Воспитание сказкой
статья на тему

Сказки любят все на свете. Сказки любят взрослые и дети!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_skazkoy.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Пояснительная записка

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, культурой, нравственными нормами, законами жизни и учит жить но этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, речевые обороты сказок, песни, музыкально-поэтический язык. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители - И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой - видели в сказке отражение души русского народа.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной музыкально-поэтической культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь «бабушкины сказки», «бабушкины песни».

Задачи программы.

  1.  Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
  2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
  3.  Развивать у детей социальные навыки: общительность,  дружелюбное  поведение, стремление   делиться   впечатлениями   от   услышанного,   увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
  4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
  5. Помогать усвоению детьми нравственных категорий:  добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
  6. Содействовать   развитию   мотивационной   сферы   дошкольников,   формированию стремления подражать положительным героям сказок.
  7. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  8. Содействовать  освоению  навыков доброжелательного,  внимательного,  заботливого поведения.
  9. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  10. Создавать   условия   для   активного   включения   детей   в   речевую,   музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
  11. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  12. Воспитывать   трудолюбие,   привычку   заниматься   делом,   работать   старательно   и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  13. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа

Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....