Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ
учебно-методический материал на тему
Статья рассказывает об опыте педагогического коллектива в области поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ
О личности 21 в. мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать с дошкольного возраста. Поэтому мы всё чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом нам говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФГОС ДО.
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Целевые ориентиры.
Если обратится к словарю Ожегова, инициатива - это почин, внутреннее побуждение к новым формамдеятельности, предприимчивость, первый шаг в каком-либо деле;руководящая роль в каком-либо действии.
Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.
Для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Выделяют следующие сферы детской инициативы (по Н.А. Коротковой):
1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Как же развивать инициативность в дошкольниках?
Способы и направления поддержки детской инициативы в нашем детском саду:
1. Создание предметно-пространственной среды;
2. Организация практической деятельности детей и взрослых;
3. Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей;
4. Социокультурное окружение.
1. Предметно-пространственная развивающая среда.
Детская инициатива как нельзя лучше проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Поэтому мы создаём условия для активной самостоятельной деятельности детей.
Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей созданы центры выбора или инициативы ребёнка: «Домик желаний», «Калейдоскоп интересов». Дети делают выбор в начале дня, чем бы они хотели сегодня заниматься.
Дети активно пользуются предметами развивающей среды, поэтому они взяли на себя обязанности поддерживать порядок в различных центрах. Придя утром в группу, воспитанники берут «Коробочку хлопот». Каждый выбирает бейджик с указанием той обязанности, которую он готов выполнять в этот день.
Как способ стимулирования и развития детской инициативы в подготовительной группе живёт «умная» сова. У каждого ребёнка есть дневник успеха, куда вклеиваются наклейки за проявленные знания, смекалку, хорошо выполненное задание. По итогам месяца вручается умная сова тому ребёнку, у которого больше всего наклеек. Обладать умной совой, конечно, хочет каждый, даже самый наименее активный ребёнок.
Центры сюжетно-ролевой игры, где ребёнок учится самостоятельно выбирать и менять роли, делать открытия.
Центр книги. Здесь размещаются книги, предусмотренные лексической темой и интересами детей. Воспитатель наблюдает за возникающим интересом детей и поддерживает его с помощью литературы. Много книг, сделанных своими руками.
Одно из средств поддержки детского творчества- театрализованная деятельность. Центры театрализации в каждой группе наполнены разными видами театра (би-ба-бо, пальчиковый…..). Все детские задумки, фантазии, сочинения дети в сотрудничестве с педагогами передают в ролях, самостоятельно выбранных или обыгрывают с различными куклами.
Макеты.Разнообразны по тематике. Позволяют ребёнку разворачивать игру по собственному замыслу и желанию. Часть из них сделана совместно с детьми.
Экспериментирование и игра- важнейший вид поисковой деятельности. В группах созданы «Лаборатории», где дети находят с удовольствием занятие по душе.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Центры творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В каждой группе выделены места для выставок рисунков, поделок детей. Дети самостоятельно размещают свои работы по своему желанию. В центрах по изобразительной деятельности находятся разнообразные схемы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. В центре собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши).
2. Следующее направление работы педагогического коллектива: совместная практическая деятельность с детьми воспитателей и специалистов.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Следовательно, необходимо как можно чаще создавать для ребенка такие ситуации, где ему предстоит сделать выбор, принять какое-то решение. Такие ситуации мы создаём как во время проведения НОД, так и в совместной деятельности с детьми во всех режимных моментах. Самое трудное – вовремя поймать детский интерес и определиться, что с ним делать. Например, в группе «Берёзка» и «Радуга» возник интерес детей к прошлому своих родителей, которые тоже когда-то ходили в детский сад, были маленькими, как они выглядели, во что играли. Дети захотели больше узнать о своей семье. Педагоги, поддержав эту инициативу, организовали выставку «Любимая игрушка моей мамы».
Попросили мам принести их детские фотографии, составить краткий рассказ о своём детском саде. В результате получилась газета «Моя мама тоже ходила в детский сад…».Или, например, так получилось, что группу «Ручеёк» у нас посещают только мальчики. Вот в их мальчишеской среде проявился интерес к динозаврам. Педагоги группы, заметили это, поддержали интерес детей, устроив День динозавров: собрали коллекцию динозавров, лепили, рисовали, раскрашивали, читали о динозаврах, рассматривали картинки.
