Театрализованные игры в жизни дошкольников
консультация на тему

Кретинина Елена Константиновна

 

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

 

 

 

 

 

 

 

Информация «Театрализованные игры в жизни дошкольников»

 

 

 

 

 

Подготовила : Кретинина Е.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

 

 

 

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок живет в мире чудес и воспринимает их как радостное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребенок как никогда легко позволяет своей фантазии творить небывалые чудеса.

Дошкольный  возраст – черезвычайно благоприятный период для формирования необходимого для творчества психического процесса – продуктивного воображения (проще говоря, «придумывание нового»). Поэтому так важно, чтобы окружающие дошкольника взрослые помагали ему пробовать себя в творчестве и побуждали его к этому как можно раньше.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. А дети в любом возрасте любят играть, игра – часть их жизни. Дети любят играть в кого – то или во что – то превращаться. Дети могут петь, танцевать, исполнять роли не для публики, а ради игры, ради участия в коллективном творчестве.

Выдающийся режисер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Уберечь  от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (идет развитие внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развивается речь, мимика), т.е. умения держать себя в обществе.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

 Театрализованные игры  строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения.

От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

Действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни.

Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, са­мостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

Театрализованные игры   состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

 Театрализованные игры   формируют у детей чувство партнерства,  развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и жела­ния. Интеграция нескольких видов художественно-творческой деятель­ности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

Театрализованные игры   способствую  умственному развитию детей: обогащают разнооб­разными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление. Тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную нап­равленность, которая заложена в каждой сказке, литературном про­изведении и должна найти место в детских постановках.

 Игры содействуют физическому развитию детей: совершенствуются дви­жения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость, способствуют более раннему выявлению индивидуальных особеннос­тей детей, их способностей.

Виды театрализованных игр дошкольников:

1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

А) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

А) стенд-книжка;.

Б) фланелеграф;

В) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие:

А) пальчиковый театр;

Б) театр би-ба-бо;

В) кукольный театр;

Г) игра-драматизация с шапочками на голове;

Д) импровизация.

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творчес­ких сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формиро­вать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художествен­но-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

1 - освоение литературного текста, который будет драматизировать­ся;

2 этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер­сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

3 сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства в разных возрастных группах детско­го сада:

в младших группах главная цель педагога - заинтересо­вать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятель­ности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными ви­дами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать раз­витию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматри­вают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи иг­рушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей ими­тационные подражательные движения, способность к словесным имп­ровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

Углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;

Продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);

Содейство­вать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выра­зительности речи;

Продолжать работу по развитию словесной импро­визации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сю­жета;

Начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с ку­кольным материалом,

Упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;

Осуществляется рабо­та по развитию у детей способности к выразительной передаче об­раза, творческой фантазии, образного мышления;

дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Условно театральное оборудование можно поделить на:

А) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

Б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, шир­мы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.;

В) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвиж­ной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

Г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

Д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

Е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

А) соответствие возрастным возможностям детей;

Б) прочность, безопасность, гигиеничность;

В) доступность, простота по конструкции, условность при испол­нении;

Г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захлам­ленности и случайности.

Дети в нашей группе любят играть.  Поэтому мы решили попробовать развивать творческие способности детей через театрально- игровую деятельность.

Развивая творческие способности у детей мы ставим перед собой задачи:

1.     Развивать творческие способности дошкольников в театрально – игровой деятельности, приобщить их миру театра, знакомить с театральными профессиями,  различными видами театра.

2.     Последовательно знакомить детей с куклами разных систем, приемами кукловождения и театральными атрибутами.

3.     Используя театральных кукол, побуждать детей импровизировать на темы знакомых литературных произведений, сказок, придумывать, собственные истории.

4.     Формировать исполнительские умения детей через разнообразные средства образной выразительности:

·        Мимику;

·        Пантомиму;

·        Выразительную интонацию, в самостоятельном и коллективном творчестве.

5.     Способствовать развитию речи детей:

·        Обогащать словарь детей через знакомство с поэзией, художественной прозой, фольклором;

·        Развивать звуковую культуру речи;

·        Работать над звукопроизношением, темпом речи, силой голоса, интонационной выразительностью.

6.     Развивать связную речь детей:

·        Побуждать детей выразительно пересказывать  литературные произведения, придумывать творческие рассказы, сказки, диалоги на темы, предложенные воспитателем или выбранные самостоятельно;

·        Развивать диалогическую и монологическую речь.

7.      Продолжать воспитывать у детей гуманные чувства:

·        формировать представление о честности, справедливости, добре;

·        воспитывать отрицательное отношение к жесткости, трусости, хитрости.

8.     Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, костюмам, декорациям.

