Проект "Земля-наш общий дом"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Карнаухова Наталья Николаевна

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщения к экологической культуре.Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты Земля – стало целью данной педагогической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zemlya_shash_obshchiy_dom.docx71.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Земля - наш общий дом»

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Участники проекта:  воспитатели,  дети подготовительной  группы,   музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: информационно- творческий.

Срок реализации проекта: февраль-апрель (краткосрочный).

Актуальность проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.

Мы считаем, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Цель: Углубление экологических знаний у  детей, воспитание  у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

  • Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
  • Развивать эстетические чувства, творческие способности, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
  • Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
  • Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
  • Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Этапы работы

1. Организационный этап проекта.

Определение темы, формулировка цели и задач.

Подбор методической и художественной литературы, работа с родителями по составлению альбомов, подбор музыкального репертуара, разработка сценария, атрибуты к сюжетно – ролевым и играм – драматизациям.

2. Основной

Реализация плана проекта

3. Заключительный

Экологическая сказка «Новые приключения Колобка»

Защита проекта

-Проводится в мае 2017 года

Ожидаемые результаты:  У детей сформируется чувство сопереживания, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля. 

Ресурсы :

1. Информационные:

  • фото-видео материалы;
  • библиотечный фонд;

2. Дидактическое обеспечение:

  • дидактические игры;
  • настольные игры;
  • подбор иллюстраций по теме;
  • презентации по теме;

3. ИКТ:

  • ноутбук;
  • фотоаппарат;
  • музыкальный центр;
  • мультимедийная установка;

Формы и методы организации:

  • анкетирование;
  • решение проблемных ситуаций;
  • беседы;
  • консультации для родителей;
  • НОД;
  • выставки;
  • совместно организованная деятельность;
  • творческие мастерские;
  • игры.

                                          План проекта

Названия мероприятий

 Тема

Непосредственно

образовательная

деятельность  

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры

Дидактические игры

 

Экспериментирование

Викторина

Интеллектуальная игра

Педагогические игровые ситуации:

Выставка репродукций 

Акция

Этюды на имитацию разных явлений природы, 

Сюжетно – ролевая игра

 

Игры- имитации 

 Игры- интервью

Слушание и пение песен

Просмотр презентации

Просмотр мультфильмов

Беседа:

«Мы все жители планеты Земля» 

«Мы в ответе за тех, кого приручили» 

«Заходя в зеленый дом, грязь не оставляйте в нем»

Обсуждение проблемных ситуаций:

«Мы- друзья природы»

«Можно ли жить без воды»

Чтение художественной литературы

В. Бианки «Лесная газета»

В. Песков «Лечебница под сосной»  

 В. Бианки «Ребятам о зверятах»

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

Е. Чарушин «Воробей»

 М. Михайлов «Лесные хоромы»

К. Паустовский «Барсучий нос»

Б. Заходера «Чего красивее всего»

И. Токмакова «Деревья в стихах»

Заучивание наизусть:

Николай Забило «Любимый край, моя земля»

В. Орлов «Общий дом»

Работа с пословицами о родной земле.

 Художественное творчество:

Рисование

Рисование экологических знаков .

«Красивые цветы», «Береза весной»- рисование тычком (жесткой кистью)

«На лесной поляне»- рисование тычком (газетой)

«Удивительный мир животных», «Ландыши» - рисование через трафарет губкой.

«Ежик в лесу» - рисование зубной щеткой.

«Незабудки» - рисование  пальчиками.

Аппликация

«Цветы в вазе»- аппликация из ватных дисков.

«Лебедушка» - объемная аппликация.

«Божья коровка»

Лепка

«Забавные животные»

«Подводный мир», «Царство грибов»,   «Мир цветов» - пластилинография

.

«Две сороконожки», «Птицы, пальчики мои!»

«Поймай рыбку за хвостик» , «Подснежники», «Дождик», «Пчелки» .

«Солнышко и дождик», «Охотники и звери», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Воробьи и автомобиль», «Волк и зайцы», «Кот и птицы», «Птица без гнезда», «Снежинки и ветер», «Капель», «Перелет птиц».

«Стань другом природы!», «Про растения», «Животные», «Во саду ли в огороде», «Экологические пирамиды», «Пищевые цепочки», «Гнездо, улей, нора»

«Земля – наша кормилица»;

«Волшебница вода»

 «Нужен ли корешкам воздух?»;

«Знатоки природы» , «Растительный мир нашего края», «Тропа юных экологов» ,«В гостях у Лесовичка»

«Что, где, когда?»

«Будь природе другом»

 «Природа глазами русских художников»

 «Украсим Землю цветами!» , «Сбор макулатуры»

«Дует ветер», «Дождик», «Вьюга». 

«Путешествие в лес»

 «Путешествие в зоопарк»

«Полет к звездам» 

 «Спасатели»

«Заяц», «Волк», «Медведь» 

«Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу»

Песня «Расцвели подснежники» (муз. Л. Левитиной, сл. В. Дуки)

Пьесы П. Чайковского из альбома «Времена года»

Ф. Лист «Шум леса»

«Песенка синички» (муз. и сл. М. Галушка)

Вальс «Берёзка» (муз. А. Петрова)

«Привольные просторы»(детский хор)

 «Человек собаке друг» (из м/ф. Бобик в гостях у Барбоса)

«По страницам Красной книге»  

«Правила поведения в природе»

«На что похожа наша планета»

«Будь здоров, зеленый лес», «На лесной тропе», «Беги, ручеёк!»

