Мелкая моторика рук от 1года 6 месяцев до 3 хлет
учебно-методический материал на тему
Мелкая моторика рук1года 6 месяцев до 3 хлет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики в раннем возрасте от 1,5 до 3 лет»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Улучшить общую двигательную активность.
3. Содействовать нормализации речевой функции.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Введение
Моторика- [от лат. motor - приводящий в движение] - двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т.д.; включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и ….. – все это относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий ребенок сделает что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка. Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное.
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: "Для развития мелкой моторики рук". Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша
Связь движений пальцев рук и речи
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития (Эту мысль Н. И. Новикова, по-видимому, нужно считать впервые сформулированной идеей о "предметных действиях", которым сейчас придается такое большое значение в психологии).
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. На рис. 1 показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.
Рис. 1. Этапы развития функций кисти руки ребенка:
1 - положение кисти в 16 недель, 2 и 3 - в 56 недель, 4 - в 60 недель, 5 - в 3 года, 6 - взрослый.
Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции?
В нашей лаборатории в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Вы помните, что у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона? Так вот оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.
Л. А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других - левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т. е. производимых не самим ребенком, а взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.
Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития.
Роль мелкой моторики в развитии ребенка
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий10. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.
Особенности развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте ( 1,5 - 3 лет)
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5 –3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Значение моторики в раннем дошкольном возрасте
В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.
В рассматриваемый нами в данной работе возраст от двух до трёх лет, навыки, приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул движений рук по направлению к нему.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.
План работы с детьми на 2016-2017 год
месяц | неделя | Работа с детьми |
сентябрь | 1 | 1 занятие- Знакомство с ручкой и пальчиками. Пальчиковая гимнастика « Пальчики» 2 занятие -Знакомство с цветными крышечками. Складывание в стакан. Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
2 | 3 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Выкладывание из цветных крышечек дорожек 4 занятие- Знакомство с песком. Рисование пальчиками по песку. Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»» | |
3 | 5 занятие- Пальчиковая гимнастика. «Апельсин». Найди крупные бусины в контейнере с песком 6 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог» Рисование пальчиками гуашью «Дождик» | |
4 | 7 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Наполнение пластиковой бутыли крупными бусинами 8 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Рисование ватными палочками «Грибок» | |
октябрь | 5 | 9 занятие- Пальчиковая гимнастика « Пальчик-мальчик». Лепка из пластилина «Цветные шарики» 10 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка». Отрывная аппликация коллективная композиция «Осенние листья» |
6 | 11 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Рисование пальчиками гуашью «Осень» 12 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока» Работа со шнурками и тесьмой. Сооружение дороги. | |
7 | 13 занятие- Пальчиковая гимнастика «Ладушки». Нанизывание крупных бусин на верёвку 14 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Работа с тестом. Лепка «Угощение для кукол» | |
8 | 15 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Рисование пальчиками. «Раскрасим угощение для кукол» 16 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик». Знакомство с лесными орехами. Разделение орехов и бусин | |
ноябрь | 9 | 17 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Лепка из теста «Колбаски» 18 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Знакомство с крупой- рис. Поиск игрушек в рисе. |
10 | 19 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Аппликация из риса «Снежная дорожка» 20 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог». Рисование пальчиками «Ягодки» | |
11 | 21 занятие- Пальчиковая гимнастика « Замок». Знакомство со счётными палочками. Построение дорожки и забора 22 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Знакомство с фасолью. Выбери фасоль из риса. | |
12 | 23 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Рисование ватными палочками по контуру «Кружки» 24 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик». Занятие с фасолью и лесными орехами- отдели орехи от фасоли | |
декабрь | 13 | 25 занятие- Пальчиковая гимнастика «Ладушки». Знакомств с крупой- горох. Вминание пальчиками гороха в пластилиновую основу 26 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»». Работа со счётными палочками. Построение квадрата, треугольника, домика. |
