План Познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Планирование на год для детей 4-5 лет. Наблюдения, исследования, экспериментирование, познавательная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-исследовательская деятельность. | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
План познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
Месяц | Наблюдения | Экспериментирование, исследования (*) | Проектная деятельность, решение проблемных ситуаций. |
Сентябрь | Наблюдения за деревьями и кустарниками. Наблюдение за погодой. Наблюдение за комнатными растениями. Растения цветника. Труд взрослых. Ознакомление с трудом плотника, загадки об инструментах. Домашние животные. | (*)Тема: «Человек. Звук и слух» Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Тема «Человек. Звук и слух» Беседа- игра: «Почему все звучит?» Игра: «У кого какие детки?» Опыт: «Какая бывает земля?» -------------------------------- Беседа «Детский сад». Экскурсия в музыкальный кабинет. Ознакомление с трудом плотника, инструментами. Загадки об инструментах. Игровая ситуация «Печем хлеб». Отгадывание загадок об овощах и фруктах, грибах. | Опыты: что любят растения? Где живут зернышки? Игра: с какого дерева листок? Игровые упражнения: «Найди отличия», «Сравни ленты», «Поможем Винни-Пуху разложить картинки», «Домики». |
Октябрь | Растения в природе и комнатные растения ,их питание. Что растет – фрукты, ягоды, грибы. Ядовитые растения. Опасные предметы вокруг нас. Наблюдения за работой мастера по зданию. Перелетные птицы. Одежда людей. Долгота дня. Наблюдение за листопадом. Осеннее убранство растений. Наблюдение за дождем и лужами, ветром, небом и облаками. | (*)Тема: «Вещество. Вода и ее свойства» Занятие: «Волшебная водица» Опыт: «Делаем мыльные пузыри» Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи. Тема: «Вещество. Камни» Занятие: «Домики для камешков» Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?» Опыт: «Где вода?» ----------------------------- Игровая ситуация «Необыкновенный зоопарк». Игра «Составь портрет своей семьи». Игровое упражнение «Волшебный мешочек». Экскурсия в медицинский кабинет. Игра «Приходите в гости». | Составление моделей строения растений и животных. Игры с сосудами и флаконами «Подбери крышку». Чьи инструменты,? Игра «Кто что делает?» Игровое упражнение «Неразбериха». Игра «Кто где работает?» Игровые ситуации: «Найди домик», «Угости», «Поможем Буратине посчитать», «Разложи по образцу», «Найди пару», «Наоборот». Игра «Научи нас, светофор». |
Ноябрь | Профессии и инструменты. Мой город , улица. Приметы осени. Экскурсии по кабинетам дошкольного отделения- медицинский, прачечная… Домашние дикие животные , их детеныши. Сезонные изменения в природе. Погода, небо, птицы, растения… Осенний тру людей. Фигуры и формы вокруг нас. Мир книг. Подарки зимы. | (*)Тема: «Измерение. Вес» Занятие: «Зачем нужны весы?» Тема: «Вещество. Бумага» Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги» Опыт: «Волшебное сито» Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?» ----------------------------- Рассматривание картинок и комнатных растений. Беседа о пользе комнатных растений. Изучение аквариума. Игровое упражнение «Сосчитай, сложи в коробки». | «Летает – не летает». «Живое – не живое». Посадка лука и фасоли. Большое и маленькое. Что из чего? (Целое и части.). «Летят снежинки белые.» Дидактическая игра «Что нужно для ремонта?» Игра «Кто что любит». Игровые упражнения: «Не ошибись», «Сосчитай», «Когда это бывает?» |
Декабрь | Наблюдения за транспортом. Снегоуборочные машины. Зимние дороги, почва… Неживая природа зимой, зимнее явление. Наблюдение за небом и солнцем. Зимующие птицы. Комнатные растения зимой. Зима в лесу (по картинкам). Размер, цвет, форма. Вода- снег – лед. Наша одежда и здоровье. Русская природа. Домашние животные и уход за ними зимой. | (*)Тема: «Вещество. Резина» Занятие: «На чем полетят человечки?» Тема: «Вещество. Дерево и его свойства» Занятие: «Почему дерево плавает?» Беседа: «Приключение карандаша». ----------------------------- Игра «чудесный мешочек». Изучение зимних видов спорта. | «На чем покатаемся?» Части. Половинки. Уход за комнатными растениями, условия их роста. Что из чего сделано (материалы). « Цвет вокруг». Игровые упражнения: «найди пару», «Поставь также», «Что лишнее?», « Разложи картинки», «Разложи по домикам», «Игрушки для мишки». |
Январь | Зима в природе. Живая . неживая природа, рукотворный мир. Дикие звери и птицы зимой. Мороз и оттепель. Снег и лед. Зимний день, утро, вечер,зимнее небо, долгота дня , части суток. Следы на снегу. Многозначные слова. Звук вокруг. Что на что похоже. Что есть в детском саду. Труд людей в саду. Работа лесничего. | (*)Тема: «Свет и цвет» Занятие: «Разноцветные шарики» Занятие: «Свет вокруг нас» Опыты: «Волшебный луч», «Тень» Опыт: «Что отражается в зеркале?» Тема: «Вещество. Жидкость. Вода и ее свойства» Опыт: «Изготовление цветных льдинок». --------------------------- Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Эксперименты – «лед и вода», «Откуда берутся снежинки». Отгадывание загадок о характерных признаках предметов. | Зимние узоры на окнах. Игра «Найди ключ (ручку …) « (Многозначные слова.) Игровые упражнения: «Когда это бывает?», «Отгадай», «Строим дорожки». |
