«Организация работы с детьми и родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей»
консультация на тему
В работе представлены рекомендации для воспитателей при работе с детьми и родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей. Целью работы является развитие интереса к творчеству детских писателей у детей и родителей.Работа нацелена на формирование художественного вкуса, морально-нравственных качеств, на развитие творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_s_tvorchestvom_detskih_pisateley_i_poetov.docx | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы с детьми и родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей»
Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.
В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.
Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.
Ознакомление ребенка с книжной культурой, приобщение к чтению как процессу, способности ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их, сегодня актуально, как никогда. Дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Книга дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.
Актуальность темы:
Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей и характеров. Задача взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга.
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Именно поэтому нам, педагогам, необходимо работать в двух направлениях, как с детьми, так и с их родителями, у которых, к сожалению, у самих утрачена культура к постоянному, регулярному ежедневному общению с книгой.
Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Сегодня некоторые дети небрежно относятся к книгам, потому что они привыкли к их изобилию. В настоящее время книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — это одна из задач, которую должно решать дошкольное образовательное учреждение и конечно родители.
Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает кризис нравственности.
В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей.
Выявлено, что сейчас
- дети не проявляют интерес к художественной и познавательной литературе;
- недостаточный объем знаний детей русских и зарубежных авторов детских произведений;
- дети не проявляют желания беседовать по содержанию произведений;
- дети не использует полученные знания в самостоятельной деятельности.
- не в полной мере планируется работа с книгой;
- нет системы в работе по ознакомлению детей с творчеством детских писателей в семье.
- недостаточное оснащение группы пособиями и материалами (детской литературой разных жанров, портретами детских писателей, иллюстрациями к детским книгам);
- нехватка технических средств обучения (ноутбук, CD-проигрыватель, CD-диски с записью литературных произведений);
Анализируя недостатки, можно сделать вывод, что существуют определённые противоречия:
- формирование любознательности и интереса к книге требуют четкой системы работы: совместного участия детей, педагогов и родителей в НОД.
- формирование эстетического вкуса и художественного восприятия детей требует использования в НОД большого количества пособий, игр, наглядного материала, книг, однако недостаточность методического обеспечения делают этот процесс затруднительным;
- гармоничное развитие личности ребенка возможно при активном участии родителей в ознакомлении детей с книжной культурой, однако позиция современного родителя, в большей части, демонстрирует негативное или равнодушное отношение к данной проблеме, что не позволяет полностью реализовать поставленные задачи.
В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.;
- знаком с произведениями детской литературы;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний
Предмет исследования:
Организация работы с детьми и родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей.
Современные дети мало читают, не интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени, по примеру родителей, проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.
Цели работы:
1. Развивать устойчивый интерес к творчеству детских писателей у детей и их родителей.
2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
Задачи работы:
1. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи.
2. Воспитывать языковое чутье, желание говорить правильно и красиво.
3. Совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать.
4. Создавать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.
5. Внедрять новые образовательные технологии в педагогическую практику;
6. Организовывать различные виды деятельности, воздействующие на формирование у детей и их родителей интереса к творчеству детских писателей;
7. Создавать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.
Организация работы:
1. Деятельность педагогов:
- Подготовка методических и дидактических материалов, рекомендуемого списка литературы для чтения детям ( годовой и еженедельный тематический);
- Проведение занятий;
- Организация выставок;
- Доведение до родителей значения воспитания в дошкольниках интереса и любви к книге;
- Выставка рисунков детей.
2. Деятельность детей:
- Участие в различных конкурсах, беседах, литературных чтениях;
- Заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных педагогами;
- Ремонт книг;
- Рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;
- Инсценировки произведений;
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Театр», «Библиотека», « Школа».
3. Деятельность родителей:
- Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
- Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;
- Обмен опытом на тему "Роль художественной литературы в деле воспитания дошкольников";
- Организация и проведение: «Недели детской книги»
- Досуг-конкурс «Самая читающая семья»,
- Интеллектуальные игры,
- Выставки совместно с родителями детских работ по прочитанным произведениям;
Результаты данной деятельности:
- Пробуждение интереса к общению с книгой и творчеством детских писателей;
- Пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной литературой;
- Позитивные изменения в речи детей;
- Повышение читательской компетентности членов семьи в вопросах чтения и речевого развития ребенка.
Основные методы, используемые для ознакомления с творчеством детских писателей,
- чтение (рассказывание) взрослого
- прослушивание записей (постановка)
- рассматривание иллюстраций
- беседа после чтения
- моделирование – схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста
- театрализованные игры: игры – драматизации и инсценировки, кукольные и настольные театры
- разные виды художественно – речевой и театрально - игровой деятельности по текстам знакомых произведений
- чтение с продолжением – предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше
- беседы о книгах – обсуждение внешнего вида, деятельности писателя, художника иллюстратора, художника – оформителя, процесс изготовления и печатания книги, , правила обращения с книгами
- вечера литературных развлечений, викторины, литературные праздники
- тематические выставки.
- поддержание стремлений детей к постоянному общению с книгой.
- создание проблемных и игровых ситуаций для углубления интереса детей к рассказыванию, чтению наизусть художественных текстов, придумыванию творческих постановок, к самостоятельной театрализованной деятельности (куклы Би - ба – бо , пальчиковый и настольный театр).