Взаимодействие с родителями

Анкеты для родителей «Экологическое образование в семье».

Индивидуальные беседы «Как важно, что бы ребёнок любил природу»

Консультация «Учите детей чувствовать природу».

Беседа  «Я – пример для ребенка экологически безопасного поведения в природе»

Используемая литература

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003г.

2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006г.

3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.

4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007г.

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005г.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009г.

7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002г.

8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007г. - № 5. - С. 22-27.

9. Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. – 2008г. - № 2. - С. 47-49.

10. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2011г.)

Беседа «Мы — жители Земли»

Цель: формирование у детей экологического мировоззрения.

Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют облик Земли, а тем самым условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет дальше: Ведь Земля- наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой Земле должно быть для нас родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёзка, и птицы, и рыбы, и насекомые. А вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к родной природе! Нам всем надо понять, что леса, реки, луга оказались на краю гибели «Взрослых» экологических проблем детям пока не решить. Но кое-что ребята уже могут сделать. 

Вы уже много знаете интересного о родной природе, можете посадить дерево, ухаживать за ним, подкармливать зимой зверей и птиц. И для того, чтобы на земле шумели леса, расцветали полевые цветы, пели птицы, надо любить родную природу и беречь. Это под силу и маленьким и взрослым. Сохранность природы зависит от каждого из нас.

Есть одна - планета сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц встречая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету!

Наша планета Земля во Вселенной одна. А значит мы люди, должны жить в мире и согласии с природой, уважать её законы, беречь, охранять!

Разбор экологических ситуаций (карточки-задания)

«Кто прав?»

1) Идя на экскурсию,дети увидели сон- траву. Петя хотел сорвать и принести её в класс, а Наташа предложила выкопать и посадить её на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто из них прав.

Ответ: сон-траву нельзя рвать, она взята под охрану- занесена в Красную книгу. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посеять на не слишком затенённом месте.

2) Серёжа рассказал о том, что когда они с папой гуляли по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи, что он поступил неправильно?

Ответ: кострище в лесу не зарастёт 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета- 200 лет. На месте кострища образуется ранка- выгорит трава, корешки, насекомые, обуглится часть почвы.

Вывод: мусор необходимо унести с собой, а костёр разводить на специальном приспособлении на ножках, вдали от деревьев, поближе к воде.

Итог.

 Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цель: воспитание в детях милосердия, любви, сострадания к животным.

Воспитатель: ребята, вы слышите, кто-то к нам пришел. А давайте посмотрим кто там?

Дети: давайте.

Воспитатель: ой ребятки, посмотрите кто это?

Дети: щенок.

Воспитатель: какой он хорошенький. Ребятки, посмотрите, он пришел с письмом. А давайте прочитаем, что там написано! Прочитаем?

Дети: Да, прочитаем.

Воспитатель: Ребятки, а письмо - это написала девочка Маша.

Она пишет: что она шла по дороге и увидела щенка, который сидел на обочине, жалобными глазами, смотрел на прохожих, он надеялся, что его кто-то найдет и заберет к себе домой. Он очень хочет, чтобы его любили, ласкали и заботились о нем. Ребятки, найдите ему, пожалуйста, доброго и заботливого хозяина.

Воспитатель: ребятки, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а почему щенок остался один?

Дети: он потерялся.

Воспитатель: ребятки как вы думаете, откуда берутся бездомные животные?

Дети: их прогоняют хозяева.

Воспитатель: а как вы думаете - это хорошие люди? Правильно ли они поступают?

Дети: нет! Нельзя бросать животных.

Воспитатель: правильно, ребятки нельзя бросать животных. Раз вы взяли к себе питомца, вы несете за него ответственность.

Воспитатель: а вы ребятки, когда гуляете или идете в детский сад по дороге не встречаете бездомных животных?

Дети: да встречаем.

Воспитатель: а какое настроение у вас, когда вы видите или думаете о бездомных животных?

Дети: нам их жалко. Грустно.

Воспитатель: я хочу сейчас предложить вам, посмотреть на фотографии животных. Внимательно посмотрите и скажите, на какие группы вы бы их разделили?

Дети: кошки и собачки.

Воспитатель: да правильно молодцы! Как вы думаете кошка-это домашнее животное?

Дети: да.

Воспитатель: почему вы так думаете?

Дети: потому, что они живут рядом с людьми.

Воспитатель: а собачка?

Дети: тоже домашнее.

Воспитатель: ребятки, чем отличаются домашнее животных от бездомных?

Дети: домашние животные живут рядом с людьми, о них заботятся, их любят. А бездомные – это брошенные животные, о них никто не заботится.

Физкультминутка «Кошка и собачка»

Ребятки, а расскажите, пожалуйста, а у кого-нибудь из вас есть домашнее животное?

Дети: да

Воспитатель: А как вы думаете, вы хорошо ухаживаете за своими питомцами?

Дети: да

Воспитатель: А как вы за ними ухаживаете?

Дети: Любим их, кормим и т. д.

Воспитатель: раз вы взяли к себе собаку, или другое домашнее животное, вы несете за них ответственность. Должны ухаживать, кормить, ласково обращаться со своим питомцем. Вы согласны со мной?

Дети: да

Воспитатель: ребята, а вы знаете кто такие волонтеры?

