Театрализованные игры в жизни дошкольников
консультация на тему
МКДОУ Новоживотинновский детский сад
Информация «Театрализованные игры в жизни дошкольников»
Подготовила : Кретинина Е.К.
2014 г.
Дошкольный возраст – это время, когда ребенок живет в мире чудес и воспринимает их как радостное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребенок как никогда легко позволяет своей фантазии творить небывалые чудеса.
Дошкольный возраст – черезвычайно благоприятный период для формирования необходимого для творчества психического процесса – продуктивного воображения (проще говоря, «придумывание нового»). Поэтому так важно, чтобы окружающие дошкольника взрослые помагали ему пробовать себя в творчестве и побуждали его к этому как можно раньше.
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. А дети в любом возрасте любят играть, игра – часть их жизни. Дети любят играть в кого – то или во что – то превращаться. Дети могут петь, танцевать, исполнять роли не для публики, а ради игры, ради участия в коллективном творчестве.
Выдающийся режисер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (идет развитие внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развивается речь, мимика), т.е. умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театрализованные игры строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения.
От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.
Действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни.
Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.
Театрализованные игры состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.
Театрализованные игры формируют у детей чувство партнерства, развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания. Интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;
Театрализованные игры способствую умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление. Тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках.
Игры содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость, способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.
Виды театрализованных игр дошкольников:
1. Настольные театрализованные игры, куда входят:
А) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.
2. Стендовые театрализованные игры:
А) стенд-книжка;.
Б) фланелеграф;
В) теневой театр.
3. Игры-драматизации, включающие:
А) пальчиковый театр;
Б) театр би-ба-бо;
В) кукольный театр;
Г) игра-драматизация с шапочками на голове;
Д) импровизация.
Тематика театрализованных игр должна быть:
- содержательной и разнообразной;
- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;
- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;
- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;
- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;
- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.
Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа
1 - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;
2 этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).
3 сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.
Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада:
в младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.
Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр;
б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;
в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.
В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:
Углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;
Продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);
Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;
Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;
Начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.
В старших группах возможности детей возрастают.
Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,
Упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;
Осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;
дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.
Условно театральное оборудование можно поделить на:
А) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);
Б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.;
В) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);
Г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);
Д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;
Е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.
Требования к оборудованию:
А) соответствие возрастным возможностям детей;
Б) прочность, безопасность, гигиеничность;
В) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;
Г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.
При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.
Дети в нашей группе любят играть. Поэтому мы решили попробовать развивать творческие способности детей через театрально- игровую деятельность.
Развивая творческие способности у детей мы ставим перед собой задачи:
1. Развивать творческие способности дошкольников в театрально – игровой деятельности, приобщить их миру театра, знакомить с театральными профессиями, различными видами театра.
2. Последовательно знакомить детей с куклами разных систем, приемами кукловождения и театральными атрибутами.
3. Используя театральных кукол, побуждать детей импровизировать на темы знакомых литературных произведений, сказок, придумывать, собственные истории.
4. Формировать исполнительские умения детей через разнообразные средства образной выразительности:
· Мимику;
· Пантомиму;
· Выразительную интонацию, в самостоятельном и коллективном творчестве.
5. Способствовать развитию речи детей:
· Обогащать словарь детей через знакомство с поэзией, художественной прозой, фольклором;
· Развивать звуковую культуру речи;
· Работать над звукопроизношением, темпом речи, силой голоса, интонационной выразительностью.
6. Развивать связную речь детей:
· Побуждать детей выразительно пересказывать литературные произведения, придумывать творческие рассказы, сказки, диалоги на темы, предложенные воспитателем или выбранные самостоятельно;
· Развивать диалогическую и монологическую речь.
7. Продолжать воспитывать у детей гуманные чувства:
· формировать представление о честности, справедливости, добре;
· воспитывать отрицательное отношение к жесткости, трусости, хитрости.
8. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, костюмам, декорациям.
9. Поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, спектаклях, развлечениях, доставляя радость и себе, и зрителям.
Для успешной реализации поставленных задач мы продумали рациональную и целесообразную расстановку мебели в группе с выделением различных зон и уголков. Это позволяло каждому ребенку найти удобное место для занятий и игр с учетом его эмоционального состояния: уединенное или, наоборот, позволяющее тесно контактировать со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannye_igry_doklad.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Новоживотинновский детский сад
Информация «Театрализованные игры в жизни дошкольников»
Подготовила : Кретинина Е.К.
2014 г.
