АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (младшая группа) на тему
Проблема адаптации детей 3-4-го года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым, людям зависит его физическое и психическое развитие. Адаптация помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также отвечает за дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.
Музыка оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Роль музыки очень важна в социальной адаптации. Знакомство с музыкальными произведениями даёт детям пример положительного духовного и культурного развития. Прослушивание музыки позволяет развивать фантазию, создаёт в сознании ребёнка особую атмосферу, когда малыш сам формирует образы, которые навевает мелодия. Всё это является основой успешного развития коммуникативных навыков, развития речи, внимания.
Использование музыки в воспитании помогает избежать психологических проблем (детские страхи, заниженная самооценка, гиперактивность), позволяет выявлять одаренность у детей, создает условия для развития гармоничной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplomnaya2016.doc | 352 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. Н. УЛЬЯНОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе дополнительного профессионального образования
(профессиональная переподготовка)
направление «Педагогика и психология дошкольного образования»
(7 поток)
ТЕМА: «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Слушательница: Костолина Наталья Викторовна
Научный руководитель: Дормидонтова Лариса Петровна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольного
и начального общего образования
ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
Ульяновск, 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации детей к ДОО
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста…...............................................................................................……...7
1.2 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………....19
1.3 Влияние музыкальной деятельности на процесс адаптации детей к ДОО…………………………………………………………………………..26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО посредством музыкальной деятельности
2.1 Диагностика степени адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО………………………………………………………………29
2.2 Музыкальна деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ младшего дошкольного возраста к ДОО…………………………..……..31
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………33
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованных источников……………………………………..37
Приложения
Введение
Проблема адаптации детей 3-4-го года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым, людям зависит его физическое и психическое развитие. Адаптация помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также отвечает за дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Адаптация - самая первая и важная ступень в образовательном процессе. Важным элементом успешной адаптации является тесное сотрудничество с семьёй ребенка. Главная цель адаптации – приспособление детей к новым условиям существования – к детскому саду. Основной задачей следует считать достижение благополучного психоэмоционального состояния детей. В процессе адаптации важно приложить все усилия для биологической адаптации, то есть помочь детям подстроиться под режим дня в детском саду. С биологической адаптацией тесно связана социальная – формирование новых социальных отношений, выходящих за рамки семьи. Значительное внимание к проблеме приспособления детей к условиям детского сада, уделяется в современных исследованиях зарубежных учёных (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В.Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.). При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней. Успешная адаптация является залогом успешного становления ребенка как гармонично развитой личности. Музыка позволяет мозгу человека одновременно работать и быть расслабленным, что в первую очередь необходимо для смягчения стрессовых ситуаций у детей. Таким образом, прослушивание музыки дает возможность создать зону комфорта» для воспитанников детского сада. Музыка оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Роль музыки очень важна в социальной адаптации. Знакомство с музыкальными произведениями даёт детям пример положительного духовного и культурного развития. Прослушивание музыки позволяет развивать фантазию, создаёт в сознании ребёнка особую атмосферу, когда малыш сам формирует образы, которые навевает мелодия. Всё это является основой успешного развития коммуникативных навыков, развития речи, внимания. Использование музыки в воспитании помогает избежать психологических проблем (детские страхи, заниженная самооценка, гиперактивность), позволяет выявлять одаренность у детей, создает условия для развития гармоничной личности. Музыкальная деятельность с детьми всесторонне развивает и подготавливает их к обучению в ДОО, а в будущем, и к школе. Слушание музыки позволяет развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Таким образом, обогащается внутренний мир ребенка, активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Следовательно, «музыкальная терапия» является и здоровьесберегающей практикой, что очень актуально в последнее время. Прослушивание музыкальных произведений родителями вместе с детьми является необходимым условием для установления контакта между взрослым и ребенком. Музыка, в свою очередь, - благоприятная основа, на которой возникает духовная общность между людьми, взаимопонимание. Из всего вышеизложенного следует самый главный вывод: влияние музыки на ребенка и его личность очень велико. Именно поэтому использование «музыкальной терапии» является одной из первостепенных на этапе адаптации ребенка к ДОО. Объект: социально-педагогическая адаптация детей младшего дошкольного возраста. Предмет: условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации посредством музыкальной деятельности. Цель: рассмотреть особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации посредством музыкальной деятельности. Задачи:
- На основе анализа литературы раскрыть сущность социально-педагогической адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
- Раскрыть возрастные особенности и особенности адаптации младших дошкольников, к условиям детского сада.