Дети: нет

Воспитатель: Волонтеры - это люди, которые помогают и приходят на помощь людям и животным. Волонтеры находят брошенных собак, кошек и отвозят их в специальное место, где за ними ухаживают. Давайте все вместе повторим «Волонтеры».

А у нас в Языково есть такое место для бездомных животных?

Дети: нет

Воспитатель: ребятки, а куда мы можем сдать бездомных животных, если найдем их на улице? Как мы можем сообщить людям, что мы нашли бездомных животных? Вот например, для того чтобы продавались игрушки в магазинах мы видим рекламу по телевизору, в газете.

Воспитатель: ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: о домашних и бездомных животных

Воспитатель: ребята, а вы помните, как называют людей, которые помогают и людям и животным?

Дети: волонтеры

Воспитатель: а куда они отвозят бездомных животных?

Дети: в специальное место для бездомных животных.

Воспитатель: а как нужно обращаться с животными?

Дети: любить, ухаживать за ними.

Воспитатель: а что нужно делать, если нашли бездомных животных?

Дети: дать объявление

Воспитатель: а нашего щенка я заберу к себе домой, буду его любить и ухаживать за ним.

Беседа «Правила поведения в лесу»

Цель: Продолжать формирование обобщённого представления о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой, воспитывать понимание недопустимости разрушения этих взаимосвязях. Уточнить знания о правилах поведения в лесу, учить осознано применять их. 

 Сейчас вспомним правила поведения, с некоторыми познакомимся вновь. Для этого мы отправляемся в лес, но не по-настоящему, а как в сказке. Чтобы попасть в лес, надо закрыть глаза и сосчитать до 10. Положите руки на стол, а голову на руки, закройте глаза и все вместе начинайте считать.

Пока дети считают, повесить картинки с изображением леса и включить музыку.

- Мы с вами в лесу, на лесной тропинке, воздух свежий, кругом высокие деревья и кустарники, поют птицы. Каких птиц по голосам вы знаете?

Мы пришли на лесную поляну. Как много цветов! Какие красивые! Что будем делать?(Полюбуемся) Почему не будем срывать цветы?

Если я сорву цветочек

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, пчелы, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появляются семена, попадают в землю, из них вырастут новые цветы. Можем ли мы сорвать цветок только для того чтобы полюбоваться им? Конечно нет! Для букетов люди выращивают специально садовые цветы.

Мы вспомнили одно из правил поведения в лесу, но правил много. Я их нарисовала, чтоб вам было легче их запомнить. Посмотрите на эту картинку. На руке рвущей цветы поставлен знак Х. Все другие правила изображены аналогично. (Назовите правило)

Постояли мы на лесной полянке, полюбовались цветами и дальше пошли. Увидели мухомор - ядовитый гриб. Как поступите: пройдете мимо или собьете ногой, растопчите? Объясните, почему нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы? Грибы служат для животных лекарством и пищей. Грибы украшают лес. Среди картинок найдите правило о лесных грибах.

Прошли мимо мухомора, идем дальше и видим на земле у старых елок чей-то домик из иголок. Что это за домик и кто в нем живет? Интересно посмотреть, что делают муравьи в своем муравейнике! Рядом с муравейником валяется шляпа. Может быть, возьмем ее и разворошим муравейник? Обойдем муравейник, чтобы его не разрушить и подумаем: для чего нужны муравьи в лесу? Почему муравьев называют санитарами леса? Найдем среди картинок правило о муравьях.

Мы идем дальше по лесу, слушаем песни птиц. Вот на ветке деревьев птичье гнездо. Оно совсем низко, даже видны птичьи яйца в нем. Побежим к гнезду? Может быть возьмем яйца? Они красивенькие, голубенькие, в крапинку. А вот еще гнездо, в нем голые птенцы. Наверное, замерзли. Подержим в руках, погреем и обратно положим? Можно ли так поступить? Нельзя близко подходить к гнездам. Птицы – родители не бросили птенцов. Они испугались нас и где-то летают поблизости. Как только мы уйдем, они подлетят к гнезду, согреют и накормят птенцов. Найдите рисунок с правилами о птичьих гнездах и послушайте стихотворение.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй!

Ребята, мы все время ходим по тропинке, можно ли в лесу ходить и бегать по траве? Найдите правило, в котором говориться, что в лесу можно ходить по тропинкам. Почему? Потому что в траве живут много насекомых, мы можем их раздавить. Многие птицы делают гнезда на земле в высокой траве, мы можем наступить на гнездо.

Вот на цветок села бабочка. Поймаем ее и рассмотрим, какие у нее красивые крылышки. У кого сочок, ловите их скорее! Можно ли так поступать? Для чего нужны в лесу бабочки, стрекозы, шмели? (Насекомые опыляют цветы, украшают природу, насекомые – корм для птиц, лягушек, жаб, ежей) Рассмотрим картинку с правилом, о чем оно говорит? Правило говорит, что не нужно ловить насекомых.

Пойдем дальше по тропинке. Я вижу паутинку. Это паук натянул сети между кустами. Может быть паук не нужен в лесу? Посмотрите на картинку. О чем говорит эта картинка? Почему нельзя рвать паутину?

Потому - что пауки приносят пользу живой природе. Они едят тлей, комаров, мух.

