Работа с родителями
статья (средняя группа) на тему

В публикации представлен материал по обобщению опыта в работе с родителями детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу взаимодействия с семьей в ДОУ в условиях ФГОС

Полуэктова Ольга Владимировна

Признание государством на современном этапе приоритета семейного воспитания, требует от семьи  и образовательного учреждения взаимоотношений сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Практика показала, что ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Ребенок -  это часть  семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Важно,  чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Поэтому ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Необходимость взаимодействия ДОУ  основывается на потребности родителей в поддержке, праве ребенка на педагогически образованных родителей и на стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях.

Во-первых, работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. Во- вторых, повышение педагогической культуры родителей.  И, наконец, в третьих, вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Существует множество форм взаимодействия ДОУ с семьей, которые условно можно разделить на традиционные и инновационные. Все традиционные формы работы с родителями можно разделить на три группы: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективной форме относятся групповые родительские собрания,  родительская конференция, дни открытых дверей, клубы, родительские тренинги, конкурсы.

 Групповые родительские собрания  - взаимодействие воспитателя с коллективом родителей, по ознакомлению их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, учителя, психологи — все, кто работает в системе образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности. Интерактивной формой взаимодействия являются дни открытых дверей. Они дают возможность родителям присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Клубы (отцов, бабушек, дедушек)  способствуют увеличению круга взаимодействия семьи и детского сада.  Родительские тренинги помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Преимущество индивидуальной формы работы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

К наглядно- информационным формам относятся выставки детских работ по определенной тематике, информационные листки, памятки для родителей, выставки книг (статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания), тематические папки-передвижки, папки-ширмы с краткими советами и рекомендациями родителям по конкретным вопросам, родительская газета, которая оформляется самими родителями.

Среди  инновационных форма взаимодействия можно отметить школы для родителей, презентацию ДОУ, киноуниверситеты и кинолектории, университет педагогических знаний и многие другие формы.

Эффективная работа ДОУ по организации взаимодействия с семьей способствует появлению у родителей интереса к содержанию педагогического процесса. Родители воспитанников стремятся к индивидуальным контактам с воспитателем. Увеличивается количество вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира. Повышается их активность при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.

Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...