Статья "Беседа с родителями"
статья (подготовительная группа) на тему
Статья «Разговор с родителями»
Детский сад предоставляет родителям услуги по уходу, воспитанию и образованию их детей. И взаимодействие с мамами и папами (а иногда и бабушками, тетями, и другими близкими ребенка) — неотъемлемая часть работы воспитателей и педагогов сада. Родители хотят знать о том, что и как происходит с их ребенком в детском саду. Да и воспитатели не желают замалчивать неприятные эпизоды поведения ребенка.
Дошкольник совершил неодобряемый поступок; нарушил правила поведения в саду; сделал не так, как просил воспитатель. Как поговорить воспитателю с родителем о ребенке, чтобы не навредить малышу, чтобы разговор стал полезным для всех сторон педагогического взаимодействия?
Есть такие варианты: «Ваш Петя сегодня так ужасно себя вел! Он ударил девочку и даже не хотел извиняться….», «А знаете, что сегодня натворила Ваша Маша? Она говорила плохие слова и учила …», «Срочно примите меры с вашим ребенком, а то он грубит старшим и не слушается…». К сожалению, часто так начинают встречу с родителями некоторые работники детского сада, желая поделиться случившимся в течение дня.
Чего хотел воспитатель, обращаясь к родителю? (Какой подтекст его посланий?) Возможно, сказать о своем бессилии и что он ждет помощи родителя; пожаловаться на ребенка и сказать, что ему трудно с их ребенком.
А КАК же воспринимает родитель такой текст воспитателя. Давайте поразмышляем.
Что происходит с родителями после рабочего дня (часто трудного), когда они пришли за своим дорогим малышом, а их встречает возмущенный воспитатель и говорит очень эмоционально выше приведенный текст, часто в присутствии ребенка, других родителей и воспитателей???…
1. Конечно же, он испытывает СТЫД. Родитель воспринимает информацию о неблаговидном поступке своего ребенка как собственное несовершенство и то, что он «плохой родитель». Кто-то покорно выслушает, опустит глаза, согласится и пойдет со своим ребенком домой. Пережить это принеприятнейшее чувство очень тяжело. И не каждый родитель готов проявить мудрость и терпение в этой ситуации и к своему ребенку, и воспитателю. И тогда…
2. …чтобы защитить себя от вышеуказанного чувства стыда, у родителя возникает «сопротивление». Оно может выражаться в виде возмущения (за которым проявляется злость) по типу «А вы сами-то что сделали?», «Работать надо лучше. Вы же профессионалы…». Диалога не получится, сплошное предъявление претензий, обиды…
3. А дома родитель часто (испытавший стыд, возмущение и «принеся» из детского сада заряд негативного напряжения) устраивает своему ребенку «разборки»: ругает, наказывает, угрожает, стыдит. Атмосфера в семье не самая приятная.
4. После «воспитательных разборок» поведение ребенка в саду усложняется, как правило. Кто-то испытывает страх и напряжение, кто-то злится на воспитателя и еще больше проявляет агрессию к нему и другим детям, кто-то капризничает, кто-то замыкается и т.п
5. ИТОГ: ни воспитатель, ни родитель, ни ребенок не получает пользы от подобного разговора. Уверена, что такого результата не желает никто!
И так, начнём сначала! Возможен другой вариант. Например, ситуация: ребенок (пусть это будет Серёжа) обижает других детей — дерётся, отнимает игрушки, кричит.
Воспитателю, перед тем, как обращаться к родителям, необходимо подготовиться и ответить на несколько вопросов, ответы на которые помогут выстроить будущий разговор.
