«Как проходит адаптация ребенка в детском саду»
статья (младшая группа) на тему

Такина Раиса Израиловна

АВТОР:  Такина Раиса Израиловна

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

 

Содержание

 

1. Что понимается под словом адаптация.

2. Что чувствует ребенок в период адаптации.

3. Какие факторы влияют на адаптацию.

4. Помощь ребенку в период адаптации.

5. Что можно посоветовать родителям.

6. Подведение итогов по окончании периода адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_adaptatsiya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Что понимается под словом адаптация.

        Адаптацией принято считать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к её условиям.

Адаптация – это очень сложный и тяжёлый для детского организма и детской психики процесс. Переживаемый маленьким человеком стресс затрагивает жизнедеятельность и в той или иной мере нарушает нормальную работу всех основных систем человеческого организма. Неудивительно, что сильно страдает иммунитет, естественная защита ребёнка от болезней уменьшается, и он подвержен частым простудам. Болезни прерывают процесс адаптации ребёнка к детскому саду, и после выздоровления, к сожалению, он начинается заново. Необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче.

  1. Что чувствует ребенок в период адаптации.

Рассмотрим состояние ребёнка в период адаптации.

Первое – это отрицательные эмоции, которые присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Степень проявления может быть разной. Настоящая депрессия и подавленность ребёнка проявляется в том, что он может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая есть или играть. Депрессия характеризуется неожиданными вспышками активности и агрессии по отношению к окружающим. Всё внимание ребёнка в это время сосредоточено на ожидании родителей, на приходящих людях, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику.

Второе, что постоянно испытывает ребёнок в период адаптации, – это страх. Страх вызывает новая обстановка, воспитатели, другие дети и самое основное – предположение малыша, что родители не придут вечером, бросив его в детском саду навсегда.

Третья частая реакция при адаптации – это злость, гнев. Ребёнок может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших в его жизни изменений, и бросаться на каждого, кто подойдёт к нему. При этом поводом для злости может стать любой пустяк.

Четвертое – социальные контакты. Чем более общителен от природы ребёнок, тем более быстрой будет его адаптация.

Пятое, что необходимо выделить в состоянии эмоций адаптирующегося ребёнка, - это любопытство и жажда знаний. Под воздействием стресса познавательная деятельность угасает вместе с положительными эмоциями. В возрасте трёх лет ребёнок активно познаёт мир через игру. Поэтому, оказавшись в детском саду, малыш перестаёт тянуться к игрушкам и играм с ровесниками. Возвращение познавательной активности означает постепенное «выздоровление» от стресса.

Шестое – это социальные навыки. Психика малыша испытывает такое давление, что в первые дни после начала посещения дошкольного учреждения он может разучиться о себе заботиться. Ребёнок может временно разучиться самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться салфеткой и носовым платком, может забывать говорить «спасибо» и «пожалуйста». Когда стресс от адаптации исчезнет, малыш вспомнит все забытые навыки.

Седьмое – речь. От стресса и эмоциональных перегрузок ребёнок может забыть многие слова. В его речи начинают превалировать глаголы, существительных и прилагательных становится гораздо меньше. Малыш начинает говорить односложными предложениями, кратко, конспективно. Даже при лёгкой адаптации ребёнок не может в это время запоминать достаточное для его возраста количество новых слов.

Восьмое – двигательная активность. От стресса малыш становится или слишком медлительным, или слишком быстрым. Необходимо быть внимательным и не спутать активность, обусловленную врождённым темпераментом, и нездоровую активность – следствие стресса.

Девятое – сон. В первое время ребёнок совершенно не может уснуть днём. Часто он сидит на кровати и плачет. Потом с течением времени постепенно малыш начинает забываться беспокойным сном с частыми пробуждениями. Спокойный нормальный сон приходит только после закончившейся адаптации.

Десятое – аппетит. Под воздействием стресса ребёнок может почти полностью отказываться от еды в детском саду. Чем больше ребёнок привык и освоился, тем больше его аппетит возвращается к обычной норме.

