Создание условий для режиссерских игр дошкольников
консультация (старшая группа) по теме

Белокудренко Светлана Сергеевна

важным условием для создания интереса к режиссерским играм дошкольников является развивающая среда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для формирования интереса к театрализованной деятельности в процессе режиссерских игр у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство является уникальным периодом в жизни человека. Это время интенсивного вхождения в мир социальных отношений и усвоения социального опыта. Но, наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре. Именно в процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость, а также формируются все стороны личности, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Игра не является пустой забавой, это содержание жизни ребенка, ее творческая деятельность, нужная для его развития. В игре ребенок живет, осуществляет свои желания, свои потребности, нейтрализует свои эмоциональные конфликты.

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеет социальную природу и строится на все расширяющихся представлениях ребенка об окружающем. По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра является разновидностью сюжетной игры, её специфика заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии». Режиссерская игра в дошкольном возрасте является не только начальной ступенью развития игры, но и завершает её развитие, собирая все важнейшие достижения других разновидностей игр.

Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с «вымиранием» режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках. Режиссерские игры являются наиболее характерными для театрализованной деятельности у дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью режиссерской игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит выраженный творческий характер.

В режиссерской игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием. Исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, О.В. Солнцева и др.

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение режиссерской игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

Режиссерская игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Во-первых, она способствует развитию активности и любознательности. Во-вторых, в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, расширяется словарь, развивается связность речь.

В процессе игры одновременное выполнение разных ролей требует от ребенка умения регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать непроизвольные движения. Отображая в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, дети не только знакомятся с правилами поведения, но и упражняются в их применении. Научившись в режиссерской игре действовать с разных точек зрения, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Развивается творчество и фантазия, умение обобщать, действовать в плане представлений, все это позволяет ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. В старшем дошкольном возрасте в основе режиссерских игр по-прежнему лежит опыт, но не непосредственный, личный, который теперь имеет второстепенное вспомогательное значение, а опосредованный. Дети проигрывают содержание знакомых произведений, мультфильмов, телепередач, нередко объединяя в одной игре различные источники. Сюжеты игр отличаются видовым и тематическим разнообразием. Увеличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения. В этом возрасте для детей характерна повествовательная и ролевая речь. В процессе совместной режиссерской игры возникает содержательное общение детей со сверстниками. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, распределяют роли.  Обсуждая игровые замыслы, ребенок получает возможность утверждаться в группе сверстников, оценить свои возможности. Это указывает на то, что освоение позиции субъекта этого вида игровой деятельности является одним из необходимых условий эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников.

Наблюдение даёт возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребёнка в игровой деятельности, степень активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками. Воспитатель является инициатором игровой деятельности. Дети включаются в моделирование сюжетов известных им сказок, самостоятельно подбирают игровые атрибуты: куклы, фигурки зверей, кегли, кубики, обручи, используют замещение отсутствующих атрибутов. Режиссерская игра позволяет ребенку как бы со стороны наблюдать за действиями персонажей, непосредственно участвуя при этом в обыгрывании сюжета, предоставляя ему тем самым большую внутреннюю свободу. Для становления режиссерской игры у дошкольников можно использовать в работе развивающие игры, повышающие активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. Они воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, дополнять сказанное, высказывать суждения. Обучение ребенка режиссерской игре должно способствовать развитию умения самостоятельно играть с разными предметами и продолжительное время.

Алгоритм организации игры: изготовление атрибутов, предварительная речевая подготовка: чтение произведений, тематические беседы, обогащение словарного запаса, дидактические игры, творческие задания. Мы побуждаем детей преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. Дети самостоятельно по ходу игры подбирают игрушки, предметы, конструируют обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сооружают нужные для игры постройки, используют игрушки, сделанные своими руками и т.д. Сделать режиссерскую игру по-настоящему увлекательной помогают также предметы неопределенного назначения: всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки и т.п.

Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков и развитию личности ребёнка. В итоге дети активно играют в режиссерские игры, активно переносят в игровую деятельность сюжеты литературных произведений, мультфильмов, самостоятельно преобразовывают предметную среду для игр, используя разнообразные предметы, материалы, чаще участвуют в совместных играх, соблюдают правила поведения и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для режиссерских игр

Режиссерская игра является предпосылкой и движущей силой для развития очень важной для ребенка игры - сюжетно-ролевой игры...

Консультация для родителей «Создание условий для режиссерской игры дошкольников».

Режиссёрские игры для детей – это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры...

Рекомендации родителям «Создание условий для режиссерских игр дома»

В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка....

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37        Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...

Консультация "Создание условий для режиссерской игры ребенка в семье"

Консультация "Создание условий для режиссерской игры ребенка в семье"...

"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».

laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии       «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой    (10 игр для ...

Разработка консультации для родителей на тему «Создание условий для режиссерской игры дошкольника»

Консультация для родителей на тему "Создание условий для режисерской игры"...