Психологическая готовность ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Задача педагогов и родителей - как безболезненно пройти стадию перехода ребенка из детского сада в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность ребенка к школе
Готовя ребенка к школе, необходимо знать, что эта готовность должна быть не только физической. Необходима особая психологическая подготовка. Это связано с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, волевая, интеллектуальная.
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети имеют желание идти в школу. Их привлекают внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Но важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью – учением. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и сама учеба воспринимается им, как ответственное дело. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития – ему будет трудно в школе.
Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка – необходимое условие формирования его положительного отношения к школе. Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Родители должны способствовать формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт и с одноклассниками, и с учителем. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно, уступать, при необходимости подчиняться, учитывать чувство товарищества – вот те качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям. Конечно, пребывание ребенка в детском саду играет в этом вопросе важную роль. Но не менее значимо, какое внимание этой проблеме уделяют родители.
Волевая готовность ребенка к школе не менее важна. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуют умения делать не то, что ему хочется, а то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Волевое усилие это способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – мышлением, вниманием, памятью. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь поставить цель, принять решение, исполнить план действий, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствий, оценить результат. Развитие воли у детей дошкольного возраста успешнее достигается в игровой ситуации. Ведь переключение ребенка от одного вида деятельности к другому происходит легче в игре. Шестилетний ребенок уже оказывается способным соподчинить себе мотивы своего поведения. Это важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития воли. Поэтому необходимо развить у ребенка способность действовать не только по моральным мотивам, но и когда нужно отказаться от того, что непосредственно привлекало. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не бояться трудностей, стремления не пасовать перед ними.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе безусловно тоже важна. Хорошо, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это определяющее мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Программы обучения, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов. Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.
К шести – семи годам дошкольник уже имеет достаточно сведений об окружающем мире. Беседы об окружающем не должны быть слишком сложными и утомительными. Интерес для ребенка – критерий доступности. Обнаружив у ребенка какие-либо способности родителям необходимо создать оптимальные условия для их развития. Воспитание одаренного ребенка это огромная ответственность и перед обществом, и перед самим ребенком. Очень важно не повредить нежную детскую душу. Некоторым родителям детей, стоящих на пороге школьной жизни, не следует как можно больше внимания уделять занятиям подготовке к школе. Для успешной подготовки ребенку полезна и самая обычная «несерьезная» игра. Наряду с игрой, почетное место в подготовке к школе должны занимать рисование, лепка, конструирование, аппликация. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том, как устроены предметы, животные, люди. Для того, чтобы полностью использовать развивающие возможности игры, рисования и других детских занятий, взрослый должен руководить ими, но тактично и ненавязчиво.
Так кто же должен осуществлять подготовку детей к школе? Родители, семья, воспитатели детского сада? Никакое самое хорошее детское учреждение не может заменить семью, семейное воспитание. Хвалите ребенка. Если учительница и мама часто его хвалят, то учеба будет связана с ощущением успеха. А успех – важнейший источник положительного отношения к занятиям в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....