Консультация для воспитателей "Организация дидактических игр экологической направленности в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация на тему
В консультации приведены дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников, приемы включения их в структуру непрерывной образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_k_pedsovetu_ekologiya_didakt_igry.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №1 «Родничок»
городского округа Лосино-Петровский
Консультация
для воспитателей
«Организация дидактических игр экологической направленности
в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: Бикмурзина Е.М.
2018
1 слайд Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры экологического содержания.
Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения:
-дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
- доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
- способствует развитию разных анализаторных систем;
- вызывает эмоциональную реакцию у детей, закрепляя экологические знания, для применения их в самостоятельной игровой деятельности.
2 слайд Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
Структура дидактической игры включает:
- дидактическую задачу;
- игровые действия;
- игровые правила;
- - результат;
- дидактический материал;
- сюжет;
- роль.
3 слайд По цели применения дидактические игры экологического содержания делятся на :
- игры для обогащения экологических представлений; для пополнения знаний о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе;
- игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе; для развития эстетического восприятия природы; для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе; игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
4 слайд Виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
5 слайд В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
«Во саду ли в огороде» Игра закрепляет знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания. Используются муляжи овощей и фруктов.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся в зависимости от задачи различные предметы (фигурки животных, овощи, фрукты, плоды растений, листья деревьев и т.д.) Дети обследуют предметы на ощупь, достают, угадывают, называют, классифицируют.
Покорми животных
Цель: пополнить знания детей о домашних животных, их образе жизни. Используются фигурки животных.
«Дикие и домашние»
Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных.
«Кого не стало?»
Цель: закрепить знания детей о животных (растениях), развивать внимание.
6 слайд В проведении дидактических игр можно использовать различные дидактические игрушки, природный и бросовый материал.
7 -8 слайд Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
«Четвёртый лишний» Игра учит детей классифицировать объекты природы по различным признакам.
«Какого растения (животного) не стало?» Игра позволяет закрепить знания названий животных и растений, а также развивает внимание и наблюдательность.
«Где что зреет?»
Цель: пополнить знания детей о месте произрастания различных растений.
Кто где живет?
Цель: пополнить знания детей об образе жизни и местах обитания различных животных.
«Собери дерево» (цветок и т.д.)
Цель: пополнить знания детей о строении растения.
«Что перепутал художник?»
Цель: закрепить знания детей о временах года, развивать наблюдательность.
«Пищевые цепочки»
Цель: закрепить знания детей об образе жизни животных в одной экосистеме, развивать мелкую моторику пальцев рук.
9-10 слайд Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира. В них используется различный речевой материал (стихи, загадки).
«Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле - кисти рук опускают вниз.
«Да - нет»
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
«Угадай растение (животное)»
Воспитатель или ребенок загадает растение или животное, рассказывает о нём, не называя его. По рассказу дети отгадывают растение или животное и называют его.
«Земля, вода, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «заяц» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «синица» - изображают полёт птицы.
«Кто знает, пусть продолжает»
Вариант 1.
Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.
Воспитатель: Насекомые — это ...
. Дети:... муха, комар, ...
Воспитатель: Рыбы — это ...
Дети:.. карась, щука,...
Вариант 2.
Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.
Воспитатель: Муха, комар — это ...
Дети:... насекомые.
Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это ...Дети:.рыбы.
«Угадай по голосу»
Цель: закрепить знания детей о животных (птицах) и их голосах.
11 слайд При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:
- дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;
- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.
12 слайд Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Виртуальная экскурсия в работе с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры»
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов....
Консультация для родителей «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше...
Статья на тему: "Лего-конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении, как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста"
Современные дети, так же, как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области челове...
"Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста"
Доклад к педсовету, опыт работы...
СТАТЬЯ «Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста»
Современные дети, так же как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области ч...
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ - ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В этом возрасте дети активно усваивают информацию о мире, окружающем их. Они наблюдают, задают вопрос...
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная напра...