Творческие мастерские. Работают в различных направлениях. Одно из современных - плетение из резиночек. Девочка принесла набор для плетения в группу и заразила остальных детейэтим занятием. Дети с удовольствием делают браслеты, кольца для своих мам, дарят друзьям.
С интересом занимаются лепкой из теста букв.
В настоящий праздник выросла детская инициатива поздравлять именинникав детском саду. В этот день дети поздравляют своего товарища, учатся говорить подходящие слова, дарят подарки, играют в весёлые игры. Часто праздник проходит в форме квеста.
Проектная деятельность. Также мы используем для поддержки детской инициативы. На слайде вы видите проект «Дружба начинается с улыбки». Были реализованы проекты: «Загадочная страна», «Я живу в Петербурге», «Книгоград» и другие.
Также с целью развития творческой инициативы дошкольников мы используем анимационную деятельность. На практике мы убедились, что создание мультфильмов своими руками - это один из эффективных инструментов разностороннего развития и воспитания ребенка. Подробнее расскажет об этом педагог, непосредственно принимавший участие в этой работе.
Одним из главных психолого-педагогических условий развития детской инициативы –это создание психологически комфортной атмосферы в группе. Помощь в этом воспитателю оказывает педагог-психолог. Развитие лидерских качеств, преодоления страхов и неуверенности в собственных силах, развитие познавательной активности- направления, по которым осуществляет поддержку детской инициативы педагог-психолог:
- песочная игротерапия.
- музыкотерапия
- куклотерапия.
Родители
Говоря о развитии инициативы и творческих способностей детей нельзя не сказать о творческом сотрудничестве педагога, родителей и детей. Только сотворчество мотивирует к желанию сделать что-либо самому. Для этого необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости и любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Родители принимают активное участие:
- в обогащении развивающей среды группы (гр. «Улыбка»- изумительные герои сказки, связанные своим руками бабушкой одного из воспитанников, гр. «Ручеёк»- декорации к сказкам);
- в мастер-классах («Мастерская Дедушки Мороза», «Загадочный вечер», «Математический вечер»).
- в проектной деятельности (совместно с детьми рисуют, лепят, придумывают загадки, делают книжки-малышки, участвуют в выставках, в мероприятиях детского сада)
- в конкурсах (в спортивных соревнованиях «Семейная спортакиада», где семья Калининой Ярославы заняла 1 место).
4. Социокультурное окружение. Мы стремимся к тому, чтобы дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому считаем для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы. Походы в библиотеку, посещение музеев, выставок, памятников архитектуры нашего города - эти события рождают у детей ощущение необыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспомнить о событии. Взаимодействие с социальными партнёрами стимулируеттворческую активность и развитие новыхинициатив как у детей, так и у педагогов.
После посещения Клуба юных натуралистов в ДДТ «Преображенский» группе «Ручеёк» педагоги с детьми оформляют страничку в альбоме о своих впечатлениях, где размещаются рисунки детей, картинки, загадки о животных и птицах.
«Музей воды» - любимый детьми, музей, который мы посещаем уже систематически со всеми группами, начиная со старшей. После увлекательного путешествия в мир воды вместе с главной героиней Капелькой дети со взрослыми уже в детском саду проектировали различные виды деятельности: рисовали Капельку, составляли рассказы о её путешествии, провели День воды совместно с воспитанниками другой группы, экпериментировали с водой.
В библиотеке им. Пушкина наши воспитанники ежегодно участвуют в конкурсе чтецов стихотворений современных российских детских поэтов «Остров детства», посвящённом «Международному дню ребёнка» и занимают призовые места.Мы участвуем не только в конкурсах чтецов, но и во многих других: «Шире круг» (ДДТ «Преображенский), «Планета детства», «Новогодняя открытка» и т.д. Целью участия в конкурсах видим в стремлении создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
В конце я хочу сказать, что поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о разных видах образовательной деятельности, способах и направлениях поддержки детской инициативы В МДОУ д/с «Черемушки» города Балашова Саратовской области
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на п...
Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...
Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников
Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...
Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.
Можно сказать инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль....
Способы и направления поддержки детской инициативы в дошкольных образовательных учреждениях
Представляю Вашему вниманию новое направление обучения и поддержания детской инициативы - изготовление лэпбуков....
Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО
В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...