Материал для проекта "Моя семья".
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Моя семья»
средняя группа
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитанники среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Цель проекта: Формирование у детей понятия «семья», расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях ( мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).3. Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместной творческой деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Принципы:
Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.
Принцип опоры на интересы ребенка.
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
Принцип наглядности.
Принцип последовательности.
Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Практический принцип.
Принцип вариативности.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Опрос детей по теме «Что я знаю о своей семье?»
Определение цели и задач, содержания проекта.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».
Подбор литературных произведений, пословиц, поговорок, стихотворений о семье.
Создание необходимых условий для реализации проекта. Обсуждение с родителями возможностей и средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
Выставка совместное изготовление детей с родителями «Генеалогическое древо семьи»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Организация фотовыставки «Моя дружная семья».
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап - заключительный
Обработка результатов по реализации проекта.
Презентация детьми «Гениалогическое древо моей семьи».
Ожидаемый результат.
1.Владеть понятием «семья».
2.Иметь представление о родственных отношениях.
3.Знать информацию о своей семье и профессиях родителей.
4.Уметь совместно с родителями составлять родословную своей семьи.
5.Определять свою гендерную принадлежность.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
5. Выставка детских рисунков «Моя семья».
6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
Реализация проекта.
Просмотр презентации «Дерево держится корнями, а человек семьёй».
Рассматривание иллюстраций и беседы на тему «Профессии наших родителей», рассматривание репродукций картин «Мать и дитя».
Познавательные занятия на тему «Я и моя семья» (из книги Е.В.Бариновой).
Беседа с родителями о своей работе, профессии.
Решение проблемной ситуации - «Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку…?».
Беседы на темы – «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Моя дружная семья», «Мой товарищ бабушка (дедушка)», «Традиции моей семьи», «Выходной день в моей семье», «Как мы отдыхаем».
Дидактические игры: «Интервью» - побудить интерес к жизни близких людей, интересоваться окружающим, развивать навыки связной речи и умениё высказывать собственное мнение.
«Кто у нас какой?» - рассматривание себя в зеркало.
«Разложи по порядку» - развивать умение раскладывать фигурки людей по возрасту.
«Назови близких» - воспитывать у ребёнка интерес к членам семьи.
«Раз, два, три, четыре, пять про кого хочу сказать» - по набору слов определять про кого из семьи идёт речь.
«Исправь Незнайку» - развивать внимание, мышление , речь.
«Собери портрет из деталей» - развивать логическое мышление.
«Скажи наоборот» - упражнять в подборе слов антонимов.
«Буду маме помогать» -упражнять в выборе предметных картинок и составлении предложений.
«Ласковые слова для мамы» - упражнять в подборе прилагательных (игра с мячом).
Игровое упражнение «Как тебя ласково называют в семье?»
«Комплименты для мамы» - упражнять детей подбирать нужные слова в определённой ситуации.
«Родственные отношения» - упражнять детей в умении определять, кто кем в семье приходится.
«Что мы делали» - по действиям отгадать какую работу ребёнок выполняет по дому.
«Что такое хорошо, что такое плохо?»» - обсуждение с детьми разных проблемных ситуаций и поступков.
Сюжетно-ролевые игры – «Семья», «Магазин», «Больница», обыгрывание разных бытовых ситуаций, строительные игры.
Чтение художественной литературы: «Тайное становится явным» В. Драгунский, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Цветик-семицветик» В.Катаев, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Мамина работа» Е.Пермяк, «Петушок с семьёй», « Косточка» К.Ушинский, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «Лекарство» «сыновья» В.Осеева, «Крылья матери» В. Сухомлинский, Д .Габе «Работа» Э. Успенский «Если был бы я девчонкой..».
Рассказывание белорусской народной сказки «Пых».
Заучивание стихов, пословиц , поговорок, песен на семейную тематику. Отгадывание загадок.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Моя семья.
Лепка: «Мебель для моей семьи».
Познавательно-исследовательская (конструктивная деятельность)- «Моя любимая комната»
«Измени мамино настроение»- на заготовке портрета (голова без лица), нарисовать доброе лицо. Образец со злым выражением лица.
Игра малой подвижности: «Как живёшь?
Пальчиковая гимнастика: «Наша семья», «Дом», «Бабушкины оладушки» «Помощник».
Физминутка: «Дружно маме помогаем»
Сотрудничество с семьёй:
Конкурс-выставка «Генеалогическое древо моей семьи», конкурс-фотовыставка «Моя дружная семья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг к дню матери " Вечер дружной семьи".
В досуге содержатся стихотворения, игры, задания, инсценировки к празднику....
Сценарий досугового мероприятия "День Матери" с участием семей воспитанников средней группы.
Цель: Укрепить дружеские отношения между родителями и детьми группы, продолжить развитие творческого сотрудничества. Задачи:Воспитание коммуникативных, духовно-нравственных качеств у детей....
Дидактический материал по теме "Семья"
Подборка материала по теме "Семья"...
#СИДИМДОМА материал для родителей "Семья планет"
Ознакомление с космосом...
Материал по теме семья
Картотека, игры,лото, домино, учебный материал к теме"Семья"...
Наглядный материал по теме: "Семья".
Наглядный метариал по теме : "Семья"...
Материал для родителей "Семь родительских заблуждений о морозной погоде"
Полезный материал для родителей и воспитателей про заблуждения о морозной погоде. Многие считают, что ребёнка надо одевать теплее, чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу, если м...