Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновацционная модель организации методической деятельности
учебно-методический материал на тему
В статье представлен опыт работы по организации методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия, осуществляемого между дошкольными образовательными учреждениями города Волжского, которое позволяет создать единое информационно-методическое пространство, оптимизировать имеющиеся ресурсы, создать условия для методической поддержки и профессионального роста педагогов — обмена и распространения передового опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ИННОВАЦЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кудряшова Н. А., старший воспитатель МДОУ д/с № 98
г. Волжский Волгоградской области
Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений. В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия реализации основной образовательной программы, которые должны «обеспечивать возможность организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса». В связи с этим у нас возникла идея о создании городского сетевого методического взаимодействия.
Созданное нами сетевое взаимодействие педагогов включает четыре дошкольных учреждения города. Данное сообщество было создано в 2014 г. с целью совершенствования методического и профессионального мастерства, творческого роста педагогов, изучения и распространения передового педагогического опыта, осуществление инновационной деятельности. Основные задачи сетевого взаимодействия:
- обеспечение более широкого охвата педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой;
- стимулирование самообразования и самореализации педагогов;
- активизация обмена опытом работы, мнениями;
- формирование конкурентоспособности педагогов;
- включение большего числа педагогов в методическую деятельность на уровне города;
- стимулирование потребности в освоении и применении современных технологий, в т. ч. коммуникативно – информационных;
-развитие творческого взаимодействия и сотрудничества педагогов дошкольных учреждений города.
Принципы взаимодействия:
- принцип добровольности и независимости членов;
- принцип открытости действий, результатов, проблем, информации;
- обмен участников сетевого образовательного сообщества разработанными методическими материалами, результатами инновационной деятельности;
- принцип взаимоподдержки – передача опыта и консультирование;
- принцип соблюдения интеллектуальной собственности;
- принцип соблюдения этических норм и правил взаимодействия.
Коллективная форма взаимодействия предполагает общность целей и задач, индивидуальную ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе сетевого взаимодействия. Спонтанность, сиюминутность, рождение и воплощение многих идей, атмосфера незапрограммированного творчества составляет суть общения педагогов в рамках данной формы организации образовательного процесса.
Нами, старшими воспитателями, разработано Положение о сетевом взаимодействии, которое утверждено руководителями каждого ДОУ, заключен договор о сотрудничестве. На каждый учебный год мы составляем план работы таким образом, что каждое дошкольное учреждение включено в активную методическую деятельность. Взаимодействие педагогов строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы: семинар-практикум, совместный педсовет, круглый стол, открытый показ деятельности с детьми, презентация системы работы, мастер - класс, смотр – конкурс, методическая неделя. Один раз в месяц проходит заседание старших воспитателей «Дни партнёрского взаимодействия», на котором разрабатывается или корректируется план мероприятий, происходит обмен опытом работы в ДОУ, отбирается наиболее передовой, инновационный опыт для представления его на мероприятиях сетевого взаимодействия с целью внедрения в практическую деятельность. Выбору тем мероприятий предшествует анкетирование среди педагогов каждого ДОУ с целью выявления их потребностей, возможностей, интересов, а также затруднений по определенным вопросам, что определяет направление работы на год.
В 2014 – 2015 г. работа сетевого взаимодействия строилась в направлении «Педагогические технологии в организации
воспитательно-образовательного процесса ДОУ в
условиях внедрения ФГОС ДО, методы, приёмы». В течение года педагоги делились опытом внедрения современных педагогических технологий. Особенно интересно прошел семинар – практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Актуальным было командное выступление специалистов Лекотеки с мультимедийной презентацией «Лекотека как одна из форм здоровьесберегающих технологий». На семинаре «Фестиваль проектов» педагоги представили лучшие творческие проекты (семейные, индивидуальные, коллективные). Была организована выставка продуктов проектной деятельности.
В 2015 – 2016 г. выбрано направление «Поддержка индивидуальности и инициативы детей как одно из условий ФГОС ДО». На семинаре – практикуме на тему «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном учреждении» педагоги поделились друг с другом опытом организации предметно – развивающей среды в соответствии с принципом индивидуализации. Представили презентации из опыта работы с одарёнными детьми на темы: «Педагогические условия воспитания музыкально одарённых детей дошкольного возраста», «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника». Провели мастер – класс «Составление индивидуальной программы для одарённого ребёнка». На семинаре – практикуме «Формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения» воспитатели и специалисты дошкольных учреждений поделились методами, приёмами.
Педагоги – участники нашего сетевого взаимодействия провели выездной семинар – практикум в структурном подразделении – детском саду «Православной епархиальной классической гимназии «УМИЛЕНИЕ», в с. Заплавном Волгоградской области. Темы встречи «Организация предметно - развивающего пространства в соответствии с реализуемыми программами в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО» и
«Портфолио педагога». Также мы являлись участниками межрайонной научно – практической конференции старших воспитателей и воспитателей ДОУ Среднеахтубинского муниципального района и г.Волжского на тему «Социально – коммуникативное развитие дошкольников в условиях образовательного учреждения».
Опытом работы нашего сетевого взаимодействия мы поделились на методическом объединении старших воспитателей города на тему «Организация сетевого взаимодействия дошкольных учреждений».
На II городском открытом конкурсе профессионального мастерства «Ярмарка социально – педагогических идей» (диплом I степени) была представлена презентация «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия».
Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Изменение позиции педагога в системе повышения квалификации (с позиции «потребителя» методического продукта на позицию активного творческого участника создания этого продукта.
В перспективе мы продолжим строить деятельность на принципах сетевой организации, которые будут способствовать созданию единого информационного образовательного пространства, обеспечению целостного образовательного процесса в городе, гарантий прав каждого педагога на повышение профессионального мастерства. Решение задач нашего сообщества в совокупности позволит решить основную задачу – повышение качества дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов
Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...
Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...
Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ. Презентация. «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"
quot;Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"...
Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимоп...
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы"
Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена ...
"Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы" Консультация для педагогов ДОУ.
Консультация для педагогов ДОУ....