- Рассмотреть условия, в которых успешно проходит процесс адаптации.
База исследования: младшая группа «Малышок» МБДОУ Детский сад №58 «Снежок» города Ульяновска. В исследование приняли участие воспитанники в количестве 23 человек.
Методы исследования: изучение педагогической и психологической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании влияния музыкальной деятельности на процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к детской образовательной организации. Выпускная аттестационная работа состоит из введения, в него входят основные методологические характеристики: актуальность, объект, предмет исследования, цель работы, задачи, методы исследования; двух глав, которые раскрывают тему в её теоретическом и практическом аспекте, заключения, списка литературы, приложения. В первой части рассматриваются особенности адаптации детей в трудах научных деятелей и педагогов, возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста и влияние музыкальной детальности на процесс адаптации. Во второй главе описывается диагностика, выявляющая степень адаптации детей и работа с использованием музыкальной деятельности для улучшения адаптации детей к ДОО. Заключение содержит основные выводы исследования.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОО
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Анализ деятельности различных дошкольных учреждений в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и социально-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей. Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОО и родителями. Соответственно, одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса адаптации детей к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему социально-педагогического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов. В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей (Н.Д.Ватутина, Н.М.Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская и др.) [4, 26]. Адаптация определяется прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса [3, с.34]. Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова) [5, с.82 ]. Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи [5, с. 29] Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме - дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. В научной литературе представлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от педагогов, ДОО. Следует отметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию дошкольников и приводящие к дезадаптации личности. При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии. Проблема адаптации детей продолжает изучаться: как происходит включение маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка и каковы способы установления контакта со взрослым. Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. Следует отметить, что невротические расстройства - преходящие состояния, т.е. их отличает динамизм, они могут быстро возникать при стрессовых ситуациях и достаточно быстро исчезать, даже при небольшой помощи, устраняющей психогенные факторы. Особенно это касается невротических реакций, они являются начальной формой психической дезадаптации, т.е. поведенческой реакцией, неадекватной внешнему стимулу. Например, ребенок, который не хочет ходить в детский сад, потому что боится воспитателя, вернулся домой. Там его окружают любящие родители, он попадает в привычную ситуацию, но по-прежнему плачет, боится оставаться один, плохо ест и засыпает, хотя до поступления в детский сад таких изменений в поведении ребенка в домашних условиях не было. Ориентация педагога на более ласковое отношение к этому ребенку способствует его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. При этом изменения поведения могут исчезнуть без медикаментозной коррекции. При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства - неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания. Доказано, что более половины хронических заболеваний (до 80%) - это психо- и нейросоматические болезни. У ребенка также важно оценивать показатели нервно-психического развития: в первые 3 года жизни это, прежде всего, речевое, моторное развитие, эмоциональное состояние. Следовательно, во все возрастные периоды при оценке психического здоровья необходимо давать характеристику эмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации. Если говорить о причинах частых нарушений психического здоровья детей, то среди их многообразия особо хотелось бы остановиться на двух аспектах. Первый аспект - рост частоты перинатальных повреждений нервной системы, возникающих еще в утробе матери или во время родов. Частота таких повреждений достигает 80%. В большинстве случаев это легкие повреждения, в основном, проявляющиеся в первые месяцы жизни ребенка возбуждением, нарушением сна, изменением тонуса мышц. К году эти расстройства, как правило, проходят (компенсируются). Но это период так называемого «мнимого благополучия», и уже к трем годам более чем у половины таких детей появляются изменения поведения, нарушение развития речи, двигательная расторможенность, то есть появляются синдромы минимальной дисфункции мозга. У этих детей не только нарушается поведение и развитие высших мозговых функций, но и затруднена адаптация к дошкольным учреждениям и школе, имеются трудности в обучении. Это, в свою очередь, определяет их повышенную склонность к эмоциональным расстройствам и невротизации. У этих детей очень рано определяются вегетативные сдвиги и формируются болезни дисрегуляции, так называемая нейросоматическая патология. Это могут быть различные заболевания сердечно-сосудистой системы (например артериальная гипо- и гипертензия), пищеварительного тракта (например гастродуоденит), бронхолегочной системы (например бронхиальная астма) и т.д. Второй аспект частых нарушений психического здоровья - стрессовые ситуации в жизни ребенка. Они могут быть обусловлены как социально-экономическим неблагополучием семьи, так и неправильным воспитанием ребенка. Стрессовые ситуации могут возникать при отрыве ребенка от семьи, когда он поступает в дошкольное учреждение или школу. Причиной их может быть и плохая успеваемость, конфликты со сверстниками и педагогами. Неблагоприятному течению адаптации детей часто предшествуют имеющиеся с раннего возраста нарушения психического здоровья. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять эмоциональные нарушения и проводить их коррекцию. С другой стороны, неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведет к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации у этих детей возникают неврозы и психосоматическая патология, а это затрудняет дальнейшую адаптацию ребенка к новым факторам среды. Возникает замкнутый круг. Особая роль в длительном сохранении стрессовой ситуации отводится межличностному конфликту. В системе охраны здоровья детей очень важно нормализовать психоэмоциональное состояние воспитателя. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует младший дошкольный возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, однако, именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Существует ряд показателей, информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу [17, c. 135-137]. На физиологическом уровне основными показателями привыкания к детскому саду являются состояние здоровья, сон, аппетит. На психоэмоциональном уровне: эмоции, поведение и социальные контакты. Познавательная деятельность снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем. Социальные навыки: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые. Особенности речи: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных, одни глаголы. В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь - итог тяжелой адаптации. Двигательная активность: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не следует, однако, путать активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка. Сон если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно. Аппетит у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета [16, c. 138-140]. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья: У данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. Таким образом, состояние здоровья - один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде: а) творческий стиль, когда ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам; б) конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды; в) избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним [28, c. 63-65]. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий. К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. Существует три фазы адаптационного процесса. 1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц. 2. Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев. 3. Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии. При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: Легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса; Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма [30, c. 203-205]. Не рекомендуется отдавать ребенка в детское учреждение в кризисные моменты, в эти периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства, изменение поведения ребенка, что может усугубить процесс адаптации [8, c. 43]. По уровню развития общения детей можно разделить на три группы: 1 группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, они ожидают от них только внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубоко переживают расставание с близкими. Опыта общения с посторонними они не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. У данных детей в поведении довольно долго сохраняются беспокойство и плаксивость. 2 группа - это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние. 3 группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно. При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми) Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы. В противоположность легковозбудимым есть дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. При работе воспитателя с такими детьми важно проявить выдержку и терпение. В первые дни воспитателям не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время в освоении нового пространства. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям, к затруднениям в адаптации. Особого внимания требуют дети с ослабленным типом нервной системы. Они очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать этих детей, помогать им в освоении нового. Холерики и флегматики сложнее адаптируются к дошкольному учреждению, чем более уравновешенные и в меру медлительные сангвиники. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения, но труднее всего приходится медлительным детям: они не успевают за общим темпом еды, сна, одевания. Необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Таким образом, проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ - неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
1.2 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста
Эмоциональное развитие ребенка младшего дошкольного возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки. Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое, взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. В младшем дошкольном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребѐнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы. Признаки или симптомы кризиса трех лет: своеволие , протест, бунт, обесценивание, ревность, негативизм, упрямство, строптивость. Ребенок поступает вопреки не только взрослым, но порой даже своему собственному желанию. Ребенок в этот период может отказывается выполнять просьбы только потому, что его об этом попросили. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям. Всё это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками. Речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи. К трем годам у ребенка начинает появляться способность оценивать свои результаты. Приглядываясь к тому, что получается у других, и составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребенок начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становится тем внутренним «мотором», который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия и побуждает овладевать ими. Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. 3–4-х летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий, и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого. В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. У нормально развивающегося 3-летнего ребенка есть все возможности овладения навыками самообслуживания, которые основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию. Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами, способен верно выбрать формы предметов по образцу. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты, групповой комнаты в детском саду и т. п. На основании опыта у них складываются пространственные представления. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения. В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Ребенок знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением. Внимание детей непроизвольно. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. Мышление детей старше 3 лет носит наглядно - образный характер, от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту. В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. На 3 году у детей постепенно формируется умение общаться как с взрослыми, так и со сверстниками [5, c. 33-35]. В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного. Мальчики в большей степени привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней. В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда, увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе. Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации практической деятельности. Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко- низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ, заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме. Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям). Целостная предметная деятельность, которая должна сложиться у ребенка третьего года жизни, включает в себя 3 компонента:
- Умение планировать свою деятельность, заранее мысленно предвидеть тот результат, который еще только предстоит получить на практике;
- Умение подбирать такие способы действия, которые выстроены в логике представленной цели и могут привести к получению нужного результата.