14 | 27 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Аппликация из смятых салфеток «Белый снег» 28 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Рисование пальчиками «Узоры мороза» | |
15 | 29 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Лепка из пластилина «Лепёшечки» 30 занятие- Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Работа со счётными палочками. Построение домика, ёлочки. | |
16 | 31 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Аппликация из фольги «Новогодние шарики» 32 занятие- Рисование пальчиками «Ёлочки» | |
январь | 17 | Зимние каникулы |
18 | 33 занятие- Построение из пальчиков фигур «Домик, очки». Знакомство с мелкими бусинами. Наполнение бутылочки мелкими бусинами 34 занятие-Построение из пальчиков фигур « Стол, грабли». Знакомство с замками. Застёгивание и расстёгивание замков | |
19 | 35 занятие- Пальчиковая гимнастика «Шарик». Нанизывание на шнур крупных бусин 36 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Рисование ватными палочками. Обведи по контуру квадрат, треугольник. | |
20 | 37 занятие- Пальчиковая гимнастика «Цепочка». Знакомство со шнуровками. Работа со шнуровками. 38 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Рисование пластилином на картоне «Звёздное небо» | |
февраль | 21 | 39 занятие- Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Знакомство с нитками. Наматывание ниток на катушку 40 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик».Рисование пальчиками «Снежинки» |
22 | 41 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Работа со шнуровками Монтессори. 42 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Работа с крупами. Найди в рисе мелкие бусины. | |
23 | 43 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Знакомство с пуговками. Застёгивание пуговиц 44 занятие- Пальчиковая гимнастика « Шарик». Работа со счётными палочками. Построение снежинки, лесенки. | |
24 | 45 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Рисование пальчиками по стеклу. «Полосатый коврик» 46 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»». Работа со шнурками- развязывание узелков | |
март | 25 | 47 занятие- Пальчиковая гимнастика «Мы капусту». Нанизывание на шнур мелких бусин 48 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог». Совместная аппликация из манной крупы «Млечный путь» |
26 | 49 занятие- Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Работа со шнуровками Монтессори. 50 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Работа с крупами. Отделение фасоли от риса | |
27 | 51 занятие- Пальчиковая гимнастика «Капуста». Работа со шнуровками. Завязывание узелков 52 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Работа с застёгиванием пуговок. | |
28 | 53 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Работа с нитками. Наматывание на катушку. 54 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Знакомство с карандашом. Учимся правильно держать, обводим линии. | |
апрель | 29 | 55 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик». Аппликация из пшена «Цветущее поле». 56 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Лепка из теста. «Цветочек» |
30 | 57 занятие- Пальчиковая гимнастика « Осьминог». Работа с нитками. Сматывание в клубок. 58 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Работа с крупами. Выбери фасоль из гречки | |
31 | 59 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»». Раскрашивание пальчиками, слепленного на предыдущем занятии цветка. 60 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Работа со шнуровками Монтессори. | |
32 | 61 занятие- Пальчиковая гимнастика «Ладушки».Рисование карандашом. Обведи по контуру- геометрические фигуры. 62 занятие- Пальчиковая гимнастика «Цепочка». Правила пользование посудой (учимся правильно держать ложку, чашку) | |
май | 33 | 63 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик». Наклеивание пластилина на картон «Цветочный луг» 64 занятие- Пальчиковая гимнастика «Капуста». Работа с крупами- выбери горох из гречки |
34 | 65 занятие- Пальчиковая гимнастика «Шарик».Рисование пальчиками «Весенние цветы» 66 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Работа со шнуровками Монтессори. | |
35 | 67 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог». Нанизывание мелких бусин на верёвочку 68 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Рисование- работа с трафаретами. |
Пальчиковые гимнастики, используемые на занятиях
Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел.
Моя семья
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.
Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)
Осьминог.
- Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
Улитка.
- На одной скользящей ножке
- Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога.
Изображаем пальчиками рожки улитки.
Капуста
- Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем - трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим- солим
пальчики щепоткой - солим
- Мы капусту мнем- мнем
ручками "мнем" капусту
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для цыплят,
Эта долька – для бобра! (Поочередно загибаем пальчики малышу).
А для волка – кожура! (Развести ручки в стороны).
Ладушки
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.
Сорока
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!
Кошка и мышка
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
Пальчики
(разгибаем пальчики)
Раз,два,три,четыре,пять
вышли пальчики гулять.
(загибаем пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистил стол.
Этот добр, а этот зол.
Приложение
Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного известным физиологом Марианиллой Кольцовой. Задания теста были таковы:
1.На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос « Что это?» Ребенок должен назвать предметы.