Не будем сбивать паутину, пусть паук подкарауливает свою добычу. Вот кто-то зашуршал в траве. Отгадайте о нем загадку

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной

Это красивый, симпатичный ежик. Давайте возьмем к себе в группу? Но будет ли ему хорошо у нас? В лесу ежик у себя дома. Он нужен в лесу, так как он приносит пользу. А у нас в группе ежик будет приносить пользу? (Нет). Не будем брать ежа, пусть живет у себя дома. Никаких лесных животных не нужно приносить домой.

Ребята, зачем нужны правила безопасности в лесу? Почему старичок-лесовичок приглашает только тех ребят, которые знают правила? Что случиться, если люди не будут выполнят их?

Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и некрасивым.

Ребята, вы большие и должны выполнять эти правила и рассказать о низ своим товарищам, малышам и даже взрослым.

Наша прогулка в лесу закончилась. Давайте вернемся в группу. Закройте глаза, сосчитайте до 10. (Пока дети считают, убрать картинки леса) Вот мы и в группе. Эти правила(картинки) мы покажем родителям, детям молод ср. гр. чтобы все их знали и выполняли. И тогда старичок-лесовичок будет с радостью встречать гостей в своем лесу.

Беседа «Кто главный в лесу?»

Цель: расширить представление о леснике - человеке, который заботится о лесе.

Ход деятельности.

Воспитатель уточняет у детей: что такое лес?

Уточняет: Лес - это все равно, что много этажный дом, в котором живет множество жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу и все они нужны друг другу. Но жизнь их полна трудностей. А как связаны лес и человек? Нужны ли они друг другу? Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком в нем?

Дети: Лесник

Воспитатель: давайте вспомним пословицы о лесе:

Лес - богатство и краса, береги свои леса.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Дети знакомятся со стихотворением Л. Зеленовской «Лесник».

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему, совсем как дома,

Все давным-давно знакомо.

Взгляд лесничего остер:

Тут недавно был костер

- Под ветвями тлеет жар,

Не досмотришь, и - пожар.

Там - красавица-сосна.

Почему она грустна?

Причинил ей много бед

Жук зловредный - короед.

Нужно дерево спасти,

Короеда извести.

Дальше - заяц грыз в яру

Молодой ольхи кору.

Погоди, ушастый плут,

Скоро пойман будешь тут!

Дальше, дальше. долог путь!

Должен всюду заглянуть,

Все обследовать лесник,

Он бродить в лесу привык.

Знает он не зря в лицо

Каждый куст и деревцо.

Кто же такие лесники?

Воспитатель: Лесники - это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся помочь им в трудное время. Их основное дело - забота о лесе.

(Воспитатель ставит на мольберт картину «Зимняя подкормка диких животных» и просит детей рассмотреть ее)

Вопросы воспитателя детям:

1. Кто изображен на картине?

2. Что делает лесник?

3. Зачем он привез в лес сено?

4. Кто его будет есть?

5. Как устроена кормушка?

6. Что лежит на земле возле кормушки?

7. Кому нужны ветки деревьев?

Затем предлагает рассмотреть другую картину - «Лесник спасает зайцев». Просит детей рассказать, почему зайцы оказались в беде и нуждаются в помощи.

Вопросы воспитателя детям:

1. Кто изображен на картине?

2. Что в лодке у лесника?

3. Куда лесник направляет лодку?

4. Что будет с зайцем, если лесник его не спасет?

5. Какого цвета зайцы?

6. Почему они пестрые?

7. Что сделает лесник с зайцами?

Завершая беседу, воспитатель говорит:

- Лесники - важные для леса люди. Они заботятся о лесе - берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту - зимой в бескормицу, весной в половодье. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами не покладая рук.

Воспитатель спрашивает детей:

Вы, дети, и мы, взрослые, можем как-то помочь лесникам?

(Дети высказывают свои суждения по данному вопросу)

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он просит нас не забывать правила поведения в лесу и предлагает поиграть в игру «Выбери нужное правило».

• Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

• В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь - здесь много зелени, и еще вырастет!

• Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное - это никому не помешает!

• Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

• Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

• Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

Воспитатель произносит вместе с детьми:

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Нор звериных,

Птичьи гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Живется с нами радостно всегда!

Забило Н. «Любимый край, моя Земля»

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится

Стихотворение «Общий дом» В.Орлова

Под одною голубою 
Общей крышей мы живем. 
Дом под крышей голубой 
И просторный, и большой. 
Дом кружится возле Солнца, 
Чтобы было нам тепло, 
Чтобы каждое оконце, 
Осветить оно могло. 
Чтобы жили мы на свете, 
Не пугаясь, не грозя, 
Как хорошие соседи 
Или добрые друзья.

Викторина «Знатоки природы»

Цель: способствовать формированию знаний о природе (животных, птицах, растениях, правилах поведения в природе, развитию, экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности и на совместный опыт детей и взрослых.

Задачи:

• Уточнять, расширять и закреплять знания детей о животных и растениях;

• Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать

• Воспитывать познавательный интерес, чувство творчества, уважение к партнёрам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Ход викторины

Загадки для разминки.

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Еж)

2. По горам, по долам ходит, шуба да кафтан. (Овца)

3. Кто в лесу зимой холодной, ходит очень злой, голодный (Волк)

4. Маленькие ножки,

Боится кошки.

Живет в норке,

Любит корки. (Мышь)

5. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

6. Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает (Зимой)

7. В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

8. Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой (Хомяк)

9. Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл. (Гриб)

Первый тур.

1. У какого животного есть иголки (Еж, ехидна)

2. Кто в лесу спит зимой? (Еж, медведь, барсук)

3. В какое время года на деревьях распускаются листочки (Весной)

4. Лев- дикое или домашнее животное? (Дикое)

5. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)

6. У какого животного есть рога и копыта? (У быка, коровы, козы, козла, барана, овцы, яка, оленя)

7. Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца, осла)

8. Какого цвета листья на деревьях осенью? (Желтого, красного)

9. Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)

Второй тур

К столам приглашаю трех участников нашей викторины.

Игра «Четвертый Лишний»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать ; развивать связную речь, внимание, самоконтроль;

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

Наборы карточек

- заяц, ёж, лиса, шмель;

- бабочка, стрекоза, енот, пчела;

- кузнечик, божья коровка, воробей,

- пчела, стрекоза, енот,

- кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

- лягушка, комар, жук, бабочка;

- стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Финальная игра

На столе лежат картинки. С помощью их дети должны отгадать загадку: показать картинку.

1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной:

Иголок очень много,а нитки-ни одной. (Еж)

2. Хожу в пушистой шубе, живу в глухом лесу,

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

3. Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей

И питается листьями с деревьев. (Жираф)

4. Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

5. Посмотри-ка,какая вся горит как золотая,

Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый, дорогой. (Лиса)

6. Заплелись густые травы, закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Баран)

7. Зимой спит, летом ульи ворошит (Медведь)

 Викторина «В гостях у Лесовичка»

Задачи:

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме развлечения.

Закрепить знания о бережном и заботливом отношении к природе.

Закрепить знания о правилах поведения в лесу.

Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к музыкальной деятельности.

Ход развлечения

1. Вход в зал под музыку (полукругом, сели на корточки, спят).

Воспитатель(говорит шепотом) Мои детки, мои детки, мои детки крепко спят.

Потихонечку сопят Хо-оооо (дети подражают).

Воспитатель(говорит громко)

«Солнце встало, хватит спать!

Хватит спать – пора вставать! (дети поднимаются, руки вверх).

Воспитатель:

Проснулись! Улыбнулись!

Здравствуйте, мои милые дети!

Вы всех прекрасней на свете!

Я очень рада видеть вас!

Таких веселых в этот час!

Я вас приглашаю совершить путешествие в лес. А вы хотите погулять в лесу? Для этого надо сказать волшебное заклинание:

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать больших прыжка,

Руки протянуть вперед,

А потом наоборот.

Как листочки покружились,

И в лесу мы очутились…

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес! (на экране появляется картина леса).

Воспитатель: Ребята! А какое сейчас время года?

А скажите, пожалуйста, какие изменения происходят в природе весной?

Посмотрите в окошко, весна что-то задерживается! А чтобы весна поскорей наступила, давайте споем весеннюю песенку«А весной, а весной».

2. Шум, гам, под музыку появляется Лесовичок.

Здравствуйте дети! Я старичок-Лесовичок, охраняю этот лес.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок! Мы пришли к тебе в гости. Хотим лес посмотреть, да поиграть с тобой.

Лесовичок: А с чем пожаловали ко мне? С добром или злом?

Дети: С добром!

Лесовичок: Это хорошо! А то есть дети, которые ломают ветки, рвут цветы, обижают птиц и лесных зверей. Сначала я вас познакомлю с правилами поведения в лесу (показ слайда«Правила поведения в лесу»). А теперь давайте поиграем.

3. Дидактическая игра«Правильно – неправильно».

Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громкокричать«Правильно», но если не правильно, то вы кричите«Не правильно»!

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать? Правильно?

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой? Правильно?

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

4. Загадки.

Лесовичок: Молодцы! Все знаете правила поведения в лесу. Я разрешу вам погулять и поиграть в лесу, но вы должны отгадать мои загадки:

Он в берлоге спит зимой

под большущею сосной,

а когда придет весна,

просыпается от сна (Медведь).

В лесу зимой холодной,

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк,

Это серый… (волк).

Не ворона не синица

Как зовется эта птица

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу Ку-ку! (Кукушка)

Лесовичок:

Вот теперь прошу вас в лес!

Много он таит чудес!

Воспитатель: Дети, а вы чувствуете, какой в лесу чистый воздух? Пахнет весной, зеленью!(дети вдыхают).

Лесовичок: Ой, беда в лесу случилась!

Все в лесу так изменилось!

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит…

Воспитатель: Ой, Лесовичок, что случилось?

Лесовичок: Люди мусор раскидали, за собою не убрали.

Все цветы завяли, бабочки пропали…

Воспитатель:

Лесовичок, мы сейчас с ребятами тебе поможем! Соберем весь мусор!

И на полянке снова зацветут цветы и прилетят бабочки!

5. Игра-соревнование«Собери мусор».

(На полу разбросан мусор (бумага, одноразовая посуда, кубики и т. д.) По сигналу ведущего дети собирают «мусор» в корзины).

Лесовичок: Ой, ребята, спасибо вам большое! Пойдемте дальше!

6. Танец «Красное лето»

Дети садятся на стульчики.

Лесовичок: Ребята, посмотрите-ка, на дереве притаился какой-то лесной житель. Отгадайте мою загадку:

Пушистый хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко,

Ну, конечно, это … (белка) (слайд «белка»).

