Методические рекомендации: «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Методические рекомендации:
«Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухаматнурова Юлия Геннадьевна
ЧДОУ Детский сад"ОАО" РЖД№121
г.Екатеринбург
Воспитатель
Методические рекомендации:
«Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»
Свой рассказ я хочу начать издалека. Человек, находясь в утробе матери, в возрасте шести месяцев имеет мозг, который по весу составляет 50% веса мозга взрослого человека. Появляясь на свет, к семи месяцам мозг увеличивается вдвое. И к трем годам достигает? мозга взрослого человека. Из сказанного можно сделать вывод о том, что на остальную человеческую жизнь приходится развитие всего одной трети головного мозга. Поэтому мы можем судить о важности пребывания детей раннего возраста в ясельной группе. Человек мыслит словами а, следовательно, речь является мышлением.
Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика у ребенка?
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью.
Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
- хватание: ребенок учится захватывать предмет
- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
- движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.
Начать можно с любого, но я начну с самомассажа
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
Игры с различными предметами и материалами.
Цели и задачи:
- развитие хватания
- развитие согласованных движений обеих рук
- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
- формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
- развитие осязания
- развитие мышления и воображения.
Материалы:
- Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
- показ действий
- действия руками ребенка
- поэтапная словесная инструкция.
Игры:
- "Прячем ручки",
- "Спрячь в ладошке",
- "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
- "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
- "Забавные шнурки",
Пальчиковые игры.
Цели и задачи:
- развитие согласованных движений обеих рук,
- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
- развитие внимания.
Методы обучения:
- показ действий
- действия руками ребенка
Таким образом, можно сделать вывод, что мелкую моторику нужно развивать с ранних лет. Для этого есть нужные материалы, методы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-834575-1476978542.jpg)
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка ржит методические рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми 2-5 лет с использованием дидактических пособий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-383124-1389859740.jpg)
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет »
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет »...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/20/picture-1251372-1668947617.jpg)
Методические рекомендации "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
quot;Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-1287756-1604941816.jpg)
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».
Методическая разработка "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-1314134-1613055663.jpg)
Методическая разработка на тему "Развитие мелкой моторики в раннем возрасте"
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики в раннем возрасте"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-704589-1446935450.jpg)
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»
Раннее детство считается стартовым периодом развития интеллекта и здоровья. А значит, этапы развития раннего детства заслуживают особого внимания. Ранний возраст - это в буквальном смысле...