«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
методическая разработка на тему
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
воспитателя Макейкиной Юлии Сергеевны
по теме:
«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании.
Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умения думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении – развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения и навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования, эффективного метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо представление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Это подтолкнуло меня к работе над темой «Экспериментирование дошкольников». Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности. Он считает: экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее полноценнее он развивается.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
- Углублять представления детей о живой и неживой природе;
- Расширять представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры);
- Формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивающие:
- Развивать мышление, внимание, память, речь;
- Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
- Вызывать у детей радость от открытий, полученных из опытов;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Я считаю, экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Теоретическая база опыта
Заинтересовавшись этим методом обучения, мною изучены работы многих отечественных педагогов:
- методика А.И. Савенкова по теме: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», его работа «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», опубликованная в журнале «Дошкольное воспитание» за 2006 год;
- работы Поддъякова Н.Н. «Сенсация: открытие новой ведущей деятельности» // Педагогический вестник. 1997. № 1, «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект»;
- методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
- методику Ивановой А.И. «Организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
- работу Веракса Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» 2015 г.;
- работу Крашенинников Е.Е. «Развитие познавательных способностей дошкольников» 2014 г.;
- занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» 2002 г.
- работу Дыбиной О.В. «Ребенок в мире поиска».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Моя работа строится по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях я выступаю в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, данные им от рождения, а они есть у каждого. Дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства.
Деятельность воспитанников и качество усвоения программного материала находятся под постоянным контролем воспитателя. На моих занятиях хороший психологический климат, все дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В своей деятельности я использую различные методы, которые помогают мне поддерживать у детей интерес к занятиям. Важнейший метод исследования – эксперимент. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие (температура, время, жидкость, и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.
Вследствие обучения, направленного на усвоение готовых истин, ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
На моих занятиях приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания, базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям. Я стараюсь проводить их в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил.
Согласно ФГОС ДО «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, … и должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)».
Структура проведения эксперимента:
1. Постановка проблемы;
2. Поиск путей решения проблемы;
3. Проведение наблюдения;
4. Обсуждение увиденных результатов;
5. Формулировка выводов.
Форма работы с детьми: групповая, подгрупповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые, наглядные, словесные.
Виды детской деятельности.
Коммуникативная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая.
Форма проведения.
- Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства.
- Разрешено свободное размещение детей;
- Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности;
- Разрешено свободное общение детей (рабочий гул).
Практическая значимость
Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что не известно. Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Составляют развёрнутый рассказ об увиденном. По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Результативность
Дети стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Дети с удовольствием экспериментировали, занимались поисковой деятельностью. У детей все чаще стали появляется вопросы - гипотезы, выражающие предположения, собственные теории по поводу познаваемых явлений, объектов окружающей действительности, что свидетельствовало об их «интеллектуальных интересах».
Дети стали проявлять желание экспериментировать дома, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.
Вывод
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)
В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...
Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...
Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "
Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...