Кряшены
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Кряшены
Кряшены носят русские имена и фамилии, но читают "Отче наш" по-татарски. Ну… или почти по-татарски, (на церковно-кряшенском языке). Татарские националы называют их предателями своего народа и изменниками нации. А они говорят, что они никого не предавали. Просто они - другой народ, и у них теперь есть своя историческая миссия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kryasheny.docx | 157.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Кряшены
Кряшены
Кряшены носят русские имена и фамилии, но читают "Отче наш" по-татарски. Ну… или почти по-татарски, (на церковно-кряшенском языке). Татарские националы называют их предателями своего народа и изменниками нации. А они говорят, что они никого не предавали. Просто они - другой народ, и у них теперь есть своя историческая миссия.
С IX - Х веков значительная часть булгар (которых большинство современных татар считает своими предками), стала исповедовать ислам. Однако население региона постоянно испытывало и влияние христианства, христианской культуры. Наличие в Среднем Поволжье общин тюрок-христиан давно известно историкам. Часто упоминается случай о противостоянии в городе Булгар между представителями большинства мусульманской и меньшинства христианской общин в 1230 году. Активным проповедником христианства среди горожан был тогда некий Авраамий, известный ныне как Святой Священномученик Авраамий Болгарский. Его проповеди приводили к недовольству среди мусульман, которые однажды "расправились с земляком-вероотступником", то есть, попросту убили.
Православные христиане булгарской общины по церковной иерархии подчинялись тогда Владимирской епархии. Ввиду налаженных торговых отношений между Владимиром и Булгаром инцидент замяли. Мощи Авраамия были переданы представителям Владимирской епархии, которого позднее причислили к лику святых. (И сегодня его мощи в соборе города Владимира).
Последствия крещения были такими. Крестившиеся простые сельские общинники, не зная русского языка и резко сократив общение с мусульманами, вели закрытый и крайне замкнутый образ жизни. Они, тем не менее, были постепенно вовлечены в оборот русской бытовой культуры. Однако до середины XIX века о христианских формах письменности на родном языке, о религиозном просвещении тюрок-христиан на татарском языке особой заботы со стороны госу-дарства не проявлялось. Кряшены продолжали пользоваться арабской графикой. По сути, они были вынуждены "откатиться назад" и ограничиться рамками структуры сельской общины, основанной на симбиозе тюркских и финно-угорских традиций.
Возможно поэтому менталитет кряшен до сего времени характеризуется приверженностью к своим древним верованиям, что отмечают многие исследователи их традиционной культуры*.
Тем не менее , до 1926 года на территории современного Татарстана кряшены имели около 100 национальных школ и собственные православные храмы. Позднее, в результате сталинской национальной политики, кряшены были причислены к татарам по "принципу схожести языков". О самобытном этносе было приказано было более не вспоминать.
Сейчас в России насчитывается примерно 300-320 тысяч кряшен. 200 тысяч живут в Татарстане, но не имеют ни своих школ, ни своих храмов. Точнее имеют 4 в Татарстане из которых 1 в Казани… один храм на 50 тысяч человек. В России у кряшен всего 17 храмов, где проводиться служба на церковно-кряшенском языке.
Кряшенская Церковь Тихвинской Богородицы в Казани.
При Тихвинском храме действует воскресная школа, народный хор, проводится работа по переводу на церковно-кряшенский язык книг Священного писания. Богослужение в храме ведётся в основном на церковно-кряшенском языке.
Настоятель Тихвинского храма и благочинный кряшенских приходов
протоиерей Павел Павлов.
Родился 17 ноября 1957 г. в г. Заинске ТАССР. С 1976 по 1978 гг. проходил службу в рядах Советской армии. В 1978 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1981 г. В том же году поступил в Московскую духовную академию. 21 ноября 1984 г. рукоположен во дьякона Александром, епископом Дмитровским в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры. 12 февраля 1985 г. рукоположен во иерея в том же храме.
С 21 июня 1985 по 1 декабря 1989 являлся настоятелем Свято-Никольского молитвенного дома г. Волжска Марийской АССР. С 1 декабря 1889 по 1993 г. священник Свято-Никольского кафедрального собора г. Казани. С 1 июля 1993 по ноябрь 1995 гг. предстоятель Православного кряшенского объединения при Петропавловском соборе г. Казани. 4 ноября 1995 г. назначен настоятелем Кряшенского прихода г. Казани. С 1997 г. преподаватель Священного Писания Нового Завета в Казанской духовной семинарии. В 2008 г. Святейшим патриархом и всея Руси Алексием II награжден орденом св. Макария III степени за просветительские труды среди кряшен. Является духовником Казанской епархии. Кандидат богословских наук.
Среди кряшен бытует мнение, что кряшенство – это не религия, это образ жизни, традиции. Миссионерская работа, к сожалению, и в самом деле почти не ведется. Такая проблема есть. Кроме того, во многих кряшенских деревнях считают, что церкви строить нецелесообразно, потому что деревни маленькие, а в церковь ходят одни старики. Старики же ничего изменить не могут, собираются и молятся в какой-нибудь избе. Туда иногда приезжают священники и проводят службы. К сожалению, литургию в молельном доме уже не проведешь – там нет алтаря.
Кряшенский язык сегодня используется исключительно в богослужении в православных кряшенских храмах в Татарстане . Развитие и изучение кряшенского языка не поддерживается.
Строительство новых православных церквей сегодня является одной из самых насущных и трудноразрешимых проблем для кряшенского народа. По словам его представителей, руководство республики в ответ на соответствующие просьбы говорит о чрезмерной дороговизне и технической сложности строительства даже небольшого храма по сравнению с возведением здания мечети.
Сегодня в Татарстане насчитывается более тысячи мечетей и около 150 православных храмов, притом что численность мусульман и православных в республике одинакова.
Получается, что генетические корни кряшен роднятся с татарами, а вот вера у кряшен как и у русских православная.
Согласно заявлениям президента Татарстана Минтимера Шаймиева, "Татарстан - это остров стабильности и пример межнационального согласия для всей России". Однако татары мусульмане призывают кряшен вспомнить свои корни и веру и вернуться в ислам. Сами же кряшены заявляют, что они мусульманами ни когда не были, потому что их этнос появился ещё до ислама и христианство они приняли в то время, когда на земле современного Татарстана ещё исповедовался не ислам, а язычество, а потому христианство они приняли будучи язычниками, а не мусульманами.
Кряшены решительно отказываются от отношения к своей этнической группе как к "крещеным татарам", утверждая, что такое их восприятие сознательно насаждается в общественном мнении властями Татарстана, не признающими права кряшен на этническую самоидентификацию. В настоящее время установить точное количество российских кряшен весьма сложно, в том числе из-за отказа республиканских властей признать их как отдельную от татар этническую общность..