1. Какие чувства у воспитателя вызывает поведение ребенка? (В нашем примере сотрудница сада испытывала волнение и тревогу, видя как трудно ребенку взаимодействовать со сверстниками; страх, что он может в порыве агрессии нанести травму другим детям; бессилие, потому что пока ее действия не приводят к желаемому результату)
2. Какие проявления ребенка, способности, качества вызывают у воспитателя радость? (Например, малыш проявляет сообразительность, познавательный интерес и активность на занятиях; часто бывает старателен и послушен, выполняет просьбы воспитателя)
3. Как воспитатель пытался помочь ребенку изменить нежелательное поведение? Какие воспитательные способы использовал? (В нашем примере воспитатель использовала: физически останавливала агрессивные действия ребенка (держала за руку, не давая возможности ударить другого ребенка), отводила в сторону и строго беседовала, просила извиниться перед другим ребенком)
4. Какого поведения воспитатель ожидает от ребенка? (Результат воспитательной работы) (Воспитатель считает важным развитие способности у ребенка сотрудничать с другими, учиться договариваться без применения агрессивных действий, сердиться без драки)
5. Какие воспитательные меры, способы воздействия воспитатель планирует применить к ребенку, чтобы придти к вышеописанному поведению ребенка? Что важно и полезно сделать родителям для решения этой же задачи? (Если воспитателю трудно ответить на этот вопрос, он может обратиться к психологу, старшему воспитателю или просто к более опытному воспитателю) (В нашем примере воспитатель вместе с другими специалистами выработали следующие меры: 1. Доброжелательно поговорить с ребенком (когда он тоже спокоен) о том, что агрессивное поведение недопустимо в саду, и поэтому, его будут останавливать и он не сможет потом играть с детьми. (То же самое должны говорить и родители), 2. Воспитатель должен быть очень внимателен к положительным проявлениям в поведении ребенка по отношению к другим детям и взрослым, обязательно проговаривая малышу о его прекрасных качествах (Родителям важно делать тоже самое. Это способствует закреплению положительного опыта в поведении.) 3. Воспитатель будет читать детям сказки и рассказы о дружбе и ссоре, о друзьях и драчунах и т.п; а также побеседовать с детьми; организует командную игру-путешествие, где необходимы проявления дружеских качеств (в процессе игры можно обращаться к нашему «герою» как эксперту в дружбе). 4. Воспитатель (а также и родители) будет давать Серёже «ответственные поручения», чтобы улучшить отношения с ребенком и повысить статус ребенка в группе. 5. Родителям рекомендовано отрегулировать систему поощрений и наказаний. 6. В случае возникновения трудностей или вопросов родителям предложено обращаться к психологу детского сада
ИТАК, соединив все вышеуказанные ответы на вопросы получим НОВЫЙ ТЕКСТ РАЗГОВОРА С РОДИТЕЛЯМИ, который будет звучать примерно так:
«Ваш малыш очень сообразительный на занятиях, он проявляет интерес к заданиям и активно их выполняет, что меня очень радует…. Но есть в его поведении моменты, которые меня волнуют – Сережа обижает других детей, отнимает игрушки и дерется. Я опасаюсь, что он может травмировать других детей. Я тревожусь, что такое поведение затруднит дружбу других детей с Сережей, дети будут отказываться играть с ним, что будет его печалить. Я вижу, как Сереже трудно, и это вызывает мое сочувствие. (Спросите у родителей – наблюдали ли они подобное поведение ребенка в семье, в гостях …) Я применила несколько способов воздействия (перечислить)…., пока результата нет. Поэтому я решила обратиться к вам, чтобы совместными усилиями помочь Вашему ребенку развить способность сотрудничать с другими, учиться договариваться без применения агрессивных действий, сердиться без драки. В детском саду в ближайшее время я для решения задачи помощи Сережи проведу ….. (рассказать о планах). Но чтобы результаты нашей работы были устойчивы, очень важно в семье…. (рассказать о мерах решения задачи в семье)»
Возможно родители владеют «ключиками» положительного воздействия на поведение своего ребенка. Спросите об их опыте. Поблагодарите родителей за то, что они уделили время для беседы, а также за ценные наблюдения за своим ребенком и своими способами воспитания (если этому было место в вашей разговоре)
Такой разговор вызывает уважение и благодарность родителей за внимание и заботу о своем ребенке, способствует конструктивному сотрудничеству с семьей. И, несомненно, полезен для ребенка, так как беседа нацелена на ПОМОЩЬ ребенку, а не на констатацию факты (или жалобу) нежелательного поведения малыша.
В дальнейшей работе воспитателю важно говорить родителям о положительной динамике в поведении ребенка в ходе работы с ним.