0 баллов- ничего не называет
1 балл- один-два названных предмета
2 балла- три названных предмета
3 балла- четыре- пять названных предметов
2. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (показывая один указательный палец)
0 баллов- не показывает
1 балл- показывает
3. Попросите ребёнка «Покажи вот так» ( Показывая два пальца- указательный и средний)
0 баллов – не показывает
1 балл- показывает один палец
2 балла- показывает два нужных пальца
4. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая три пальца- указательный, средний и безымянный)
0 баллов- показывает один палец
1 балл- показывает два пальца из трёх предложенных
2 балла- показывает все три пальца в нужной последовательности
5 . Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это?»
0 баллов- называет от 1- 2 предметов
1 балл- называет от 3-6 предметов
2 балла- 7-13 предметов
3 балла- 13- 18 предметов
4 балла- 19- 25 предметов
Оценочная таблица
11-12 баллов | Высокий уровень развития |
6- 10 баллов | Средний уровень развития |
1-5 баллов | Низкий уровень развития |
Рекомендуемая литература в помощь педагогу
Найти дополнительный материал о способах развития руки, пальчиковых играх, вы можете в книгах:
- Страна пальчиковых игр, Рузина М.С., Афонькин С.Ю.- Спб: Кристалл, 1997
- Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996
- Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко- М: Эксмо, 2011
- Весёлые пальчики. Т.А. Ткаченко- Эксмо 2006
- 20 лексических тем. Пальчиковые игры, загадки, потешки для детей 2-3 лет. Никитина А.- Каро 2009
Используемая литература
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), Е.А. Янушко- Мозаика- Синтез, 2010
- Разговорчивые пальчики «Для самых-самых маленьких», Т.Ю. Бардышева.– М., 2001
- Мышление и речь Л.С. Выготский. – М., 1982
- Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А.- Генезис, М – 2008
- Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996
Проведение исследования
Перед составлением проекта, мной проводился ряд исследований в 2010 году. Экспериментальной базой являлась первая младшая группа МДОУ № 16. Возраст детей данной группы варьировался от 1 года 11 месяцев до 2 лет 9 месяцев. Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап. (начальный)
Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного известным физиологом Марианиллой Кольцовой. Задания теста были таковы:
1.На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос « Что это?» Ребенок должен назвать предметы.
0 баллов- ничего не называет
1 балл- один-два названных предмета
2 балла- три названных предмета
3 балла- четыре- пять названных предметов
2. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (показывая один указательный палец)
0 баллов- не показывает
1 балл- показывает
3. Попросите ребёнка «Покажи вот так» ( Показывая два пальца- указательный и средний)
0 баллов – не показывает
1 балл- показывает один палец
2 балла- показывает два нужных пальца
4. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая три пальца- указательный, средний и безымянный)
0 баллов- показывает один палец
1 балл- показывает два пальца из трёх предложенных
2 балла- показывает все три пальца в нужной последовательности
5 . Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это?»
0 баллов- называет от 1- 2 предметов
1 балл- называет от 3-6 предметов
2 балла- 7-13 предметов
3 балла- 13- 18 предметов
4 балла- 19- 25 предметов
Оценочная таблица
11-12 баллов | Высокий уровень развития |
6- 10 баллов | Средний уровень развития |
1-5 баллов | Низкий уровень развития |
2 этап
Результаты теста распределились следующим образом: из 26 детей
Высокий уровень развития речи- 4 ребёнка
Средний- 12 детей
Низкий- 10 детей
В процентном соотношении это выглядит так: 15,5 %- высокий уровень, 46 %- средний, 38,5 %- низкий
3 этап.
Детей данной группы поделили на две подгруппы, исключая детей с высоким уровнем развития речи и словарного запаса. В каждой подгруппе присутствовало по 6 детей со средним уровнем развития речи и по 5 детей с низким уровнем развитием речи. Получилось две подгруппы по 11 человек. Обычная группа детей вела свой привычный образ жизни и получала одинаковые с экспериментальной группой по программе на занятиях знания. Экспериментальная группа тоже вела привычный образ жизни, получала те же знания что и обычная, но плюс к этому, два раза в неделю на протяжении полугода, в этой группе проводились занятия, направленные на развитие мелкой моторики, которые обязательным образом включали в себя:
- проведение различных пальчиковых гимнастик
- работа с пластилином и тестом
- работа со счётными палочками
- работа с крупами различных величин
- работа с пуговками
- работа с играми- шнуровками и др.
