Готовность ребенка к школе
учебно-методический материал на тему
Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и, таким образом, стимулирует его учебную деятельность. Очень важно своевременно формировать у ребенка навыкам учебной деятельности, не пугать его школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей дошкольников.
«Готовность ребенка к школе»
Цели:
- определить роль семьи в предшкольной подготовке ребенка;
- ознакомить родителей с показателями готовности ребенка к обучению.
Подготовительная работа:
- предварительная диагностика «Мотивационная готовность детей к началу учебного года»;
- подготовка памятки-рекомендации родителям;
- оформление приглашения родителям на собрание.
Участники;
Заместитель директора школы по УВР, воспитатель, родители, школьный психолог, учителя начальных классов.
Основные понятия;
Школьная зрелость, психическая готовность, социальная готовность, дидактическая готовность, здоровье школьника.
Ход собрания;
Организационная часть
Воспитатель открывает собрание, называет тему, представляет участников.
Круглый стол на тему «Каким должен быть первоклассник».
Высказывания родителей обобщает педагог-психолог.
Выступление учителя начальных классов на тему «Показатели готовности к обучению в школе».
Перед поступлением ребенка в 1-й класс стоит провести диагностику его
Его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости дают, определив следующие показатели:
* физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения:
* психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам уровня развития интеллекта, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;
* социальную готовность к школе ребенка как личности в его системе отношений с миром: отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам, правилам поведения и т.п.;
* дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики и т.д.).
На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий или нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале, а затем в конце учебного года. Сравнение полученных результатов покажет, кто и насколько быстро развивается.
Детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они были готовы к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики.
Диагностика необходима и для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить изменения. По этой же причине диагностика нужна учителю.
Основные аспекты готовности ребенка к школе:
* здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно
обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Выполнение рекомендаций психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;
* уровень воспитанности и нравственных качеств; трудолюбие;
отношение к окружающим;
* выражение себя и своего отношения к окружающему миру
в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);
* знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;
* навыки учебной деятельности; мотивационная готовность ребенка к школе.
Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и, таким образом, стимулирует его учебную деятельность. Очень важно своевременно формировать у ребенка навыкам учебной деятельности, не пугать его школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить:
3.
ШКОЛА – ЭТО НУЖНО !
ШКОЛА – ЭТО ТРУДНО!
ШКОЛА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Ознакомление родителей с результатами диагностики детей и индивидуальные консультации проводит педагог-психолог.
Заключительное слово.
Подводя итоги, психолог предлагает родителям закончить фразу «Мне кажется, что у моего ребенка сформирована (не сформирована) …»
Вручение памятки для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе».
Памятка-рекомендация
«Готов ли ваш ребенок к школе»
Задайте своему ребенку следующие вопросы, которые помогут Вам определить, что ребенок знает о себе и своей семье.
1. Назови свою фамилию, имя, отчество, возраст.
2. Знаешь ли ты свой домашний адрес?
3. Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.
4. Где они работают?
5. Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы.
6. Если родителей нет дома вечером и в выходные дни, где они могут быть? Как их найти?
7. Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?
8. Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (говорят, что пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?
9. Отгадай загадки о себе:
* один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);
* между двух светил я в середине один (нос);
* всю жизнь ходят вместе, а обогнать друг друга не могут (ноги);
* если б не было его, ты не сказал бы ничего (язык).
Следующие высказывания помогут Вам выявить степень знаний и отношение ребенка к программе «Забочусь о себе сам»;
1. Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет ежедневные правили личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).
2. Сформирована ли у ребенка потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т.д.?
3. Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.
4. Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно употребляемых в больших количествах (сахаре, соли, жирах и т.д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?
5. Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
6. Знание о пользе свежего воздуха, вреде пыли, о потребности жить в чистом помещении и принимать участие в уборке квартиры.
7. Представления об оказании первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом и т.д.
8. Знакомы ли ребенку некоторые приемы релаксации?
9. Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать затраченную энергию?
Ребенок должен обладать знаниями и специальными практическими умениями, необходимыми будущему первокласснику: общей эрудицией, знаниями об окружающем мире: временах года, растительном и животном мире, быте людей (одежде, обуви, постельном белье, посуде, технике); правилами поведения, правилами дорожного движения и т.д.
Ребенок должен знать:
* цифры, знаки (+) и (-) ;
* смежные числа в пределах 10 («соседи-числа»);
* количественный состав чисел в пределах 10(состав числа);
* простейшие геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
* читать числа до 10;
* считать до 10 (прямой и обратный счет);
* ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку».
Ребенок должен обладать устной грамотностью и знать:
* средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
* ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь :
* проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
* различать и называть гласные и согласные буквы, твердые и мягкие звуки;
* выделять ударение в словах;
* устно пересказать то, что только что прочитал (осознанность текста);
* обводить и списывать (срисовать) печатные буквы и слова.
Требования к речи как показателю готовности ребенка к школьному обучению:
* ясное произношение всех звуков родного языка;
* умение ребенка говорить тихо – громко -тихо, менять темп речи быстро - медленно – быстро;
* использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стихотворение;
* уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать разговаривающих людей;
* умение вести диалог логично; без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
* умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.
Уровень графических навыков:
* развитие мелкой моторики пальцев рук;
* умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
* умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.
Уровень мышления и воображения:
* умение выполнять действие классификации;
* умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
* умение строить простейшие умозаключения.
Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, оцените Вашего ребенка со следующих позиций:
* Умеет ли ребенок слышать Ваши указания и слушаться Вас в различных пределах, с первого раза?
* Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой)?
* Соблюдены ли нравственные нормы жизни в коллективе:
- основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
- умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.
* Умеет ли Ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без Вашего личного контроля и присутствия?
* Каков уровень организованности и самостоятельности Вашего ребенка?
* По каким причинам ребенок хочет идти в школу (потому что купят портфель; надоело быть маленьким и ходить в детский сад; в школе я узнаю много нового и интересного).
Для родителей старших дошкольников
на тему: «Подготовка к школе»
Цель:
* сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать
о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
В е д у щ и й. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба, образовательная деятельность. Он отвечает за нее перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится основной целью.
Вопрос:
- Что же является важным в подготовке к школе?
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Ученые выделяют разные виды готовности к школе.
Прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стрем-
ление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других
Важная сторона психологической готовности ребенка и школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать
2.
произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятель-
ности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д.
Вопрос:
- Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий
первоклассник?
Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества:
настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранные на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то. Как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил
Текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше – один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками,
находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.
Советы родителям :
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
- По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе м ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
- Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.
- Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дошкольника. О носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.
Можно предложить родителям просмотр несколько фрагментов видеозаписи занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.
Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики с дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело и со счетом – умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.