Консультация для родителей "Обучать - играя"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Обучать – играя»
Сегодня мы поговорим о том, как организовать обучение вашего ребенка. Что мы подразумеваем под словом «обучение»? Каждый человек только часть знаний получает в процессе специальных занятий. Все, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется им. Ребенок, конечно, не является исключением, для него основные формы получения знаний – это игра, вовлеченность в бытовые ситуации, наблюдение за происходящим, и только потом специально организованные занятия, которые также должны проходить в игровой форме.
К сожалению, и педагоги, и родители часто обращаются к структурированным формам занятий. И если у педагога, ограниченного узкими временными рамками, часто не остается другого выхода, как проводить обучение в форме занятий, то у родителей есть замечательная возможность использовать другие подходы.
Как правильно организовать обучение ребенка?
Приведу несколько советов, которые пригодятся вам в процессе занятий с вашим ребенком.
- В основе обучения ребенка дошкольного возраста лежит предметная деятельность, так как мышление ребенка в этом возрасте носит предметно-практический характер. Ребенок должен иметь возможность рассмотреть и потрогать, а иногда и погрызть тот материал, с которым он «работает», для того чтобы его было легче соотнести его со словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Использование картинок возможно, когда ребенок уже знаком с теми предметами, которые на них изображены. Жесты помогают ребенку точнее понять слова, которые он слышит, и создать их «телесный образ».
- Необходимо помнить, что навыки, которым педагог или вы сами обучаете ребенка, должны использоваться им в бытовой деятельности и в игре. Вы не должны повторять занятие, которое проводит с вашим ребенком специалист. Выделите основную цель занятия и попытайтесь достичь ее в игре или быту. Например, заняться сортировкой, разбирая коробку со швейными принадлежностями, а обучением счету – накрывая на стол и отсчитывая необходимое количество ложек и вилок. Можно считать, что навык полностью сформировался тогда, когда ребенок начинает самостоятельно использовать его.
- Малышу важно уметь заниматься за столом. Выберете ту деятельность, которая кажется привлекательной вашему ребенку и действительно требует сидения за столом. Вы можете всей семьей играть в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков лучше на полу.
- Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предложенные игрушки. Не всегда удается сделать задание интересным для ребенка (особенно на первых этапах), тогда он выполняет его ради похвалы взрослого. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у ребенка что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание и помочь довести его до конца. Необходимо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения своего поражения.
- Если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. При этом у малыша быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения (сидение за столом, предъявление пособий, особая менторская интонация и т.д.). В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает у ребенка трудности, и предложить ему другие задания для отработки «слабого звена», а также постараться изменить саму форму занятий.
- Самой главной деятельностью маленького ребенка является игра, и этому его тоже нужно научить. Часто ребенок правильно использует игрушку, например, если это машинка, то катает, а если кубики, то строит башню, но в его игре отсутствует сюжет. Начинать обучение ребенка нужно с коротких, понятных сюжетов. Ребенок поел – поиграли в кормление куклы, ложится спать – уложили и куклу тоже. Затем сюжет можно удлинять и детализировать – сварили кашу, кукла помыла руки, поела, убрали посуду, почистила зубы, легла в кроватку, послушала сказку и заснула. Сюжетная игра позволяет также понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра дает возможность многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Например, играя в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило (или должно произойти) с ребенком во время посещения врача.
- В игре взрослому лучше всего принять роль «продвинутого ребенка». Вы садитесь в поле зрения малыша и начинаете играть. Когда малыш приблизится к вам, не пытайтесь активно вовлечь его в игру. лучше положить рядом с собой игрушку, которая заинтересовала ребенка. Когда он возьмет ее, дайте ему насладиться игрой. Вы можете параллельно производить нужные действия, это позволить малышу подражать вам.
- комментируйте свои действия и действия ребенка. Ваши высказывания должны быть простыми и понятными, а также поддерживающими по эмоциональной окраске. Например: «Какой высокий дом у тебя получился, а теперь он сломался, зайка плачет, что же делать?», а не «Вот какой дом ты построил, только не ломай его! ну вот, я так и знала, что ты его сломаешь! Строй опять!» Если первое выражение позитивно описывало действия малыша и ставило перед ним задачу, то второе уже содержало в себе напоминание о том, что делать нельзя, и своей декларативной формой перевело игру в скучное обучение. Если нужно несколько повторений, подумайте, как естественнее выстроить «мизансцену». Например, вы учите ребенка сажать куклу в машину, чтобы покатать ее. Если во время вашего показа кукла упала с машины, снова усадите ее.
- После занятия-презентации, когда вы продемонстрировали малышу модель поведения, оставьте игрушки в поле досягаемости и дайте ему возможность поиграть ими. Будьте терпеливы, не прерывайте игру, если нужно, потом повторите ее снова.
- Для развития представлений ребенка об окружающем мире и расширения его сенсорного опыта необходимо включение в различные виды деятельности, которыми занимаются члены семьи. Ребенок может подражать вам, выполняя те же действия, что и взрослый, или помогать, выполняя по вашей просьбе отдельные действия. Например, когда вы готовите суп, можно попросить ребенка достать кастрюлю и поставить ее на стол, а затем дать ему пластмассовый ножик (одноразовый) и предложите резать овощи рядом с вами. Очень хорошо также предлагать ребенку «помогать» вам лепить из теста, мыть посуду, стирать белье или работать в огороде.
- Полезно играть с ребенком в «грязные» игры, используя различные материалы, например, песок и воду или муку и воду, тесто, пластилин, глину, пальчиковые краски, пену для бритья. Хорошо, если ребенок получает такие ощущения не только кистями рук, но и всем телом. Можно раскрашивать его пальчиковыми красками перед купанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»
Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...
консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"
консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...
Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"
Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...
Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...
Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.
Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....
Консультация для родителей "Играйте с играми в подвижные игры"
Консультация для родителей с примерным перечнем подвижных игр....