Лесовичок: Ребята, белки шишки собирала орешки, но услышала голоса людей, испугалась и уронила корзинку. Шишки рассыпались. Поможем белке собрать шишки?

7. Игра«Собери шишки».

2 команды. Участники по одному бегут до обручей с шишками, берут шишку, возвращаются, кладут ее в корзинку.

Воспитатель: Молодцы ребята! Не будем мешать лесным зверям, пусть каждый заниматься своим делом.

Лесовичок прыгает: Ой, ой, кто это меня кусает? (вытаскивает из-за пазухи паука).

Ах это паучок!

Рассказ про паучка.

8. Танец «Паучок-бородатый старичок».

Танцуют все вместе, садятся на места.

Лесовичок: и подходит к концу наше путешествие по лесу. Вы хорошо погуляли, отдохнули и помогли лесным жителям. А сейчас, давайте повторим правила поведения в лесу.

1ребёнок:

В лесу порядок такой:

Посидел — убери за собой!

2ребёнок:

Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!

3ребёнок:

Ты деревья не ломай

И цветы зря не срывай!

4ребёнок:

Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать!

5ребёнок:

Огонь – враг леса, он хитер,

Не разводи в лесу костер.

6 ребенок: Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

не мни зеленую былинку,

В лесу ходи лишь по тропинке.

Лесовичок: Молодцы, знаете правила поведения в лесу! Только не забывайте их выполнять.

Воспитатель:

Вести себя достойно просим, в лесу, запомним, мы лишь гости!

Лес- богатство и краса, береги свои леса!

Вот и пришла пора прощаться с Лесовичком, нам нужно возвращаться в детский сад. Лесовичок вам очень благодарен за помощь!

Лесовичок: Ребята, большое вам спасибо! Вы очень помогли мне в лесу, вы настоящие друзья природы.

Воспитатель: Говорит волшебные слова:

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать больших прыжка,

Руки протянуть вперед,

А потом наоборот.

Как листочки покружились,

И в саду мы очутились!

Игровая викторина «Знатоки природы»

Задачи

1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры;

2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней;

3. Развитие коллективных и творческих способностей, воображения, кругозора в процессе игры;

4. Воспитание доброжелательности друг к другу.

5. Обобщить представления детей о животном и растительном мире родного края.

Задачи - закрепить знания детей о животных; развивать у детей логическое мышление, внимание, воображение, зрительную память; формировать уважительное отношение к животным.

Предварительная работа.

1. Заучивание стихов, загадывание загадок о природе и погоде;

2. Беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу;

3. Настольные и дидактические игры о природу и погоде:

«Съедобное и несъедобное»;

«Поле, лес, огород»;

«Рыбаки и рыбки»;

Лото «Домашние и дикие животные».

4. Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Картинки с изображением животных; ящик-загадка, аудиозапись «Голоса птиц», песни «Край наш родной»«Чудесный лес» С. Ранда.

Раздаточный материал: эмблемы, разрезные карточки с изображением деревьев, конверты с карточками животных и птиц; карточки с изображением последовательности роста растения и необходимых для этого условий, подносы, емкости с водой и без нее, ткань, бинт: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры,

Ход: Выход детей (2 команды) под музыку «Край наш родной»

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)

Воспитатель: Дорогие ребята У каждого из нас есть свой дом. У каждого животного, насекомого, цветка, дерева тоже есть свой дом.

-Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля)

-Земля-это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи написал Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты,будешь в нём.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

-Природу надо не только любить, охранять, беречь и приумножать, но её надо изучать и этим мы сегодня займемся.

Приглашаю вас на викторину о природе«Знатоки природы».

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного края. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира. Ввикторине примут участие две команды.

Первая команда «Волчата», вторая команда «Лисята». Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей. Следить за всей игрой будет наше жюри(Представление жюри.) За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.

Итак, команды готовы? Тогда начнём!

- А сейчас команды поприветствуют друг друга.

«Волчата»-Девиз: Мы «Волчата» просто класс, победи попробуй нас!

«Лисята»-Девиз: Наш девиз: Не унывать!

Все пройти и все узнать!

1 конкурс - " Загадки".

Ведущий: - Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может

быть название животного, птицы или растения.

- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.

Летит - кричит, сядет - молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

3 конкурс «Кто быстрее ответит на вопрос»

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает ёж зимой? (спит)

3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4. Сколько ног у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»(сорока)

9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

11. У какого дерева белый ствол? (береза)

12. Как называется дом у муравья? (муравейник)

13. Какой гриб носит название лесного хищника? (личиска)

14. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

3 конкурс «Растения наши друзья»

Каждой команде предстоит ответить по очереди на 3 вопроса. И так слушаем внимательно…

1. Трава, которую и слепой знает. (Крапива)

2. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (Подорожник)

3. Как называются цветы, которые растут на лугу? (луговые)

4. В этой ягоде много витамина С. А куст, на котором она растет, колючий. (Шиповник)

5. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные).

6. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (Ромашка)

Ведущий: - Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется "Сказочный".

- Подскажите, в кого превращались.

1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;

2. великан - людоед (сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев - принцев (сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;

4. гадкий утёнок (сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.

- Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев.

1. Муха. (Цокотуха) 4. Черепаха. (Тортилла)

2. Курочка. (Ряба) 5. Оленёнок. (Бемби)

З. Уточка. (Серая Шейка) 6. Медведь. (Балу).