Дошкольный возраст – это время, когда ребенок живет в мире чудес и воспринимает их как радостное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребенок как никогда легко позволяет своей фантазии творить небывалые чудеса.
Дошкольный возраст – черезвычайно благоприятный период для формирования необходимого для творчества психического процесса – продуктивного воображения (проще говоря, «придумывание нового»). Поэтому так важно, чтобы окружающие дошкольника взрослые помагали ему пробовать себя в творчестве и побуждали его к этому как можно раньше.
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. А дети в любом возрасте любят играть, игра – часть их жизни. Дети любят играть в кого – то или во что – то превращаться. Дети могут петь, танцевать, исполнять роли не для публики, а ради игры, ради участия в коллективном творчестве.
Выдающийся режисер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (идет развитие внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развивается речь, мимика), т.е. умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театрализованные игры строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения.
От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.
Действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни.
Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.
Театрализованные игры состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.
Театрализованные игры формируют у детей чувство партнерства, развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания. Интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;
Театрализованные игры способствую умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление. Тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках.
Игры содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость, способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.
Виды театрализованных игр дошкольников:
1. Настольные театрализованные игры, куда входят:
А) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.
2. Стендовые театрализованные игры:
А) стенд-книжка;.
Б) фланелеграф;
В) теневой театр.
3. Игры-драматизации, включающие:
А) пальчиковый театр;
Б) театр би-ба-бо;
В) кукольный театр;
Г) игра-драматизация с шапочками на голове;
Д) импровизация.
Тематика театрализованных игр должна быть:
- содержательной и разнообразной;
- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;
- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;
- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;
- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;
- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.
Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа
1 - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;
2 этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).
3 сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.
Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада:
в младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.
Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр;
б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;
в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.
В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:
Углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;
Продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);
Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;
Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;
Начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.
В старших группах возможности детей возрастают.
Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,
Упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;
Осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;
дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.
Условно театральное оборудование можно поделить на:
А) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);
Б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.;
В) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);
Г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);
Д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;
Е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.
Требования к оборудованию:
А) соответствие возрастным возможностям детей;
Б) прочность, безопасность, гигиеничность;
В) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;
Г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.
При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.
Дети в нашей группе любят играть. Поэтому мы решили попробовать развивать творческие способности детей через театрально- игровую деятельность.
Развивая творческие способности у детей мы ставим перед собой задачи:
- Развивать творческие способности дошкольников в театрально – игровой деятельности, приобщить их миру театра, знакомить с театральными профессиями, различными видами театра.
- Последовательно знакомить детей с куклами разных систем, приемами кукловождения и театральными атрибутами.
- Используя театральных кукол, побуждать детей импровизировать на темы знакомых литературных произведений, сказок, придумывать, собственные истории.
- Формировать исполнительские умения детей через разнообразные средства образной выразительности:
- Мимику;
- Пантомиму;
- Выразительную интонацию, в самостоятельном и коллективном творчестве.
- Способствовать развитию речи детей:
- Обогащать словарь детей через знакомство с поэзией, художественной прозой, фольклором;
- Развивать звуковую культуру речи;
- Работать над звукопроизношением, темпом речи, силой голоса, интонационной выразительностью.
- Развивать связную речь детей:
- Побуждать детей выразительно пересказывать литературные произведения, придумывать творческие рассказы, сказки, диалоги на темы, предложенные воспитателем или выбранные самостоятельно;
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Продолжать воспитывать у детей гуманные чувства:
- формировать представление о честности, справедливости, добре;
- воспитывать отрицательное отношение к жесткости, трусости, хитрости.
- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, костюмам, декорациям.
- Поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, спектаклях, развлечениях, доставляя радость и себе, и зрителям.
Для успешной реализации поставленных задач мы продумали рациональную и целесообразную расстановку мебели в группе с выделением различных зон и уголков. Это позволяло каждому ребенку найти удобное место для занятий и игр с учетом его эмоционального состояния: уединенное или, наоборот, позволяющее тесно контактировать со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра в жизни дошкольника.
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздие периоды развития личности. Потребность в красоте в красивом утверждает моральную красоту, рождая ...
Доклад по итогам исследовательской деятельности: Театрализованная деятельность в жизни дошкольников
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»...
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»
Консультация для воспитателей «Театрализованные игрыв жизни дошкольников»...
Театрализованные игры в жизни дошкольников
Доклад на тему: "Театрализованные игры в жизни дошкольников"...
Театрализованная игра в жизни дошкольника
Театрализованные игры как средство всестороннего развития ребенка Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через обр...
- Мне нравится (3)