- Умение самостоятельно сличать полученный результат с исходным замыслом (соответствует ли он поставленной цели.
В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает теми умениями, которое существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Таким образом, возраст трех лет является оптимальным для поступления ребенка в детскую образовательную организацию.
1.3 Влияние музыкальной деятельности на процесс адаптации детей к ДОО
С поступлением ребенка в ДОО в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Музыка является важным звеном в процессе прохождения адаптации. Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, так как обладает наибольшей силой воздействия на ребенка, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное, не только в окружающем мире, но и самом себе. В. А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека… Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным…» Музыка, музыкальная деятельность детей в детском учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте, природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах и мыслях. Специфические особенности музыки позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, психическое состояние и воздействовать на глубинный мир ребенка. Поэтому музыкальный следует с особой тщательностью подбирать для детей музыкальный репертуар – не только колыбельные песни, но и классическую и современную музыку, в особенности ту, к которой ребенок привык в семье. Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе не только по инициативе педагога, но и по инициативе самого ребенка в различные моменты его общей, совместной деятельности с другими детьми и самим педагогом, вызывая радостное ощущение жизни и пребывания в дошкольном учреждении, что оказывает огромную роль в процессе адаптации. Поэтому, беря во внимание воспитательную силу музыки, необходимо заботиться о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. Необходимо поддерживать и поощрять возникающие по инициативе детей песни, игры, хороводы, вводить пение и музыку на утренней гимнастике и физкультурных занятиях. В ходе активной музыкальной деятельности дети начинают усваивать необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально – ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и самое главное способствует наиболее быстрому и благоприятному протеканию периода адаптации в дошкольном учреждении. Таким образов, для успешной адаптации ребенка в ДОО посредством музыкальной деятельности были отобраны следующие условия:
- Исполнение колыбельных песен перед сном;
- Использование «фоновой» музыки для создания «зоны комфорта» у детей.
- Многократное прослушивание знакомых и любимых детьми музыкальных произведений, для создания положительного эмоционального настроя.
- Слушание классической музыки известных композиторов (Моцарт, Чайковский и др.)
- Объедининение музыкальных элементов с логоритмическими и дыхательными упражнениями,
- Игры под музыку, направленные на концентрацию внимания, расслабление, обучение ориентации в пространстве,
- Использование «потешек» и «попевок» в ходе режимных моментов.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО посредством музыкальной деятельности
2.1 Диагностика степени адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Исследование влияния музыкальной деятельности на адаптацию детей младшего дошкольного возраста было проведено на базе МБДОУ Детский сад №58 «Снежок» города Ульяновска, в нём приняли участие воспитанники младшей группы в количестве 23 человек. Использовались следующие методы выявления степени адаптации: анкетирование родителей; наблюдение за детьми. На первом этапе исследования проходила встреча с родителями непосредственно перед поступлением ребенка в детский сад (примерно за неделю до прихода ребенка в группу). Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (Приложение 1). По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние готовности детей данной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, что отражено в таблице 1.
Таблица 1. Уровень готовности детей к детскому саду по результатам первичного анкетирования родителей
Показатель готовности к ДОУ | Количество детей | % от общего числа детей |
Готов | 12 | 52.17% |
Условно готов | 8 | 34.78% |
Не готов | 3 | 13.04% |
По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 52.17% детей, условно готовы – 34.78%, не готовы – 13.04%.
Рис. 1 – уровень готовности детей к поступлению в ДОО.