6 конкурс «Конкурс капитанов»

В следующем конкурсе сразятся капитаны команд, а задание им покажут ребята.(Приглашаются капитаны команд, и дети для разыгрывания сценки.)

1-я ситуация (для команды «Волчата»)

Гуляли дети в лесу ранним весенним утром.

— Ой, посмотри, что я нашел. Гнездышко!

— А в нем яичко.

— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

— Мы будем заботиться о нем!

Дети взяли яичко с собой.

Воспитатель: Правильно ли девочки поступили? (Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло).

2-я ситуация (для команды «Лисята»)

Брат с сестрой гуляли по лесу.

— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

— Давай сорвем его и отнесем маме.

Ребята сорвали цветок, и пошли домой.

Воспитатель: Правильно ли поступили дети? (Неправильно. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.)

Воспитатель: Молодцы, капитаны, с этим заданием вы справились успешно.

7 конкурс

Воспитатель 2:

Все звери и птицы – это часть живой природы. Они умеют петь, рычать, гоготать. Конкурс называется «Кто как кричит»

Воспитатель называет животное или птицу, а дети из двух команд называют

как они кричат.

1. Голубь – воркует

2. Утка – крякает

3. Филин – ухает

4. Журавль – курлычет

5. Ворона – каркает

6. Воробей – чирикает

7. Медведь – ревет

8. Конь – ржет

9. Овца – блеет

10. Пчела – жужжит

11. Сверчок – стрекочет

12. Комар – пищит.

Молодцы хорошо давали ответы. Пора отдохнуть.

Физкультминутка - игра: Раз – присядка.

Два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Рыжим хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а Мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То двумя, то всеми вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало –

Начинает все сначала.

8 конкурс «Пантомима»

Каждой команде дается карточка с заданием изобразить животное. Затем ребенком показывается пантомима, а команда – соперница угадывает животное. Задание проводится под музыку.

Воспитатель: Слово предоставляется жюри для подведения итогов и вручения подарков.

Вот и закончилась наша игра. Подведены итоги.


Викторина «Растительный мир нашего края»

Цели: формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции. Расширение знаний о живой природе, развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Рады приветствовать Вас на нашей викторине. Тема игры – «Растительный мир нашего края». Сегодня соревнуются команды – «Ягодка» и «Берёзка». Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются настоящими друзьями природы.

1. Приветствие команд (дети рассказывают стихи о природе, выученные заранее)

2. Разминка (вопросы задаются командам поочерёдно)

Назови одним словом:

Яблоня, липа, дуб, берёза – это… (деревья)

Сирень, смородина, шиповник, черника, - это (кустарник)

Подорожник, одуванчик, шалфей, лопух – это … (травы)

Тюльпан, пион, ромашка, ландыш – это (цветы)

Ель, берёза, шиповник, роза, астра, мята - это …. (растения)

Подорожник, пижма, ирис, дуб – это … (растения)

3. Конкурс команд

Каждой команде выдаётся поднос с листьями разных деревьев. Дети должны правильно назвать деревья.

4. Конкурс загадок (домашнее задание)

Команды загадывают друг другу загадки о природе. Правильный ответ – балл.

5. Конкурс «Вопрос - ответ» (для болельщиков)

-Назови любые лиственные деревья. (яблоня,груша, слива)

- Какие лечебные травы вы знаете? (подорожник, череда,мята, шалфей)

- Назовите плодовые деревья. (яблоня,груша, вишня)

- Назовите хвойные деревья. (ель, сосна, пихта)

- Какие части растения вы знаете(корень, стебель или ствол, листья, цветы и плоды)

- Какая часть растения выделяет кислород(листья)

- Какое лекарственное растение любит расти у дорог(подорожник)

- Как по внешнему виду дерева определить время года?

Растения – живая или неживая природа? Почему?

Физминутка для всех «Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.»

6. Конкурс команд «Четвертый лишний»

Командам даются карточки с изображение различных растений. Нужно определить лишнее, объяснить свой ответ.

-клён, рябина, ель, тюльпан.

-смородина, шиповник, сирень, тополь.

7. Конкурс капитанов. «Чёрный ящик»

Капитанам даются две коробочки на выбор -с мятой и подорожником. Им нужно отгадать, что это за растение, и какими лечебными свойствами оно обладает.

8. Конкурс команд

Команды рисуют «цветок»«дерево» на листах А3. Оценивается наличие всех частей растения, их правильное расположение, объяснение их функций.

9. Конкурс

Каждому выдаётся тарелочка с семенами. Родители называют растение, которому принадлежит это или другое семя. Правильный ответ – балл своей команде.

Например: шишка – ель, желудь – дуб и т. д.

10. Последний конкурс на знание правил поведения на природе.

Каждый правильный ответ – балл.

Например: Не шуметь. Не ломать ветки, не рвать цветы. Не разорять птичьи гнёзда, муравейники. Не мусорить и т. д.

Подведение итогов .

Воспитание любознательности средствами природы.

( родительское собрание)

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи сприродой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряетсявосприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познаваяприроду, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. Приобщая ребенка кприроде, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учит их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. что же такое любознательность?

Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизнилюбознательность ребенка окрашена эмоциональнымвосприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развитиялюбознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира,природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиватьсяи заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

А что же такое любопытствово?

1. Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (например – праздное любопытство, спрашивать из любопытства).

