушей животных)

Книга. – Шум и гам в лесу стоит,

               В норках весь лесной народ сидит.

               Почему их  обижают,

               И в лесу спокойно жить мешают?

Воспитатель: Да, ребята, в лесу появился злой волшебник, он вредит лесу и его обитателям.  3 слайд

Злой волшебник Противняк

Заявил сегодня так:

- Кто сегодня в лес придет,

Никого здесь не найдет.

Я с утра пораньше встал,

Всех зверей заколдовал.

Очень надо постараться,

Чтобы в этом разобраться.

А разобраться, дети, надо в этом. Он заколдовал всех зверей, поэтому нам нужно  угадать и назвать «заколдованных» животных по ушам.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка). Дети угадывают и называют “заколдованных” животных по ушам.

( Изображение на экране  животных-заяц, волк, медведь, лиса, белка)

 4 слайд

Воспитатель: Вы такие молодцы, расколдовали всех зверей (изображение на экране всех зверей).

Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

Воспитатель:  Кто же еще обратился к нам с просьбой, откроем следующую страничку. (Изображение на экране сороки) 5 слайд

Дети, сорока просит нас о помощи злой ветерок заколдовал ее друзей, и расколдовать сможете только вы ребята, с помощью перьев.

Воспитатель: Посмотрите, как заколдовал ветер птичек, чего не хватает? (Изображение на экране птиц без хвостов) 6 слайд

Дети: Хвостика.

Воспитатель: Все птицы меняют перья, когда растет новое перышко, старое выпадает, чтоб перышку не пропадать, будем перышком печатать и расколдуем птиц. (Дети садятся за столы. Обмакивают перышко в гуашь и прикладывают к крылышку птиц слева направо)

Дети, какие замечательные работы у вас получились, и мы с Вами  помогли сороке расколдовать ее друзей. Посмотрите, наши птички, правда, получились совсем как живые!

Но что-то не слышно пения птиц. Что же случилось? Сейчас я открою жалобную книгу и посмотрю. (Воспитатель открывает следующую страничку. На мольберте картинки - птицы и картинки - гнезда спутаны)

Воспитатель: Птицы потеряли свои гнезда, им нужно помочь. Дети, поможем? А прежде чем помочь, давайте посмотрим, у какой птицы какое гнездо. Внимание на экран. Какая это птица? (Изображение на экране птиц и их гнезд, дети называют птицу, а воспитатель описывает гнездо)  7 слайд

Воспитатель: Даша, найди грача и посади его в свое гнездо.

(Дети, прослушав описание гнезд птиц, находят их  и выставляют на мольберте)

Воспитатель: Дети, какие вы молодцы помогли найти птицам их гнезда. Вот и запели птицы в нашем лесу. (Звучит фонограмма) Слушайте внимательно, голоса каких птиц вы услышали?

Дети: Грач, соловей, жаворонок, ласточка, скворец. (На экране изображение птиц).

Воспитатель: Но вот и всё! Молодцы, ребята. Я закрываю книгу. Но что- то она не закрывается. В чем дело? Здесь, какие- то картинки. Давайте мы их рассмотрим. (Воспитатель выставляет картинки с плохими и хорошими поступками на мольберт).

А теперь, дети, выберите картинку с хорошим поступком и расскажите о нем.

(Рассказы детей о хороших поступках по картинкам)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие друзья природы. И мы можем закрыть книгу, надеясь, что в ней нет зла, нет плохих поступков.

Как рада она, что закончились жалобы в лесу. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня говорили? А что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы говорили о добрых делах. Они творят чудеса, делают всех добрее, чище, лучше. Вы меня сегодня очень порадовали, так как справились со всеми заданиями.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Собственный инновационный педагогический опыт

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...

Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.Цель работы:          §  Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности...

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...