4 этап
Через 6 месяцев было проведено повторное тестирование, целью которого являлось- выявить развитие речи в обычной и экспериментальной группе детей. Результаты теста были следующие:
В обычной группе детей из 10 человек, уровень развития речи и словарного запаса составил:
Высокий уровень- 1 ребёнок
Средний уровень- 5 детей
Низкий уровень- 4 ребёнка
В экспериментальной группе детей из таких же 10 человек показатели несколько отличались:
Высокий уровень- 3 ребёнка
Средний уровень- 6 детей
Низкий уровень- 1 ребёнок
Вывод: На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить его речь. Поэтому в раннем дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику.
Работа по самообразованию
В первую очередь, начиная работу по проекту, целесообразно определить уровень развития речи у детей в вашей группе. Это можно сделать с помощью уже упомянутого ранее теста (прил. 1 ). В моей группе возраст детей варьируется от 1 год до 3 х лет . В группе 10 человека. Уровень развития речи детей составил:
Высокий- 1 ребёнк
Средний – 3 детей
Низкий- 6 детей
Занятия проводились мною на протяжении одного учебного года (9 месяцев) два раза в неделю и включали в себя:
1. Рисование красками. Маленький ребенок не может держать в ручке карандаш, поэтому начинайте занятия с пальчиковых красок или рисования кисточками
2. Приклеивание. Из цветной бумаги вырезайте довольно крупные фигурки или делайте совместно с ребёнком, а потом приклеивайте с помощью клея и кисти
3. Рисование пластилином! Вы думаете из пластилина можно только лепить? Зря! Ним можно рисовать такую красоту! Вам понадобится плотная бумага или картон. Лепим маленький шарик, кладём на бумагу и прижимаем пальчиком. Осенью нарисуйте рябину, зимой – шарики на ёлке, летом – цветы.
4. Работа с тестом. Рисовать можно не только пластилином, но и тестом. Пусть ребёнок слепит из мягкого теста большой шарик, затем приплюснет его и сделает из пяти таких «лепестков» цветок. Пока тесто не успело подсохнуть, пусть малыш раскрасит цветок пальчиковыми красками.
5.Работа с крупами (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Можно поручить сортировку и перебирание различных круп, но только под присмотром взрослых)
6. Работа с природными материалами: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки. Можно строить из них различного вида дорожки, заборчики, а также смешивать и перебирать их по группам
7. Работа с кухонной утварью. Учимся правильно держать чашку, ложку, кормить кукол.
8. Различные емкости, пузырьки, коробочки. Работа с закручиванием и откручиванием крышечек. Складывание мелких предметов в коробочки и пузырьки.
9. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы. Учимся завязывать и развязывать узлы пальчиками, шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и замки самостоятельно
10. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
11. Ватные и счётные палочки - можно выкладывать рисунки (конечно же, под присмотром взрослых)
12. Игры - шнуровки Марии Монтессори- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Работа по проекту
В первую очередь, начиная работу по проекту, целесообразно определить уровень развития речи у детей в вашей группе. Это можно сделать с помощью уже упомянутого ранее теста (прил. 4 ). В моей группе возраст детей варьируется от 1 год 8 месяцев до 2 лет 9 месяцев. В группе 24 человека. Уровень развития речи детей составил:
Высокий- 3 ребёнка
Средний – 10 детей
Низкий- 11 детей
Занятия проводились мною на протяжении одного учебного года (9 месяцев) два раза в неделю и включали в себя:
1. Рисование красками. Маленький ребенок не может держать в ручке карандаш, поэтому начинайте занятия с пальчиковых красок или рисования кисточками
2. Приклеивание. Из цветной бумаги вырезайте довольно крупные фигурки или делайте совместно с ребёнком, а потом приклеивайте с помощью клея и кисти
3. Рисование пластилином! Вы думаете из пластилина можно только лепить? Зря! Ним можно рисовать такую красоту! Вам понадобится плотная бумага или картон. Лепим маленький шарик, кладём на бумагу и прижимаем пальчиком. Осенью нарисуйте рябину, зимой – шарики на ёлке, летом – цветы.
4. Работа с тестом. Рисовать можно не только пластилином, но и тестом. Пусть ребёнок слепит из мягкого теста большой шарик, затем приплюснет его и сделает из пяти таких «лепестков» цветок. Пока тесто не успело подсохнуть, пусть малыш раскрасит цветок пальчиковыми красками.
5.Работа с крупами (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Можно поручить сортировку и перебирание различных круп, но только под присмотром взрослых)
6. Работа с природными материалами: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки. Можно строить из них различного вида дорожки, заборчики, а также смешивать и перебирать их по группам
7. Работа с кухонной утварью. Учимся правильно держать чашку, ложку, кормить кукол.
