Преемственновть
статья (подготовительная группа) на тему

Чугина Елена Александровна

Данная статья содержит практический материал о преемственности детского сада и школы в нашем городе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Чугина Елена Александровна

Учитель-логопед МАУДО «Детский сад №10»

г. Ялуторовск

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

достигнутую ребенком» 
Л.С.Выготский

Детский организм претерпевает множество изменений в пубертатном возрасте, именно тогда, когда ребенок уже посещает школу, происходит интенсивная перестройка, как в физическом, так и в психологическом плане. И если у ребенка в детстве были проблемы с речью, и их удалось исправить до поступления в школу, то с началом, так называемого переходного возраста, некоторые нарушения могут вернуться. Именно поэтому преемственность в работе дошкольных и школьных логопедов имеет важную роль  для достижения наилучшего результата и его закрепления в последствии.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте
( Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко).

Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору  школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе  логопедов ДОУ и школы.

Учителя – логопеда беспокоит период адаптации детей – логопатов. Без специально организованной систематической помощи логопеда в дошкольном, а затем и начальном школьном периоде обучения дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения.
Речевое развитие – это показатель уровня интеллекта, уровня культуры, и от того,

насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими.

Новые условия предъявляют высокие требования к интеллектуальному развитию детей, к их личностным особенностям. Возникает проблема адаптации ребенка к процессу обучения, но уже имеющаяся информация о его развитии на протяжении предыдущего времени позволяет не только прогнозировать трудности, но и заблаговременно их устранить.

В нашем городе взаимосвязь в работе логопедов школьных и дошкольных логопунктов осуществляется  путем проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучается передовой опыт работы.

Такое  тесное взаимодействие помогает  логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе  и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.

В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не тратят учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в  детском

саду. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.

Дошкольники, поступающие в группы с речевыми нарушениями, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Из опыта работы логопедов детских садов  нашего города известно, что большинству детей при выпуске рекомендуется сопровождение школьного логопеда. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остается актуальным, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедами детского сада и школы, воспитателя и родителей.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф.Фомичева, Н.Л.Крылова,  Т.А.Ткаченко.
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа.

Различные нарушения в речевом развитии не дают возможность детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозят развитие связной речи в целом. Из этого следует, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы.

В нашем городе не во всех детских садах есть логопедические группы,  нет речевых центров, частных логопедических кабинетов,  которые могли бы охватывать большую часть детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому трудности своевременной диагностики и неохваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь на школьном логопедическом пункте. С ними требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне.

Таким образом, перед школьными логопедами и учителями начальных классов стоит сложная задача, сопряжённая с необходимостью дифференцированного обучения детей, поступивших как из детских садов, так и не прошедших ни дошкольной, ни логопедической подготовки. Работа школьного логопеда должна опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, в одних случаях, или начинаться с первичных этапов коррекции, в других. Включение элементов логопедической работы в учебный процесс в значительной мере дополняет работу логопеда и повышает роль учителя в преодолении речевых недостатков.

Но работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители дома не будут ежедневно заниматься с ребенком.

На протяжении учебного года в нашем ДОУ систематически проводятся  консультации для родителей.   Показываем приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечаем его труд и успехи, подсказываем, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка, зачисленного на логопункт, имеется рабочая тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы.  Родителям предоставляется  возможность изучить тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, принять участие в выполнении домашнего задания.  Подробно объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашнего задания (зарисовка предметов, наклейка переводных картин, запись стихов, рассказов и т.д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратная и хорошо оформлена. Это также один из моментов педагогического воздействия.

По окончании учебного года на очередном заседании МО логопедов города, логопеды ДОУ передают школьным логопедам список детей-первоклассников, которые нуждаются в дальнейшем сопровождении. На каждого ребенка индивидуально предоставляется информация о том, в каком направлении нужно вести коррекционную работу.

Дети из одного логопункта ДОУ часто идут в разные школы, но это не мешает нам проследить динамику их развития, так как  у нас установлен контакт со всеми школьными учителями-логопедами.

В нашем городе отработана система взаимодействия дошкольных и школьных логопедов.

Это взаимодействие осуществляется в:

-Ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;

-Ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;

-Составлении плана работы по устранению речевых нарушений;

-Передаче сопроводительных карт воспитанников ДОУ (май);

Такое взаимодействие дает учителям- логопедам школ:

- Четкое представление о психофизических особенностях каждого ребенка, поступающего в первый класс.

- Целостное видение проблем будущего ученика.

- Экономию времени в диагностировании ребенка.

- Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.

- Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.

- Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.

Результатом такого  сотрудничества в плане преемственности работы логопедов ДОУ–школы является:

- более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;

- успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;

- стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;

-коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;

- отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;

- прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.

Итак, единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах массовой школы позволяет в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности детей.

«Список литературы»

  1. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Микляевой Н.В.  М., 2011-128 с

  1. Крылова Л.Н. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. № 2. 1978. С. 62-68.
  2. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред.  Арнаутовой Е.П.. – М., 2006-128 с
  3. ТкаченкоТ.А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург, Издательство «Акцидент» 1998-112с
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Просвещение, 2009-69с
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Инст-т практ психол.,1997-320 с