Таким образом, у большинства детей отмечается достаточный уровень готовности к условиям ДОУ, но почти у половины наблюдается средний уровень готовности и имеется небольшой процент детей не готовых к поступлению в детский сад. В индивидуальных беседах с родителями были выяснены условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи. На втором этапе исследования для определения успешности адаптации детей была проведена диагностика. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные наблюдений в протокол, были сделаны выводы о результате адаптации каждого ребенка. (Приложение 2). Результаты анализа адаптационной карты детей представлены в таблице 2.
Таблица 2. Степень адаптации по результатам диагностики
Уровень адаптации | Количество детей | % от общего числа детей |
Высокий (до 1 недели) | 6 | 26.09% |
Средний (до 3 недель) | 16 | 69.57% |
Тяжелый (4 недели и более) | 1 | 4.35% |
Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2 Степень адаптации
Из рисунка следует, что наиболее выражен средний уровень адаптации к ДОУ он составляет 69,57% воспитанников. Высокий уровень адаптации выявлен у 26,09% детей, тяжелый– 4,35%. Таким образом, имеется разница между прогнозируемыми результатами адаптации, выявленными в ходе анкетирования родителей и степенью адаптации, установленной в ходе диагностики. Имеются дети с тяжелой степенью адаптации, превышающей 4 недели.
2.2 Музыкальна деятельность как одно из средств адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Для облегчения процесса адаптации с детьми младшей группы была проведена работа с использованием разных видов музыкальной деятельности: «фоновая» музыка, колыбельные песни, пение детских песен, слушание классических произведений известных композиторов, логоритмические и дыхательные упражнения, игры под музыку. Наблюдения показывают, что маленькие дети слушают и с удовольствием поют много раз одни и те же полюбившиеся им произведения («Вышла курочка гулять», «Собачка Жучка», «Пирожки», «Где же где же наши ручки?...», «Маленький ежик»). У них складываются свои впечатления, эмоции, поэтому они любят их постоянно испытывать, слушая одну и ту же мелодию. Эти произведения использовались во время утренней зарядки, между режимными моментами, дети реагировали очень эмоционально положительно, радовались, хлопали в ладоши, просили повторить. Одно произведение исполнялось не более трех раз, чтобы предотвратить снижение внимания и интереса детей. Использование «фоновой» музыки также благоприятно для создания «зоны комфорта» у детей. В промежутках между режимными моментами были использованы: «Звуки природы», «Пение птиц» (соловья, жаворонка, малиновки). Прием детей проводился под фоновую классическую музыку Эдварда Грига («Пер Гюнт», «Утро», «В пещере горного короля», «Сольвеиг»), А.К.Лядова («Волшебное озеро», «Сказочный мир», «Баба-Яга», «Музыкальная табакерка») Музыка очень заинтересовывала детей, интриговала, они с большим удовольствием рассказывали, о чем они слушали музыку.
В воспитательной работе были использованы детские песни («Улыбка» Шаинского, «Помирились» в исполнении Т. Негрей, произведения С. И Е. Железновых) и отрывки из классических произведений известных композиторов (Моцарт, Чайковский и др.), объединение музыкальных элементов с логоритмическими и дыхательными упражнениями, игры под музыку, направленные на концентрацию внимания, расслабление, обучение ориентации в пространстве.
Колыбельные песни, используемые перед отходом ко сну, помогли снизить тревожность, возбуждение, действовали успокаивающе. Этому способствовала плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Дети успокаивались и быстрее засыпали. На прогулках и в других режимных моментах использовались потешки и попевки («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «радуга-дуга» и др.) с целью заинтересовать детей и вызвать у них положительные эмоции. Потешки и попевки просты для запоминания детьми, они с удовольствием поют их самостоятельно: если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
2.3 Анализ результатов исследования
Целью исследования было: рассмотреть особенности адаптация детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации посредством музыкальной деятельности. В ходе работы цель была достигнута, посредством реализации задач. На основе анализа литературы была раскрыта сущность социально-педагогической адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Были раскрыты возрастные особенности и особенности адаптации младших дошкольников, к условиям детского сада и рассмотрены условия, в которых успешно проходит процесс адаптации. Музыкальная деятельность благотворно повлияла на процесс адаптации детей младшей группы к условиям детского сада. Музыка использовалась во всех режимных и образовательных моментах. В ходе наблюдения было выявлено, что использование музыки оказало положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей, они перестали плакать, с радостью стали идти в детский сад. Дети стали проявлять больше активности в играх с использованием музыки. У них преобладает положительное эмоциональное состояние. Улучшился процесс отхода ко сну, дети с удовольствием, быстро и спокойно засыпают под колыбельные песни педагога. Была проведена повторная диагностика по методике А.Остроуховой, результаты которой представлены в таблице 3.