- донесение до детей характера и идеи произведения, вопросы по прочитанному, разговор об авторе, о других его произведениях.
- «Недели детской книги»,
- организация «Книжкиной больницы» - совместная с детьми работа по ремонту книг;
- режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Библиотека»;
- тематические выставки «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель»
- использование проектной деятельности по ознакомлению с биографией и творчеством детских писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов детских книг;
- включение в тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками такие темы: «История возникновения бумаги», «Как появилась книга?», «Что мы знаем о книге», «Книга — лучший друг» и пр.;
- разработка цикла познавательных занятий «Литературный калейдоскоп», «Как рождается книга»;
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю внимание детей на автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали раньше. Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно. Делаем выставку книг данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям.
Как итог – провожу творчество детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть кинофильм, организовать вечер развлечений.
В организации литературного центра в группе, стараюсь придерживаться следующих принципов:
- литературные произведения, подбираемые в уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию (способные удовлетворить разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, басни, стихи, энциклопедии).
При подборе литературных текстов важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о принцессах).
- кроме книг в групповой библиотеке должны быть детские журналы, что способствует общению детей, обсуждению содержания журналов.
Мы учим правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке (районной и групповой).
Для умения ориентироваться в огромном мире книг я использую такие игры:
- «Ищем героя» - определяем основного героя в произведении, оцениваем его поступки с позиции «хорошо - плохо» и делаем вывод, что герой является носителем важных ценностей
- «Путаница» - дети выбирают два объекта из одного произведения (рыбка и море, ёжик и палка…)
- «Сказочные слова» - вспомнить все заклинания: «Сим-сим, откройся», «Сивка бурка»
- «Волшебная фраза» - используя фрагменты из текста «однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги, и наслаждалась тёплым мелким дождичком... » (Как называется произведение, кто его автор, какие произведения писателя вы знаете, назовите слова сказки, рассказы, где главная героиня лягушка, в каких произведениях есть утки, гуси, лебеди?)
- «Продолжи строчку»
- «Угадай рифму»
- «Озвучиваем диафильм»
Планируя работу, таким образом, я стремлюсь к :
- развитию содержательности и связной речи
- развитию речевого творчества и выразительности
- развитию способностей в речевой деятельности
- подготовке к обучению грамоте
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, я постоянно обращаю внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мы рассматриваем рисунки художника В. Рачева, Е. Лосина, Чижова, Чарушина, Юрия Васнецова, В. Сутеева. Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние времена: русский быт (Лосин, Васнецов), знакомятся с художниками-аниматорами (Е.Лосиным, В.Рачевым, В.Сутеевым), которые изображают животных в разных жизненных ситуациях.
По картинкам мы учимся пересказывать текст, воспроизводить его в нужной последовательности.
Беря в руки книгу, дети по картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учимся описывать картинки в книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки?
Постоянное общение дошкольников с литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и осознание важности книг в жизни человека.
В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.;
- знаком с произведениями детской литературы;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний ;
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе: высказывает свое мнение о книге, обменивается мнением о содержании произведения, рассматривает иллюстрации к книге; инсценирует знакомые стихи и сказки, оценивает поступки героев литературного произведения;
- ребенок понимает, что книги надо беречь — это труд многих людей;
- ребенок имеет представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
- расширено представление ребенка о значении библиотеки в жизни человека;
- определяет жанры детской литературы (сказка, стихотворения, басни);
- может назвать имена детских писателей и поэтов;
- способен пересказать текст, сочинить свой рассказ, эмоционально рассказать стихотворение;
- проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности, присваивает переданный опыт, переносит в самостоятельную деятельность — организует сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».
Для достижения планируемых результатов, необходимы определенные организационные условия:
- взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;
- повышение педагогической культуры родителей по приобщению детей к книге, используя нетрадиционные формы общения: тематические консультации: «Читаем дома», «Как правильно читать книгу детям» (организуются с целью ответить на вопросы родителей);
- групповых родительских собраний (форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи);
- проведение «Круглых столов» совместно взрослых и детей; выпуск буклетов «Мы читаем, не скучаем!», «Литературная копилка»;
- в нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы;
- открытые занятия с детьми для родителей
- дни добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе) и пр.
- интеграция процесса приобщения к книжной культуре с разными видами детской деятельности: игровой, художественным трудом, изобразительной, театрализованной деятельностью и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Организация работы с детьми и родителями по профилактике детского травматизма в осенне-зимний период»
В данной консультации рассматриваются вопросы:1) Причины детского травматизма в осенне-зимний период;2) Организация мероприятий с воспитанниками по профилактике детского травматизма в осенне-зтимний п...
Организация работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родословной
Эта статья раскрывает основные принципы и задачи по ознакомлению дошкольников с родословной на разных возрастных этапах....
«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воздуха» «Воздух - волшебный невидимка»
Цель:Дать детям представление о воздухе как об одной из четырех стихий, познакомить с физическими и некоторыми химическими свойствами воздуха.Задача : Познакомить детей со свойствами воздуха.мотивиров...
«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воды» «Волшебница вода»
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь... Ты — величайшее в ми...
Методические рекомендации для воспитателей «Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей с природным миром»
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Однако далеко не всѐ может быть правильно понято детьми при самостоятельном общ...