2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (например – возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

Ребенок очень любопытен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

С ростом ребенка растет его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»«А почему травка зеленая?»«А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться,как на них ответить?

Хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. Сказать ребенку на его вопрос«Подожди, вырастешь – узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Только ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности. Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.

Если в тригода малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после трех лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Этот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируютлюбознательность и познавательный интерес как черты характера.

В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача – поддерживать в детяхлюбознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Но нужно ли сразу отвечать ребенку?

Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно, даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок,«набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания.Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

Прежде всего – это общение с ребенком. Общение должно создавать у ребенка радостное, ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательноговоздействия на ребенка, развитие его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любоговозраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольника.

Большое значения для умственного развития ребенка имеет экспериментирование сприродным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка.

Детская художественная литература о природе

Воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенной настроение, повышает познавательный интерес к природеПриродоведческая книга помогает присматриваться к окружающейприроде и учит правильно ее воспринимать.

Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом.

Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.

Любите своего ребенка!

Консультация для родителей «Учите детей любить и беречь природу»

Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степи, горы. А че-

ловеку нужна Родина. И охранять природу – значить охра –

нять – Родину.

М. Пришвин.

Став взрослыми, мы часто вспоминаем свое детство. Многое, конечно, забылось, но то, что связано с природой, навсегда осталось в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, которое вы испытывали, когда босиком шлепали по лужам после дождя? Или запах сена, на котором вы лежали и смотрели в небо? А там плыли облака и вы сравнивали их то со сказочным городом, то с каким – то животным… А кто не радовался, когда неожиданно находил в траве крепкий белый гриб или попадал на поляну, всю красную от душистой земляники?

Возьмите любую книгу воспоминаний выдающихся людей. Кем бы ни был автор: художником, артистом, рабочим, космонавтом, изобретателем,- в книге вы обязательно найдете место, посвященное природе, которая в детстве оказала благотворное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств, и впоследствии это влияние сказывалось на творческой деятельности человека, на складе его характера. Русский художник П. А. Федотов писал: «Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования. Все, что вы видите в моих картинах, было видано и даже обсуждено во время моего детства».

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Иногда родители, боясь показаться несведущими или желая отделаться от вопросов ребенка, дают ему неправильные ответы. Тогда ребенок получает неверные понятия о природе. Неправильные представления потом очень трудно искоренить.

Бывает, что ребенок сам пытается узнать то, что его интересует. «Сможет ли жук летать, если у него не будет крыльев?» И ребенок отрывает у жука крылья, а затем наблюдает за ним. Это не жестокость, в которой часто обвиняют детей, а неудовлетворенная любознательность.

Мир огромен, а ребенок еще мал, и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, сначала с близкими и доступными его пониманию явлениями, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы у ребенка формировались правильные представления о ней. Для этого не нужно специально везти ребенка за город. И в городе, во дворах и парках, можно знакомить детей сродной природой.

Во время прогулок в природу можно всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Прежде всего на прогулках ребенок закаляется. Чем больше он бывает на воздухе, тем он становится крепче физически. Ни открытое окно, ни балкон не заменят ребенку свежий воздух. Движения во время игр и труда на свежем воздухе развивают мышцы ребенка, укрепляют его нервную систему.

Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу»,- советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.

Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей,- у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

В общении с родной природой воспитывается у детей любовь к Родине, желание трудиться. На прогулках в природу у родителей имеются большие возможности показать детям труд людей, направленный на благо народа. Начинать надо с близкого и понятного ребенку. Вот пример: отец с сыном вышли на воскресник по посадке цветов во дворе. Отец сажает рассаду, ребенок ему помогает. Для отца – это два часа приятного труда на свежем воздухе. А сколько ценного дал этот труд воспитанию сына! Мальчик узнал, что цветы можно сеять семенами и сажать рассадой. У рассады есть корешки, их опускают в ямку, сделанную в земле, засыпают землей и поливают. Растения не сажают все подряд. Самые красивые с большими листьями сажают в середине клумбы – это канны. А вот крошечные растения с разрезными листиками сажают самыми последними – они будут окаймлять клумбу, это пиретрум. А эти растения ребенок узнал по листьям: бабушка сажала их в прошлом году – это бархатцы, они хорошо пахнут. А семенами засевают газон. Ребенок проникается еще большим уважением к своему папе: папа умеет не только работать на заводе, но и сажать цветы! Ребенок сам видит, как отец работает, как осторожно обращается с нежными растениями, и охотно подражает отцу.

А главное, что ребенок понимает: его папа сажает цветы для всех, чтобы был красивым их двор. И другие папы и мамы работают дружно и вместе. Ребенок радуется этому. В дальнейшем отец ухаживает за посаженными цветами, привлекая сына. И можно поручиться, что этот ребенок не будет топтать газоны, бессмысленно рвать цветы. Чем чаще ребенок видит коллективный труд и принимает посильное участие в нем, тем глубже закладывается у него правильное отношение к труду. Ему будет понятен и труд колхозников в поле, на огороде, в саду.

Общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками. Многие дети посещают детские сады, где опытные воспитатели приобщают их к природе. Но и в этом случае положительных результатов можно достичь, если в семье будет поддержана работа детского сада. Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер или парк, затем побывайте на речке, в лесу, саду и огороде и т. д. Для того чтобы заинтересовать детей природой, дать им необходимые знания и воспитать правильное отношение к ней, вы и сами должны знать и любить родную природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...