Таблица 3.Результаты повторной диагностики
Степень адаптации | Количество детей | % от общего числа детей |
Легкая | 20 | 86.96% |
Средняя | 2 | 8.7% |
Тяжелая | 1 | 4.35% |
Сравнение полученных в ходе первичной и повторной диагностики данных (Таблица 2. и Таблица 3.) показано на рис. 3
Рис. 3 Сравнение результатов первичной и повторной диагностики
На диаграмме (рис.3) видно, что значительно вырос процент детей с высокой степенью адаптации, к концу исследования они составили подавляющее большинство - 86.96%. Далее было проведено повторное анкетирование родителей (Приложение 4.), которое также показало положительную динамику в степени адаптации детей данной группы к условиям ДОО. Таким образом, музыкальна деятельность значительно облегчает течение адаптации у детей младшего дошкольного возраста.
Заключение
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОО. Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами. Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому необходимо использовать музыкальную деятельность, для создания комфортной обстановки в группе, способствующей снижению стресса у детей в период адаптации к детскому саду. Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся навыков;
- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.
Через приобщение ребёнка к разным видам музыкальной деятельности, формирование у него внимания и интереса к музыке и через развитие музыкальных способностей малыша наиболее благоприятно и комфортно происходит его социально-личностное развитие. Музыкальная деятельность оказывает сильное положительное влияние на ребёнка, предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, общения ребёнка со сверстниками, создаёт основу для эмоционального контакта между ними, поэтому является эффективным средством адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детской образовательной организации.
Список литературы
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с.49 - 53;
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6 - с.46 -51.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста/ М.: Медицина, 2007.
- Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 417 с.
- Борман, И. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред.: Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой Москва : Медицина , 2004 .- 206 c.
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет/ М.:Просвещение, 2005.
- Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Каплан Л. И. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.
- Варпаховская О. Зеленая дверца: первые шаги в общество. / Ребенок в детском саду. – 2005. – N1. – с.30 – 35.
- Веракса А. Н. Библиотека программы «От рождения до школы» - Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов/
- Волкова Л.А. Играйте вместе с нами. /М.:Музыка, 2002. – 80 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
- Гавришева. Л.Б. Нишева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры./ Детство-Пресс, 2013 г. -48 с.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.
- Дзержинская Л.И. Музыкальное воспитание младших дошкольников/
- Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону, Феникс, 2004. - 275 с.
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
- Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с.66 - 77.
- Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003
- Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
- Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - c.34 - 37.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду/ М.:Академия, 2008. – 176 с.
- Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
- Манова–Томова В. Психологическая диагностика раннего детства / перевод – Н.В. Костюченко Народный просвет. София, 2004
- Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. - М.: Речь, 2002. - 238 с.
- Морозова Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. -с.10
- Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Владос, 2007. - 530 с.
- Овсепян К.Р, Я иду в детский сад. Проблемы адаптации./ М.:Карапуз – 2002. - 50 с.
- Овчинникова, Т. Музыка для здоровья / Т. Овчинникова. – СПб., 2004. 231с.
- Олифирова Л.А. Подружитесь с песенкой/ Воспитание дошкольника – 2010.
- Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М.: Мозаика Синтез, 2004. - 415 с.
- Павлова Л. Раннее детство, семья или общество? / Обруч. - 2007. - №2
- Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М., 2009. 287с.
- Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 5-7
- Радынова О.П. Слушаем и поем колыбельные песни/
- Рыданова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие/ О. П. Рыданова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003. - 350 с.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка - М.: ТЦ Сфера , 2006. - 235 с.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе М.: АРКТИ, 2006. - 275 с.
- Смага А., Васильева Н. Адаптация детей к ДОУ средствами детского фольклора / Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей, № 2 (38), 2009. С. 52 – 66.
- Смирнова Е.О Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) Изд-во МГППУ, 2004. - 315 с.
- Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста: от рождения до 7 лет /. - М. : Просвещение, 2007. - 224 с.
- Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2006. - № 3-4. с. 46 - 51.
- Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. - 430 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с.
- Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. - 368 с.
- Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду - М.: ЮНИТИ, 2007. - 290 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И. ребенка ________________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия (какие?)
______________________________________________
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие (указать)
__________________________
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет
Приложение 2
Лист педагогической адаптации.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)
рост _____ вес ______ (через месяц)
Заболевания до поступления ________________________________________
Индивидуальные особенности _____________________________________
Привычки ______________________________________________________
Параметры | Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||
Показатели физического здоровья | Аппетит | в группе | |||||||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||||||||
Сон | |||||||||||||||||||||||||||
Стул | |||||||||||||||||||||||||||
Мочеиспускание |
Оценка параметров адаптации.
Параметры | Оценка /баллы/ | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели физического здоровья | аппетит | хороший | выборочный, ест долго | отказ от еды |
сон | глубокий | засыпает с трудом | тревожен во сне | |
стул | регулярный | учащенный | запор | |
мочеиспускание | регулярное | учащенное | редкое |
Лист психологической адаптации
Параметры | Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | ||||||||||||||||||||||||||
Социальные контакты | с детьми | ||||||||||||||||||||||||||
со взрослыми | |||||||||||||||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | |||||||||||||||||||||||||||
Реакция на изменение привычной ситуации |
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней _________________
Оценка адаптационного периода: _____________________
Оценка параметров адаптации.
Параметры | Оценка /баллы/ | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | положительное | неустойчивое | отрицательное |
Социальные контакты с детьми | инициативен, контактен | вступает в контакт при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Социальные контакты со взрослыми | инициативен, контактен | принимает инициативу взрослого | реакция протеста, уход от контакта | |
Познавательная и игровая деятельность | активен, проявляет интерес | активен при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Реакция на изменение привычной ситуации | принятие | тревожность | непринятие |
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 13 - 16 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 9 - 12 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 5 -8 баллов
Приложение 3
Методика А. Остороуховой.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3). Суммарно по всем четырём факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Адаптация | Сроки (А) | Поведенческие реакции (П) | Уровни адаптации |
Легкая | От 5 дн. до нед. | +12…+8 | А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий |
Средняя | От 15 дн. до 3 нед. | +7…0 | А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний |
Усложненная | От 25 дн. до 5 нед. | -1…-7 | А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный |
Дезадаптация | Более 5 нед. | -8…-12 | А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация |
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.
1) Эмоциональное состояние ребенка.
+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1 Иногда задумчив, замкнут.
-1 Легкая плаксивость, хныканье.
-2 Плачет за компанию; плач приступообразный.
-3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
2) Социальные контакты ребенка.
+3 Много друзей, охотно играет с детьми.
+2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
+1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.
-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3) Сон ребенка.
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 Сон спокойный.
+1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.
-3 Отсутствие сна, плач.
4) Аппетит ребенка.
+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный.
+1 Аппетит выборочный, но насыщенный. , но недолго.
-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.
-3 Отвращение к еде, кормление мучительно.
Первые признаки того, что ребёнок адаптировался:
- хороший аппетит,
- охотное общение с другими детьми,
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
- нормальное эмоциональное состояние.
Первые признаки того, что ребёнок адаптировался: хороший аппетит, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.
Приложение 4
Повторное анкетирование родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить,
переходите к следующему вопросу.
1Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
А) ребенок адаптировался полностью
Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад
В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад
Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад:
А) с плачем
Б) с уговорами
В) без эмоций
Г) с удовольствием
3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
А) действия всех сотрудников
Б) совместные действия сотрудников и родителей
В) действия родителей
4. Каким было поведение Вашего ребенка
после первых дней посещения детского сада:
А) обычным
Б) отказывался от еды
В) плохо засыпал
Г) был сильно угнетен
Д) полон впечатлений
Е) все эти факторы имели место
- Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду?
Что, на Ваш взгляд, нужно изменить?
Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?
Ваши пожелания______________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью изобразительной деятельности
ИЗО для младших дошкольников...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности...
Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста "
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...
Статья "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности."
С утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкол...
СТАТЬЯ на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...