Желаю всем воспитателям и дошкольным педагогам конструктивного сотрудничества с родителями в решении задач воспитания и обучения дошкольников в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_beseda_s_roditelyami.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Разговор с родителями»
Детский сад предоставляет родителям услуги по уходу, воспитанию и образованию их детей. И взаимодействие с мамами и папами (а иногда и бабушками, тетями, и другими близкими ребенка) — неотъемлемая часть работы воспитателей и педагогов сада. Родители хотят знать о том, что и как происходит с их ребенком в детском саду. Да и воспитатели не желают замалчивать неприятные эпизоды поведения ребенка.
Дошкольник совершил неодобряемый поступок; нарушил правила поведения в саду; сделал не так, как просил воспитатель. Как поговорить воспитателю с родителем о ребенке, чтобы не навредить малышу, чтобы разговор стал полезным для всех сторон педагогического взаимодействия?
Есть такие варианты: «Ваш Петя сегодня так ужасно себя вел! Он ударил девочку и даже не хотел извиняться….», «А знаете, что сегодня натворила Ваша Маша? Она говорила плохие слова и учила …», «Срочно примите меры с вашим ребенком, а то он грубит старшим и не слушается…». К сожалению, часто так начинают встречу с родителями некоторые работники детского сада, желая поделиться случившимся в течение дня.
Чего хотел воспитатель, обращаясь к родителю? (Какой подтекст его посланий?) Возможно, сказать о своем бессилии и что он ждет помощи родителя; пожаловаться на ребенка и сказать, что ему трудно с их ребенком.
А КАК же воспринимает родитель такой текст воспитателя. Давайте поразмышляем.
Что происходит с родителями после рабочего дня (часто трудного), когда они пришли за своим дорогим малышом, а их встречает возмущенный воспитатель и говорит очень эмоционально выше приведенный текст, часто в присутствии ребенка, других родителей и воспитателей???…
1. Конечно же, он испытывает СТЫД. Родитель воспринимает информацию о неблаговидном поступке своего ребенка как собственное несовершенство и то, что он «плохой родитель». Кто-то покорно выслушает, опустит глаза, согласится и пойдет со своим ребенком домой. Пережить это принеприятнейшее чувство очень тяжело. И не каждый родитель готов проявить мудрость и терпение в этой ситуации и к своему ребенку, и воспитателю. И тогда…
2. …чтобы защитить себя от вышеуказанного чувства стыда, у родителя возникает «сопротивление». Оно может выражаться в виде возмущения (за которым проявляется злость) по типу «А вы сами-то что сделали?», «Работать надо лучше. Вы же профессионалы…». Диалога не получится, сплошное предъявление претензий, обиды…
3. А дома родитель часто (испытавший стыд, возмущение и «принеся» из детского сада заряд негативного напряжения) устраивает своему ребенку «разборки»: ругает, наказывает, угрожает, стыдит. Атмосфера в семье не самая приятная.
4. После «воспитательных разборок» поведение ребенка в саду усложняется, как правило. Кто-то испытывает страх и напряжение, кто-то злится на воспитателя и еще больше проявляет агрессию к нему и другим детям, кто-то капризничает, кто-то замыкается и т.п
5. ИТОГ: ни воспитатель, ни родитель, ни ребенок не получает пользы от подобного разговора. Уверена, что такого результата не желает никто!
И так, начнём сначала! Возможен другой вариант. Например, ситуация: ребенок (пусть это будет Серёжа) обижает других детей — дерётся, отнимает игрушки, кричит.
Воспитателю, перед тем, как обращаться к родителям, необходимо подготовиться и ответить на несколько вопросов, ответы на которые помогут выстроить будущий разговор.
