работа с родителями
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_problemy.docx | 36.79 КБ |
kruzhok_shahm_2016g._podg._gr._1.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
группы общеразвивающей направленности
с 6-7 лет «Б», «Ромашка»
2018-2019 учебный год
Воспитатели:
Закриева Лариса Люмиевна
Мамаева Саида Рашитовна
Актуальность проблемы
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Цель:
Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия ДОУ с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Темы родительских собраний на учебный год
Дата проведения | Тема повестка дня | Ответственные |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Готовимся в школу вместе» | Воспитатели Психолог Ярочкина О. А. |
Декабрь | Приобщение к совместной деятельности родителей и детского сада. Подготовка к утреннику | Воспитатели |
Апрель | Общее родительское собрание «Итоги учебного года» | Воспитатели |
Перспективный план работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год
СЕНТЯБРЬ
№ п/п | Название мероприятий | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | Оформление и пополнение информационных стендов в группе, в холле детского сада | Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду. | Сентябрь | Родители | Воспитатели, |
2 | Общее родительское собрание «Цели и задачи ОП на 2018-2019 учебный год» | Знакомство родителей с задачами воспитания на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей. | Сентябрь | Родители | Директор воспитатели, специалисты, педагог-психолог |
3 | Консультация: «Здоровый образ жизни вашего ребенка» | Привлечь родителей к совместному с детским садом использованию современных здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Создать у родителей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни детей. | .Сентябрь | Родители | Воспитатели |
ОКТЯБРЬ
№ п/п | Названия мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | Групповое родительское собрание «Готовимся в школу вместе» | Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей 6-7 лет. Формирование правильной позиции родителей в оценке готовности дошкольников к обучению в школе и причины неудовлетворительной адаптации ребенка к школьной жизни. | Октябрь | Родители | Воспитатели, специалисты |
2 | Семейный праздник, посвященный «Дню пожилого человека» | . Активизировать желание родителей участвовать в жизни детского сада. | Октябрь | Родители | Воспитатели, специалисты |
3 | Консультация «Все о развитии речи» | Дать родителям необходимые знания о развитии речи старших дошкольников. | Октябрь | Родители | Воспитатели |
НОЯБРЬ
№ п/п | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | Пополнение информационного стенда" Для Вас родители" | Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду. | Ноябрь | Родители | Воспитатели |
2 | Семейный праздник, посвященный «Дню матери» | Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг. | Ноябрь | Родители | Воспитатели, специалисты |
3 | Семейная олимпиада – «День здоровья» | Укрепить знание у детей и родителей о ЗОЖ. Объединить семьи группы в совместной веселой игре и общем желании беречь здоровье. | Ноябрь | Родители | Воспитатели, Инструктор по физическому развитию. |
4 | Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» (совместная деятельность родителей с детьми). | Объединить поколения, детей и взрослых, занятых общим делом. Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. | Ноябрь | Родители | Воспитатели |
ДЕКАБРЬ
№ п/п | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | Родительское собрание | Приобщение к совместной деятельности родителей и детского сада. Подготовка к утреннику | Декабрь | Родители | Воспитатели |
2 | Консультация «Готовим руку дошкольника к письму». | Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе. | Декабрь | Родители | Воспитатели |
3 | Консультация «Если ребенок боится идти в школу». | Помочь родителям подготовить своих детей к школе. Помочь адаптировать своего ребенка к учебной среде. | Декабрь | Родители | Воспитатели |
4 | Выставка рисунков и поделок «Волшебный фантастический новогодний мир» | Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми | Декабрь | Родители | Воспитатели |
5 | Праздник «Новый год». | Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику | Декабрь | Родители | Воспитатели |
ЯНВАРЬ
№ п/п | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | Анкетирование родителей | Изучение мнения родителей о качестве оказания в дошкольных учреждениях муниципальных образовательных услуг. | Январь | Родители | Воспитатели |
2 | Консультация «Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе» | Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника» | Январь | Родители. | Воспитатели |
3 | Консультация «Как провести выходной день с ребёнком».
| Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком. Предложить родителям поделиться опытом друг с другом в воспитании детей. | Январь | Родители | Воспитатели |
4 | Памятка: «Искусство прощать и наказывать». | Дать рекомендации по воспитанию нравственных качеств ребёнка. | Январь | Родители | Воспитатели |
ФЕВРАЛЬ
№ п/п | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | Совместное мероприятие «Папа и я - лучшие друзья» | Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | Февраль. | Родители | Воспитатели Муз. руководитель |
2 | Стенгазета «Мой папа – самый лучший!» | Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. | Февраль. | Родители | Воспитатели |
3 | Консультация «« В игре готовимся к школе» | Обсуждение проблем интеллектуальной готовности ребенка к школе. Знакомство с играми, помогающими увидеть особенности проявления познавательной активности ребенка, его эмоциональной и социальной готовности | Февраль | Родители | Воспитатели |
4. | Фольклорное развлечение «Широкая Масленица». |
Фольклорное развлечение «Широкая Масленица». | Февраль | Родители | Воспитатели Муз.руководитель |
МАРТ | |||||
№ п/п | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | Творческая выставка поделок и рисунков «Все цветы для вас мамы и бабушки» | Привлечь внимание родителей к творчеству детей | Март | Родители | Воспитатели |
2 | Семейный праздник, посвященный международному женскому дню - «8 марта» | Привлечение родителей к совместной организации праздника | Март | Родители | Воспитатели Муз. руководитель |
3 | День открытых дверей. | Демонстрация видов воспитательно-образовательной работы с детьми. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. | Март | Родители | Воспитателиспециалисты |
3 | Консультация "Простые упражнения для развития речи дошкольников" | Познакомить с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций у детей. | Март | Родители | Логопед |
АПРЕЛЬ
№ п/п | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | Оформление информационного уголка: | Донесение родителям информации об особенностях предстоящей школьной жизни. | Апрель | Родители , дети | Воспитатели |
2 | . Общее родительское собрание «Итоги учебного года | Активизация родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей. Подвести итоги совместной работы | Апрель | Родители | Воспитатели |
3. | «До свидания, детский сад!», выпускной бал | * Развитие сотрудничества при решении различных проблем будущего школьника | Апрель | Родители , дети | Воспитатели, муз.работник |
МАЙ
№ п/п | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | * « Воспитание самостоятельности»; | Привлекать родителей к участию в жизни группы | Май | Родители | Воспитатели |
2 | * «Уголок ребенка в семье»; * «Это нужно для школы» | * Развитие сотрудничества при решении различных проблем будущего школьника. | Май | Родители | Воспитатели |
3 | Конкурс детского рисунка | Май | Родители | Воспитатели | |
4. | 9 мая - День Победы" | Воспитание у детей сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы ВОВ. | Май | Родители, дети | Воспитатели Муз.руководитель |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты-Мансийского автономного округа - Югра
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на педагогическом Совете № 1 | Директор МДОАУ д/с "Белочка" |
от 21..08.2018г. | _________________Ю.Г. Софронова « 21 » 08 2018 г. Приказ № 300-од от 21.08.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
группы общеразвивающей направленности
с 6-7 лет «Б», «Ромашка»
По обучению игре шахматная азбука в рамках реализации дополнительного образования, кружковой деятельности
«Шахматная азбука»
Срок реализации образовательной программы – 1 год
Разработчик программы: воспитатели
Закриева Лариса Люмиевна Мамаева Саида Рашитовна
Программа разработана на основе методических рекомендаций В.Г. Гришина, Е.И. Ильина «Шахматная азбука, или первые шаги по шахматной доске» для детей 5-7 лет - Москва: «Физкультура и спорт», 2010.
г.Пыть-Ях, 2018
Содержание
- Пояснительная записка.
- Новизна программы.
- Актуальность.
- Педагогическая целесообразность.
- Цель и задачи программы.
- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
- Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
- Сроки реализации.
- Формы и режим занятий.
- Ожидаемые результаты.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Учебно-тематическое планирование.
- Содержание образовательной деятельности.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Диагностический мониторинг.
- Библиографический список.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы интелектуального развития воспитанников старшего дошкольного возраста «Шахматная азбука» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- ПИСЬМОМ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ОТ 18.06.2003 Г. № 28-02-484/16 «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»;
- «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт», 1997.
- Уставом МДОАУ д/с «Белочка».
Данная программа направлена на повышение уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
- Новизна программы.
Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы и шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающих игры. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.
1.2 Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.
1.3 Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы в том, что шахматы учат рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности, а также приучают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Гиперактивному ребёнку помогают стать спокойнее, уравновешеннее, учат непоседу длительно сосредоточиться на одном виде деятельности.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
1.4. Цель и задачи программы
Цель программы: привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры, повысить спортивное мастерство.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с историей шахмат;
- обучить правилам игры;
- дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
- сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания; - вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
- Воспитывающие:
- воспитывать у детей любовь и уважение к мудрой древней игре шахматы.
- бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Общеразвивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Эстетические:
- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шахмат в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
1.5. Отличительные особенности программы
Дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности (обучение детей игре в шахматы) для детей подготовительной к школе группе дошкольного возраста разработана на основе Методических рекомендации Карпова А.Е. «Учитесь шахматам», который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
В программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам;
- темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
- предложенный тематический план позволит учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные особенности, пробуждает интерес детей к шахматной игре.
1.7. Сроки реализации
Рабочая программа рассчитана на один год обучения детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
1.8. Формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут. Наполняемость группы – по 6 детей.
Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.
