Самооценка дошкольника ( консультация для воспитателей)
презентация на тему
Самооценка дошкольников — один из важнейших элементов их личности. Способность оценить себя дана каждому человеку. Это помогает увидеть свое место в этом мире и правильно построить отношения с другими людьми. Однако умение оценивать себя правильно дается не всем. На создание того или иного образа своей личности влияет мнение окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka_doshkolnika.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неадекватность самооценки- один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.
От уровня самооценки зависит: Активность Организованность Чувство собственного достоинства Требовательность к себе Стремление человека к развитию и самосовершенствованию
Дети с низкой самооценкой Хуже учатся Плохо ладят со сверстниками, учителями Менее успешны во взрослой жизни (карьера, семейная жизнь)
Негативная самооценка может привести к: Развитию нерешительности, застенчивости Эмоциональной неустойчивости (обидчивости) Страхам Тревожности. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми Конфликтности Агрессивности
САМООЦЕНКА РЕБЕНКА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ Семья Детский сад
Проявления самооценки в поведении Неадекватно завышенная самооценка : Не склонны анализировать результаты своей деятельности и поступков; не осознают своих неудач Не сдержанны, не доводят начатое дело до конца, быстро переключаются с одной деятельности на другую Склонны к демонстративности и доминированию; высокомерны Стремятся к лидерству, но в группе могут быть не приняты, т.к не склонны к сотрудничеству
Проявления самооценки в поведении Адекватная и высокая самооценка : Уверены в себе, активны, уравновешенны Настойчивы в достижении цели Стремятся сотрудничать, помогать другим Общительны, дружелюбны Стремятся к успеху, склонны анализировать результаты своей деятельности
Проявления самооценки в поведении Заниженная самооценка : Нерешительны, малообщительны, недоверчивы, скованны в движениях Очень чувствительны Тревожны, не уверены в себе Стремятся избегать неудач, малоинициативны Часто имеют низкий статус в группе
Причины индивидуальных особенностей самооценки Неадекватно завышенная самооценка: Некритичное отношение со стороны взрослых Бедность опыта общения со сверстниками Недостаточно развитые способности осознания себя, результатов своей деятельности Чрезмерно завышенные требования взрослых (с/оценка – защита) Кризис 7 лет
Причины индивидуальных особенностей самооценки Заниженная самооценка: Завышенные требования взрослых Использование отрицательных оценок Большой опыт неудач, неуспеха
Самооценка имеет 2 компонента Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.
ВАЖНО ЗНАТЬ!!! В дошкольном возрасте преобладает эмоциональный компонент самооценки
ВАЖНО ЗНАТЬ!! ! Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка
ВАЖНО ЗНАТЬ!!! В дошкольном возрасте деятельность не различима с личностью для самого ребенка ( я плохо сделал что-либо я плохой) Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.
ВАЖНО ЗНАТЬ!!! В дошкольном возрасте самооценка обычно слегка завышена - ребенок только учится оценивать себя Замечания должны быть корректными
ВАЖНО ЗНАТЬ!!! Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее
ВАЖНО ЗНАТЬ!!! Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Первичное формирование самооценки у ребенка завершается к 7 годам .
Педагогическое взаимодействие имеет важное значение в развитии и воспитании ребенка, служит инструментом воздействия на личность ребенка.
Действия, формирующие заниженную самооценку Формирует комплекс неполноценности и заниженную самооценку Формирует негативизм Негативная оценка прилюдно
Осторожно с отрицательной оценкой!
Осторожно с отрицательной оценкой!
Для формирования адекватной самооценки Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Очень важна интонация , эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенк у. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
Для формирования адекватной самооценки Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть. Сравнение – только с самим собой!
Детям с заниженной самооценкой Обращаться по имени Хвалить в присутствии других Отмечать малейшие достижения Создавать ситуации успеха на занятиях
Создание ситуаций успеха ПРИЕМЫ: оказание скрытой помощи, когда педагог в контексте слов, обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающие подсказки («мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...»)
Создание ситуаций успеха ПРИЕМЫ: Авансированная оценка, провозглашение достоинств до того , как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности ( «У тебя это непременно получится, потому что ….)
Создание ситуаций успеха ПРИЕМЫ: «Эмоциональное поглаживание» Похвала педагога: «Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением.
Детям с заниженной самооценкой Очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлекать к положительной оценке других детей : - Посмотрите, как далеко прыгнул Ваня! Правда, молодец? - Дети, вам нравится этот рисунок? Красивый, видно, что тот, кто рисовал очень старался. А выполнил этот рисунок Ваня.
Детям с заниженной самооценкой Полезно вести «дневники достижений»
Детям с заниженной самооценкой Для повышения статусного положения: постоянно включать ребенка в игровую деятельность почаще давать ему поручения давать роли в спектаклях, сценках
Детям с завышенной самооценкой Использовать детские игры с карточками-фиксаторами ( звездочки, флажки) Использовать прием «самокритичный взрослый», когда взрослый на своем примере демонстрирует ребенку правильное отношение к неудачам и успеху, учит ребенка не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом.
Схема позитивного оценивания ( Ш. Амонашвили ) Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения Указания на ошибки при выполнении задания или нарушения норм поведения Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых форм поведения Выражение уверенности в том, что у него все получится
Низкую самооценку, сформировавшуюся в дошкольном возрасте сложно поднять Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам- оказывает влияние на отношение ребенка к себе
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи дошкольников (консультация для воспитателей)
Что такое "связная речь"? Как правильно построить занятие по развитию связной речи в детском саду? На что обратить особое внимание? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье....
физическое развитие дошкольников-консультация для воспитателей
консультация для воспитателей: "Физическое развитие дошкольников"...
«Влияние «игрового» стретчинга на физическое развитие дошкольников». Консультация для воспитателей.
При внедрении в НОД по физической культуре "игрового стретчинга", данная консультация необходима....
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника - консультация для воспитателей Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна
Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, д...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...