Самооценка дошкольника ( консультация для воспитателей)
презентация на тему

Каус Елена Николаевна

Самооценка дошкольников — один из важнейших элементов их личности. Способность оценить себя дана каждому человеку. Это помогает увидеть свое место в этом мире и правильно построить отношения с другими людьми. Однако умение оценивать себя правильно дается не всем. На создание того или иного образа своей личности влияет мнение окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_doshkolnika.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самооценка дошкольника Рекомендации по формированию адекватной самооценки Подготовила: педагог-психолог МБДОУ д/с № 21 Каус Елена Николаевна

Слайд 2

Неадекватность самооценки- один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.

Слайд 3

От уровня самооценки зависит: Активность Организованность Чувство собственного достоинства Требовательность к себе Стремление человека к развитию и самосовершенствованию

Слайд 4

Дети с низкой самооценкой Хуже учатся Плохо ладят со сверстниками, учителями Менее успешны во взрослой жизни (карьера, семейная жизнь)

Слайд 5

Негативная самооценка может привести к: Развитию нерешительности, застенчивости Эмоциональной неустойчивости (обидчивости) Страхам Тревожности. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми Конфликтности Агрессивности

Слайд 6

САМООЦЕНКА РЕБЕНКА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ Семья Детский сад

Слайд 7

Проявления самооценки в поведении Неадекватно завышенная самооценка : Не склонны анализировать результаты своей деятельности и поступков; не осознают своих неудач Не сдержанны, не доводят начатое дело до конца, быстро переключаются с одной деятельности на другую Склонны к демонстративности и доминированию; высокомерны Стремятся к лидерству, но в группе могут быть не приняты, т.к не склонны к сотрудничеству

Слайд 8

Проявления самооценки в поведении Адекватная и высокая самооценка : Уверены в себе, активны, уравновешенны Настойчивы в достижении цели Стремятся сотрудничать, помогать другим Общительны, дружелюбны Стремятся к успеху, склонны анализировать результаты своей деятельности

Слайд 9

Проявления самооценки в поведении Заниженная самооценка : Нерешительны, малообщительны, недоверчивы, скованны в движениях Очень чувствительны Тревожны, не уверены в себе Стремятся избегать неудач, малоинициативны Часто имеют низкий статус в группе

Слайд 10

Причины индивидуальных особенностей самооценки Неадекватно завышенная самооценка: Некритичное отношение со стороны взрослых Бедность опыта общения со сверстниками Недостаточно развитые способности осознания себя, результатов своей деятельности Чрезмерно завышенные требования взрослых (с/оценка – защита) Кризис 7 лет

Слайд 11

Причины индивидуальных особенностей самооценки Заниженная самооценка: Завышенные требования взрослых Использование отрицательных оценок Большой опыт неудач, неуспеха

Слайд 12

Самооценка имеет 2 компонента Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

Слайд 13

ВАЖНО ЗНАТЬ!!! В дошкольном возрасте преобладает эмоциональный компонент самооценки

Слайд 14

ВАЖНО ЗНАТЬ!! ! Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка

Слайд 15

ВАЖНО ЗНАТЬ!!! В дошкольном возрасте деятельность не различима с личностью для самого ребенка ( я плохо сделал что-либо  я плохой) Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.

Слайд 16

ВАЖНО ЗНАТЬ!!! В дошкольном возрасте самооценка обычно слегка завышена - ребенок только учится оценивать себя Замечания должны быть корректными

Слайд 17

ВАЖНО ЗНАТЬ!!! Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее

Слайд 18

ВАЖНО ЗНАТЬ!!! Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Первичное формирование самооценки у ребенка завершается к 7 годам .

Слайд 19

Педагогическое взаимодействие имеет важное значение в развитии и воспитании ребенка, служит инструментом воздействия на личность ребенка.

Слайд 20

Действия, формирующие заниженную самооценку Формирует комплекс неполноценности и заниженную самооценку Формирует негативизм Негативная оценка прилюдно

Слайд 21

Осторожно с отрицательной оценкой!

Слайд 22

Осторожно с отрицательной оценкой!

Слайд 23

Для формирования адекватной самооценки Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Очень важна интонация , эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенк у. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

Слайд 24

Для формирования адекватной самооценки Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть. Сравнение – только с самим собой!

Слайд 25

Детям с заниженной самооценкой Обращаться по имени Хвалить в присутствии других Отмечать малейшие достижения Создавать ситуации успеха на занятиях

Слайд 26

Создание ситуаций успеха ПРИЕМЫ: оказание скрытой помощи, когда педагог в контексте слов, обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающие подсказки («мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...»)

Слайд 27

Создание ситуаций успеха ПРИЕМЫ: Авансированная оценка, провозглашение достоинств до того , как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности ( «У тебя это непременно получится, потому что ….)

Слайд 28

Создание ситуаций успеха ПРИЕМЫ: «Эмоциональное поглаживание» Похвала педагога: «Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением.

Слайд 29

Детям с заниженной самооценкой Очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлекать к положительной оценке других детей : - Посмотрите, как далеко прыгнул Ваня! Правда, молодец? - Дети, вам нравится этот рисунок? Красивый, видно, что тот, кто рисовал очень старался. А выполнил этот рисунок Ваня.

Слайд 30

Детям с заниженной самооценкой Полезно вести «дневники достижений»

Слайд 31

Детям с заниженной самооценкой Для повышения статусного положения: постоянно включать ребенка в игровую деятельность почаще давать ему поручения давать роли в спектаклях, сценках

Слайд 32

Детям с завышенной самооценкой Использовать детские игры с карточками-фиксаторами ( звездочки, флажки) Использовать прием «самокритичный взрослый», когда взрослый на своем примере демонстрирует ребенку правильное отношение к неудачам и успеху, учит ребенка не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом.

Слайд 33

Схема позитивного оценивания ( Ш. Амонашвили ) Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения Указания на ошибки при выполнении задания или нарушения норм поведения Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых форм поведения Выражение уверенности в том, что у него все получится

Слайд 34

Низкую самооценку, сформировавшуюся в дошкольном возрасте сложно поднять Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам- оказывает влияние на отношение ребенка к себе

Слайд 35

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников (консультация для воспитателей)

Что такое "связная речь"? Как правильно построить занятие по развитию связной речи в детском саду? На что обратить особое внимание? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье....

физическое развитие дошкольников-консультация для воспитателей

консультация для воспитателей: "Физическое развитие дошкольников"...

«Влияние «игрового» стретчинга на физическое развитие дошкольников». Консультация для воспитателей.

При внедрении в НОД по физической культуре "игрового стретчинга", данная консультация необходима....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника - консультация для воспитателей Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, д...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...