Максимальная учебная нагрузка воспитанников составляет 36 часов.
1.9. Ожидаемы результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
К концу первого года обучения дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.
- ориентироваться на шахматной доске;
- согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- решать шахматные элементарные задачи.
1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
2. Учебно-тематическое планирование
Всего количество занятий в год 36.
№ | Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | История шахмат. Шахматная доска. Фигуры | 2 | 2 | 4 |
3 | Правила игры | 2 | 2 | 4 |
4 | Начало партии | 2 | 2 | 4 |
5 | Пешечные окончания | 2 | 2 | 4 |
6 | Тактические приемы | 2 | 2 | 4 |
7 | Психологическая подготовка | 2 | 2 | 4 |
8 | Игры в парах, рокировка | 2 | 2 | 4 |
9 | Соревнования, сеансы одновременной игры | - | 4 | 4 |
10 | Мониторинг | 1 | 1 | 2 |
Итого | 20 | 16 | 36 |
3. Содержание образовательной деятельности.
№ занятия | Месяц | № недели | Тема | Программные задачи | Методические приёмы |
1 | Октябрь | 1 | Шахматная доска | Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки. Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы |
2 | 2 | Проспекты, улицы, переулки шахматной доски | Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль», | Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина. Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы | |
3 | 3 | Шахматные фигуры | Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания | Чтение сказки «Чудесные фигуры» Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" | |
4 | 4 | Начальное положение | Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы |
5 | Ноябрь | 1 | Слон | Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков | Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 3 |
6 | 2 | Ладья | Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. | Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | |
7 | 3 | Ладья | Отрабатывать практические навыками | Практические упражнения. Загадки из тетрадки. Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 2 | |
8 | 4 | Ферзь | Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые» "Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 6 |
9 | Ноябрь | 1 | Конь | Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию | Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 4 |
10 | 2 | Пешка «Ни шагу назад!» | Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек» | |
11 | 3 | Пешка | Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 5 | |
12 | 4 | Король | Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 7 |
113 | Декабрь | 1 | Занятие с родителями «Азбука шахматной игры» | Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Подвести итоги | Конспект занятия |
114 | 2 | Шах | Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". | |
115 | 3 | Шах и мат | Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар). | Практические упражнения. | |
116 | 4 | Мат | Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна" Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". | |
117 | Январь | 1 | Ничья | Формировать представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата. | Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 9 |
18 | 2 | Игра в парах | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Практические упражнения. | |
19 | 3 | Рокировка | Отрабатывать практические навыки. | «Загадки из тетрадки». «Куда идёт король»- чтение сказки И.Сухина. Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 8 |
20 | Февраль | 1 | Тренировочная шахматная партия | Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят. | Практические навыки. Загадки из тетрадки. |
21 | 2 | Эстафета | Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. | ||
22 | 3 | Практические навыки: мат белыми в один ход | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат- ной доске. | Загадки из тетрадки. | |
23 | 4 | Практические навыки: лучший ход чёрных | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. | |
24 | Март | 1 | Шахматная партия | Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" |
25 | 2 | Шахматная партия | Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | |
26 | 3 | Первые ходы | Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле. | Игры в парах. | |
27 | 4 | Эстафета | Закреплять умения правильно и быстро расставлятьфигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. | ||
28 | Апрель | 1 | Практические навыки: мат белыми в один ход | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат- ной доске. | Загадки из тетрадки. |
29 | 2 | Практические навыки: лучший ход белых | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки | |
30 | 3 | Практические навыки: лучший ход чёрных | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. | |
31 | 4 | Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. | |
32 | 5 | Шахматная партия | Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" | |
33 | Май | 1 | Шахматная партия | Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
34 | 2 | До свидания шахматная страна | Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка. | Игра. | |
35 | 3 | Мониторинг. | |||
36 | 4 | Мониторинг. |
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
- книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
- комплект методической литературы.
5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- шахматные столы и стуля;
- настольные шахматы разных видов;
- демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
- шахматные часы;
- шахматы напольные;
- автоматизированное рабочее место тренера;
- электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
6. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей
Ф.и.ребёнка | знать | уметь | |||||||
Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль | Название шахматных фигур и их отличия | Правила хода, взятие каждой фигуры | Ориентировка на шахматной доске. | Играть каждой фигурой | Правильно располагать доску | Правильно располагать фигуры | Умение перемещать фигуры | Решать простые шахматные задачи | |
7. Библиографический список
- В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.
- А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
- И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
- «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
- Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
Законодательные материалы:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Письмо Минобразовании России от 18.06.2003г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Обучающие диски:
«Шахматная тактика»
Авторские электронные разработки:
1. Разработка позиций и этюдов в программе Mimio.
2. Тесты для интерактивной доски.
3. Презентации для занятий.
4. Копилка стихов о шахматах.
5. Консультация для родителей «Шахматы в развитии дошкольника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...