Иногда также во время адаптационного периода у ребёнка без всяких простуд повышается температура.

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем.

2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает.

3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность.

Итак, как же себя проявляет ребёнок в период адаптации?

Изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние. Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность. Ребёнок в это время может отказаться даже от пищи, а компенсировать чувство голода дома. Аппетит в основном нарушается в первые пять дней. Нарушается и сон ребёнка он не спит не только в учреждении , но и дома, в результате возбуждения нервной системы. Меняется эмоциональное состояние детей. У каждого ребёнка рано или поздно проявляются отрицательные эмоции. Но в большинстве случаев в эмоциональной сфере бывает бурной начало, которое затем сменяться затишьем. Данный период следует тщательно контролировать. Ребёнок вроде бы примирился с обстановкой, но это патологическое затишье, ненормальное состояние ребёнка.

3. Какие факторы влияют на адаптацию.

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

1. Состояние здоровья и уровень развития.

2. Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими, изменение условий жизни дети до полутора лет.

3. Биологические и социальные факторы. Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенные значения. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребёнка, правильного режима, соответствующего возраста.

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. Формирование этого навыка должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.

 Все эти факторы важно знать, что бы облегчить адаптацию ребёнка в ДОУ.

4. Помощь ребенку в период адаптации.

Для облегчения привыкания ребенка к детскому саду используются следующие приемы:

- чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми;

- первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке;

-первую неделю мама находится в группе вместе с малышами, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой;

- вторую неделю малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок обедает в ее присутствии;

- третью и четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон. Родители могут забрать его сразу, как только он проснется.

В период адаптации особенно важен контакт на доверительной основе между родителями и педагогом, поскольку отрыв от семьи – сложный процесс. Необходимо часто беседовать, узнавать привычки ребенка, предпочтения, любые проявления недомогания, причины, предшествующие каким-то проявлениям.

Педагог может и должен рассказывать родителям об особенностях психики ребенка в данном возрастном периоде, о закономерностях его развития, помогать разбираться в действиях и поступках детей, в причинах тех или иных действий. Педагогам и родителям следует помнить, что в период адаптации к новым условиям, некоторые требования в детском учреждении следует снизить, а в семье  наоборот, чуть повысить их. Педагоги должны быть уверенными в своих знаниях и вовремя дать дельный совет родителям. Необходимо создать ребенку условия:

- предоставление ребенку возможности активно действовать со многими предметами, т.к. основной деятельностью малыша является предметно-практическая;

- постоянное участие взрослого в играх-занятиях с ребенком;

- организация общения ребенка со взрослыми и сверстниками, причем этому умению необходимо учить.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом работы с детьми раннего возраста является игра. Также большое удовольствие детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам.

В работе с маленькими детьми широко используется пальчиковая гимнастика, подвижные игры, хороводы. Также легко можно установить контакт с ребенком с помощью фольклора. Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности.

Ласковый говорок прибауток, потешек, вызывает у ребенка радость. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу и любовь. Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребенка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка.

5. Что можно посоветовать родителям.

Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребёнка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять форму поведения. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в распорядок дня дома. Избегайте обсуждения при ребёнке волнующих вас проблем, связанных с детским садом. Планируйте своё время так, что бы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день. Как можно раньше познакомьте ребёнка с детьми и педагогами группы, в которую он в скором времени придёт. Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Подчёркивайте, что ваш ребёнок, как и прежде дорог вам и любим.

    Воспитатели советуют:

    1. Настраивать ребенка позитивно. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

    2. Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

    3. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

    4. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

    5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить походы в публичные места и просмотр телевизионных передач.

    6. Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

    7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

    8. Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

    9. Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.

    10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

   11. При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

6. Подведение итогов по окончании периода адаптации.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико- педагогический консилиум. Туда входят заведующая, старший воспитатель, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, анализируются итоги и намечается дальнейшая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...