1. Какие чувства у воспитателя вызывает поведение ребенка? (В нашем примере сотрудница сада испытывала волнение и тревогу, видя как трудно ребенку взаимодействовать со сверстниками; страх, что он может в порыве агрессии нанести травму другим детям; бессилие, потому что пока ее действия не приводят к желаемому результату)
2. Какие проявления ребенка, способности, качества вызывают у воспитателя радость? (Например, малыш проявляет сообразительность, познавательный интерес и активность на занятиях; часто бывает старателен и послушен, выполняет просьбы воспитателя)
3. Как воспитатель пытался помочь ребенку изменить нежелательное поведение? Какие воспитательные способы использовал? (В нашем примере воспитатель использовала: физически останавливала агрессивные действия ребенка (держала за руку, не давая возможности ударить другого ребенка), отводила в сторону и строго беседовала, просила извиниться перед другим ребенком)
4. Какого поведения воспитатель ожидает от ребенка? (Результат воспитательной работы) (Воспитатель считает важным развитие способности у ребенка сотрудничать с другими, учиться договариваться без применения агрессивных действий, сердиться без драки)
5. Какие воспитательные меры, способы воздействия воспитатель планирует применить к ребенку, чтобы придти к вышеописанному поведению ребенка? Что важно и полезно сделать родителям для решения этой же задачи? (Если воспитателю трудно ответить на этот вопрос, он может обратиться к психологу, старшему воспитателю или просто к более опытному воспитателю) (В нашем примере воспитатель вместе с другими специалистами выработали следующие меры: 1. Доброжелательно поговорить с ребенком (когда он тоже спокоен) о том, что агрессивное поведение недопустимо в саду, и поэтому, его будут останавливать и он не сможет потом играть с детьми. (То же самое должны говорить и родители), 2. Воспитатель должен быть очень внимателен к положительным проявлениям в поведении ребенка по отношению к другим детям и взрослым, обязательно проговаривая малышу о его прекрасных качествах (Родителям важно делать тоже самое. Это способствует закреплению положительного опыта в поведении.) 3. Воспитатель будет читать детям сказки и рассказы о дружбе и ссоре, о друзьях и драчунах и т.п; а также побеседовать с детьми; организует командную игру-путешествие, где необходимы проявления дружеских качеств (в процессе игры можно обращаться к нашему «герою» как эксперту в дружбе). 4. Воспитатель (а также и родители) будет давать Серёже «ответственные поручения», чтобы улучшить отношения с ребенком и повысить статус ребенка в группе. 5. Родителям рекомендовано отрегулировать систему поощрений и наказаний. 6. В случае возникновения трудностей или вопросов родителям предложено обращаться к психологу детского сада
ИТАК, соединив все вышеуказанные ответы на вопросы получим НОВЫЙ ТЕКСТ РАЗГОВОРА С РОДИТЕЛЯМИ, который будет звучать примерно так:
«Ваш малыш очень сообразительный на занятиях, он проявляет интерес к заданиям и активно их выполняет, что меня очень радует…. Но есть в его поведении моменты, которые меня волнуют – Сережа обижает других детей, отнимает игрушки и дерется. Я опасаюсь, что он может травмировать других детей. Я тревожусь, что такое поведение затруднит дружбу других детей с Сережей, дети будут отказываться играть с ним, что будет его печалить. Я вижу, как Сереже трудно, и это вызывает мое сочувствие. (Спросите у родителей – наблюдали ли они подобное поведение ребенка в семье, в гостях …) Я применила несколько способов воздействия (перечислить)…., пока результата нет. Поэтому я решила обратиться к вам, чтобы совместными усилиями помочь Вашему ребенку развить способность сотрудничать с другими, учиться договариваться без применения агрессивных действий, сердиться без драки. В детском саду в ближайшее время я для решения задачи помощи Сережи проведу ….. (рассказать о планах). Но чтобы результаты нашей работы были устойчивы, очень важно в семье…. (рассказать о мерах решения задачи в семье)»
Возможно родители владеют «ключиками» положительного воздействия на поведение своего ребенка. Спросите об их опыте. Поблагодарите родителей за то, что они уделили время для беседы, а также за ценные наблюдения за своим ребенком и своими способами воспитания (если этому было место в вашей разговоре)
Такой разговор вызывает уважение и благодарность родителей за внимание и заботу о своем ребенке, способствует конструктивному сотрудничеству с семьей. И, несомненно, полезен для ребенка, так как беседа нацелена на ПОМОЩЬ ребенку, а не на констатацию факты (или жалобу) нежелательного поведения малыша.
В дальнейшей работе воспитателю важно говорить родителям о положительной динамике в поведении ребенка в ходе работы с ним.
Желаю всем воспитателям и дошкольным педагогам конструктивного сотрудничества с родителями в решении задач воспитания и обучения дошкольников в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...