9.     Поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, спектаклях, развлечениях, доставляя радость и себе, и зрителям.

Для успешной реализации поставленных задач мы продумали рациональную и целесообразную расстановку мебели в группе с выделением различных зон и уголков. Это позволяло каждому ребенку найти удобное место для занятий и игр с учетом его эмоционального состояния: уединенное или, наоборот, позволяющее тесно контактировать со взрослыми и сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry_doklad.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

Информация «Театрализованные игры в жизни дошкольников»

Подготовила : Кретинина Е.К.

2014 г.

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок живет в мире чудес и воспринимает их как радостное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребенок как никогда легко позволяет своей фантазии творить небывалые чудеса.

Дошкольный  возраст – черезвычайно благоприятный период для формирования необходимого для творчества психического процесса – продуктивного воображения (проще говоря, «придумывание нового»). Поэтому так важно, чтобы окружающие дошкольника взрослые помагали ему пробовать себя в творчестве и побуждали его к этому как можно раньше.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. А дети в любом возрасте любят играть, игра – часть их жизни. Дети любят играть в кого – то или во что – то превращаться. Дети могут петь, танцевать, исполнять роли не для публики, а ради игры, ради участия в коллективном творчестве.

Выдающийся режисер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Уберечь  от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (идет развитие внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развивается речь, мимика), т.е. умения держать себя в обществе.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

 Театрализованные игры  строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения.

От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

Действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни.

Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

Театрализованные игры   состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

 Театрализованные игры   формируют у детей чувство партнерства,  развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания. Интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

Театрализованные игры   способствую  умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление. Тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках.

 Игры содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость, способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Виды театрализованных игр дошкольников:

1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

А) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

А) стенд-книжка;.

Б) фланелеграф;

В) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие:

А) пальчиковый театр;

Б) театр би-ба-бо;

В) кукольный театр;

Г) игра-драматизация с шапочками на голове;

Д) импровизация.

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

1 - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

2 этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

3 сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада:

в младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

Углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;

Продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);

Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;

Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;

Начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,

Упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;

Осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;

дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Условно театральное оборудование можно поделить на:

А) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

Б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.;

В) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

Г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

Д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

Е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

А) соответствие возрастным возможностям детей;

Б) прочность, безопасность, гигиеничность;

В) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;

Г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.

Дети в нашей группе любят играть.  Поэтому мы решили попробовать развивать творческие способности детей через театрально- игровую деятельность.

Развивая творческие способности у детей мы ставим перед собой задачи:

  1. Развивать творческие способности дошкольников в театрально – игровой деятельности, приобщить их миру театра, знакомить с театральными профессиями,  различными видами театра.
  2. Последовательно знакомить детей с куклами разных систем, приемами кукловождения и театральными атрибутами.
  3. Используя театральных кукол, побуждать детей импровизировать на темы знакомых литературных произведений, сказок, придумывать, собственные истории.
  4. Формировать исполнительские умения детей через разнообразные средства образной выразительности:
  • Мимику;
  • Пантомиму;
  • Выразительную интонацию, в самостоятельном и коллективном творчестве.
  1. Способствовать развитию речи детей:
  • Обогащать словарь детей через знакомство с поэзией, художественной прозой, фольклором;
  • Развивать звуковую культуру речи;
  • Работать над звукопроизношением, темпом речи, силой голоса, интонационной выразительностью.
  1. Развивать связную речь детей:
  • Побуждать детей выразительно пересказывать  литературные произведения, придумывать творческие рассказы, сказки, диалоги на темы, предложенные воспитателем или выбранные самостоятельно;
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  1.  Продолжать воспитывать у детей гуманные чувства:
  • формировать представление о честности, справедливости, добре;
  • воспитывать отрицательное отношение к жесткости, трусости, хитрости.
  1. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, костюмам, декорациям.
  2. Поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, спектаклях, развлечениях, доставляя радость и себе, и зрителям.

Для успешной реализации поставленных задач мы продумали рациональную и целесообразную расстановку мебели в группе с выделением различных зон и уголков. Это позволяло каждому ребенку найти удобное место для занятий и игр с учетом его эмоционального состояния: уединенное или, наоборот, позволяющее тесно контактировать со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра в жизни дошкольника.

Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздие периоды развития личности. Потребность в красоте в красивом утверждает моральную красоту, рождая ...

Доклад по итогам исследовательской деятельности: Театрализованная деятельность в жизни дошкольников

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»

Консультация для воспитателей «Театрализованные игрыв жизни дошкольников»...

Театрализованные игры в жизни дошкольников

Доклад на тему: "Театрализованные игры в жизни дошкольников"...

Театрализованная игра в жизни дошкольника

Театрализованные игры как средство всестороннего развития ребенка Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через обр...