8. Различные емкости, пузырьки, коробочки. Работа с закручиванием и откручиванием крышечек. Складывание мелких предметов в коробочки и пузырьки.
9. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы. Учимся завязывать и развязывать узлы пальчиками, шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и замки самостоятельно
10. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
11. Ватные и счётные палочки - можно выкладывать рисунки (конечно же, под присмотром взрослых)
12. Игры - шнуровки Марии Монтессори- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Проведение исследования
Перед составлением проекта, мной проводился ряд исследований в 2016году. Экспериментальной базой являлась группа детей раннего возраста КУ Урайского специализированного Дома ребенка. Возраст детей данной группы варьировался от 1 года до 3х лет . Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап. (начальный)
Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного известным физиологом Марианиллой Кольцовой. Задания теста были таковы:
1.На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос « Что это?» Ребенок должен назвать предметы.
0 баллов- ничего не называет
1 балл- один-два названных предмета
2 балла- три названных предмета
3 балла- четыре- пять названных предметов
2. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (показывая один указательный палец)
0 баллов- не показывает
1 балл- показывает
3. Попросите ребёнка «Покажи вот так» ( Показывая два пальца- указательный и средний)
0 баллов – не показывает
1 балл- показывает один палец
2 балла- показывает два нужных пальца
4. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая три пальца- указательный, средний и безымянный)
0 баллов- показывает один палец
1 балл- показывает два пальца из трёх предложенных
2 балла- показывает все три пальца в нужной последовательности
5 . Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это?»
0 баллов- называет от 1- 2 предметов
1 балл- называет от 3-6 предметов
2 балла- 7-13 предметов
3 балла- 13- 18 предметов
4 балла- 19- 25 предметов
Оценочная таблица
11-12 баллов | Высокий уровень развития |
6- 10 баллов | Средний уровень развития |
1-5 баллов | Низкий уровень развития |
2 этап
Результаты теста распределились следующим образом: из 10 детей
Высокий уровень развития речи- 1 ребёнка
Средний- 3 детей
Низкий- 6 детей
В процентном соотношении это выглядит так: 15,5 %- высокий уровень, 46 %- средний, 38,5 %- низкий
3 этап.
Детей данной группы поделили на две подгруппы, исключая детей с высоким уровнем развития речи и словарного запаса. В каждой подгруппе присутствовало по 3 детей со средним уровнем развития речи и по 6 детей с низким уровнем развитием речи. Получилось две подгруппы по 11 человек. Обычная группа детей вела свой привычный образ жизни и получала одинаковые с экспериментальной группой по программе на занятиях знания. Экспериментальная группа тоже вела привычный образ жизни, получала те же знания что и обычная, но плюс к этому, два раза в неделю на протяжении полугода, в этой группе проводились занятия, направленные на развитие мелкой моторики, которые обязательным образом включали в себя:
- проведение различных пальчиковых гимнастик
- работа с пластилином и тестом
- работа со счётными палочками
- работа с крупами различных величин
- работа с пуговками
- работа с играми- шнуровками и др.
4 этап
Через 6 месяцев было проведено повторное тестирование, целью которого являлось- выявить развитие речи в обычной и экспериментальной группе детей. Результаты теста были следующие:
В обычной группе детей из 10 человек, уровень развития речи и словарного запаса составил:
Высокий уровень- 1 ребёнок
Средний уровень- 5 детей
Низкий уровень- 4 ребёнка
В экспериментальной группе детей из таких же 10 человек показатели несколько отличались:
Высокий уровень- 3 ребёнка
Средний уровень- 6 детей
Низкий уровень- 1 ребёнок
Вывод: На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить его речь. Поэтому в раннем дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-218157-1589999802.jpg)
Развитие мелкой моторики от 3 до 6 месяцев "Массаж + упражнения"
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/24/picture-1096687-1545665172.jpg)
"Ох, уж эти ручки!". Развитие мелкой моторики от 0 до 6 месяцев.
Цель: всестороннее развитие ребенка.Задачи: - сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечить их полноценное физическое развитие; - поддержи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/28/picture-1245377-1588071603.jpg)
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности МАЙ месяц 2020г.
Материалы для дистанционного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-1052779-1543571805.jpg)
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1251056-1634464748.jpg)
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1251056-1634464748.jpg)
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...