Февраль | Внешний вид и строение человека. Наше здоровье. Вредное и полезное. Ниши эмоции, настроение, поведение. Часть , целое. Цвет, форма , размер. Цвета спектра. Наше дыхание. Голоса и звуки. Дела и действия, движения. Признаки предметов. Место вещей, предметов. Февральские явления природы – оттепель и мороз, метель и вьюга… Повадки птиц. Наблюдение за снегоуборочными машинами и дворниками. Военные профессии и т.п. (по картинкаи). Наши папы (дяди, дедушки). Деревья в серебре. | (*)Тема: «Твердое тело. Материалы» Занятие «В мире стекла» Тема: «Твердое тело. Материалы» Занятие: «В мире пластмассы» Тема: «Вещество. Вода и ее свойства» Опыт: «Взаимодействие воды и снега». ----------------------------- Игры и конструирование на армейскую тематику. Игровая ситуация «Зарядка». Беседа о костюмах богатырей, рыцарей, военных и т.п. Дидактическая игра «Собери рыцаря в дорогу». | Предметы вокруг. «Что кому нужно, для чего». «Чей, чья, Чье?» «Узнай по голосу». «Какое, какая, какие ?» «Чей домик ?» «Что, куда ?» |
Март | Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?» (*) Наблюдение за черепахой. (*) ------------------------- Наши мамы (тети, бабушки). Одежда людей. Природа просыпается. Неживая природа, явления природы. Весна в лесу. (По картинкам.) Фигуры и формы вокруг. Части и целое. Вода – снег – лед. Безопасность дома и на улице. Профессии. ( Условно женские.) Голоса и звуки. Звуки весны. Настроение и эмоции в будни и праздники. Признаки предметов – что какое, к чему, из чего. Мебель. Игрушки. Посуда. Что для чего? Профессии, связанные с транспортом. Температура воздуха и воды. Ветер, сила и направление. Погода, описание погоды. Вечер. Долгота дня. Запахи. Магазины. Форма и размер. Величина. | (*)Тема: «Вещество. Воздух и его свойства» Занятие: «Где спрятался воздух?» Опыт: «Что растворяется в воде?» Тема: «Движение. Инерция» Занятие: «Упрямые предметы». --------------------------- Игровое упражнение «Накроем стол». Игровые ситуации: «Цветы вдоль дорожки», «Елочки в ряд». Игры с матрешками. Конструирование «Терема». Дидактические игры с беседами: «Украшения из бересты», «Дымковские красавицы» и т.п. | Игры на признаки и классификацию. Игровые упражнения «Собери кубики и шарики в коринки». |
Апрель | Животные и их детеныши весной. Наше поведение и поступки. Небо и космос. Приметы весны. Живая – неживая природа – рукотворный мир. Одежда людей весной. Птицы перелетные и зимующие. Голоса и звуки. Человек. Органы чувств. Цветение весны – деревья, кустарники, цветы. Цветы лесные, садовые, луговые. Изучение работы сотрудников детского сада. | (*)Тема: «Растительный и животный мир» Занятие: «Посадим фасоль» Тема: «Вещество. Ткань» Занятие: «Такая разная ткань» Опыт: «Тепло-холодно». --------------------------- Игровая ситуация «Весна пришла». Рассказ воспитателя «Птичьи гнезда». Наблюдения за трудом взрослых. | Дидактические игры на тему живой и неживой природы. Игры и опыты на тему : «Человек. Органы чувств». |
Май | Наблюдение за насекомыми. «Где живут насекомые?» (*) ---------------------- Цвет – форма – размер. Все о воде. Мыльные пузыри. Признаки предметов. Красота русской природы. Небо. Явления природы в конце весны. Долгота дня, части суток. Насекомые. Предметы вокруг. Что, кому, зачем. Творческие профессии. «Что такое красота?» Приметы весны и лета. Кто и что летает? Движение. (Глаголы). Порядок и беспорядок. Цветная природа. Цветы. Огород и клумбы. Скорость. Свет и тень. Труд в природе. | (*)Тема: «Вещество. Материалы» Занятие: «Курочка Ряба» Тема: «Вещество. Материалы» Занятие: «Незнайкин клад» Опыт: «Испарение воды» Опыт: «Зачем растениям нужен корень?». ----------------------------- Коллаж «Наша Родина». Выставка «Портреты героев». Беседа «признаки лета». Изучение летних видов спорта. Отгадывание загадок о лесе, насекомых, природе и т.п. | Дидактические игры и опыты по темам наблюдений. «Тонет – не тонет» и другие эксперименты с водой. Признаки и классификации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ОКНЕ»
Проект : краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 1 месяц (март 2016 г.)...
Познавательно - исследовательский проект Для детей средней группы «Веселый огород»
Познавательно - исследовательский проектДля детей средней группы «Веселый огород»...
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект "Чудесная грядка" средняя группа
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объёма информации, которая может ими быть воспринята. Этот детский исследовательский проект о...
Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЧУДО-ОГОРОД НА ОКНЕ»
Актуальность проекта:Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы ...