Проблема художественной одаренности в психолого-педагогических исследованиях.
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Проблема художественной одаренности имеет возрастной и индивидуальный аспекты. В свое время В.Дранков выдвинул предположение о том, что в природе художественного таланта заключено взаимодействие общих и специальных способностей. На разных этапах творческого процесса художнику необходимы разные виды способностей.
Художественная деятельность устроена так, что развивает все виды художественных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_hudozhestvennoy_odarenosti.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема художественной одаренности в психолого-педагогических
исследованиях.
Проблема художественной одаренности имеет возрастной и индивидуальный аспекты. В свое время В.Дранков выдвинул предположение о том, что в природе художественного таланта заключено взаимодействие общих и специальных способностей. На разных этапах творческого процесса художнику необходимы разные виды способностей.
Художественная деятельность устроена так, что развивает все виды художественных способностей.
Структура художественных способностей, как способностей других – явление сложное. В настоящее время в психологии способностей выделяют ведущие и вспомогательные свойства (3)
Ведущие:
- свойства художественного творчества воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;
- свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании и помогающие успешной трансформации художественного образа;
- эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению;
- волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.
Вспомогательные:
- свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов
- сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке.
Л.А. Венгер в своих исследованиях отмечает, что дети в процессе рисования отражают впечатление от окружающего мира. Значит, необходимы представления об этом мире, которые формируются на основе восприятия.
Большинство их основывается на зрительных ощущениях (ребенок может воспринимать цвет, форму, размер). Но поскольку опыт дошкольника не велик, одно зрение не может дать полноты восприятия. Необходимо в восприятии включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полных представлений о предмете (Б.Г.Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец).
Художественная деятельность основывается на эмоционально положительном отношении к ней, в нее включаются эмоции, которые вызывают самые разнообразные эстетические чувства: удовольствие, радость восторг, огорчение, печаль. В.С.Мухина, Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев подчеркивают, что эмоциональное отношение является важнейшим фактором развития творчества.
Как отмечают П.М.Якобсон, В.С.Кузин, Л.С.Рубинштейн, различные переживания возникают в том случае, если деятельность ребенка, ее содержание отвечают его потребностям.
Художественная деятельность очень интересна для дошкольника, т.к. удовлетворяет его потребности в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности.
То есть необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни и выражения своего отношения к увиденному, пережитому в рисунке.
П.М. Якобсон подчеркивает, что если изобразительная деятельность доставляет ребенку удовольствие, у него получается задуманное, если он способен приложить и преодолеть возникающие трудности, то у ребенка деятельность вызывает положительное эмоциональное отношение (7).
Занятие рисованием удовлетворяет потребности детей в самоутверждении. Если у ребенка хорошо получается задуманное самим, или задуманное взрослым изображение, то он чувствует себя уверенно, комфортно среди своих сверстников. Если что-то не удается, если ребенок с трудом овладевает способами изображения, то он испытывает отрицательные эмоции и, чтобы оградить себя от подобных переживаний, отказывается рисовать.
Как правило, считает Н.С. Лейтес, чем сильнее привлекает ребенка какая нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, помогает развитию у него нужных способностей. Устойчивое сохранение у детей интереса к художественной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков, способствует расширению общего умственного кругозора.
Развитию изобразительной деятельности способствует не только доступность и привлекательность, но и некоторые возрастные особенности детей. К их числу относят «реактивность» детей на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, «Чуткость к образно-эмоциональным моментам» (Н.С.Лейтес).
«Дети вообще близки к так называемому «художественному» типу, для которого характерны яркость восприятия, наглядная образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления» (4).
Для старшего дошкольного возраста характерно произвольное внимание, этому способствует познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира. Ребенок долгое время может быть сосредоточен на продуктивной деятельности вследствие интереса к тому, чем он занят. Также внимание ребенка организует способность планировать свою деятельность.
Вместе с тем, как отмечает В.С. Мухина, «хотя дети шести лет могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольность внимания еще преобладает (6). Произвольное внимание создает основу для формирования последовательного, планомерного и логического восприятия окружающего (Л.А.Венгер, В.С.Мухина). В старшем дошкольном возрасте развитие восприятия продолжается по трем основным направлениям, которые определились ранее:
- Расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым нормам (сенсорные эталоны).
- Способы их использования становятся более точными и целесообразными.
- Обследование предметов приобретает систематизированный и плановый характер.
Отличительной же особенностью восприятия у старшего дошкольника становится резкое увеличение его осмысленности.
Высокий познавательный уровень детей обуславливает формирование у них эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное и безобразное. У детей старшего дошкольного возраста постепенно развиваются и чувства, на основе которых формируется творческое воображение. Как отмечают Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, эмоции играют важную роль в том возрасте, способствуя проявлению интереса к художественной деятельности, концентрации внимания и чувств рисунка на создаваемом образе, усиливая работу воображения.
Старшие дошкольники, воспринимая окружающие объекты, выделяют их особенности, анализируют, обобщают, делают свои выводы. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, это отражается и на характере их представлений о предмете и на изображении в рисунке. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления. Как подчеркивают психологи, вступление в новую стадию мышления не означает изживание предшествующей его стадии. То есть наглядно-образное мышление, сохраняясь, помогает в развитии мышления новой стадии и составляет основу разнообразных деятельностей и способностей.
Однако, подчеркивают специалисты, именно в изобразительной деятельности, как ни в какой другой дети проявляют себя по-разному.
Б.Г. Ананьев отмечает, что в процессе воспитания и обучения «индивидуальные особенности приобретают более выраженный характер (1).
Проявляются они, прежде всего, в характере изобразительной деятельности: восприятии, мышлении, воображении.
Индивидуальные черты характера и темперамента связаны с особенностью деятельности, а также со склонностями и направленностью личности. А все это определяет и освоение ребенком способов изображения.
Таким образом, осуществление индивидуального подхода является важным в формировании художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Эта проблема нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, которые отмечают положительное влияние обучения и воспитания на развитие творчества дошкольника.
В настоящее время интенсивно развиваются исследования по психологии творчества Д.Б. Богоявленской (2), А.М. Матюшина (5).
Разработан ряд отечественных методик диагностики творчества (методика Д.Б. Богоявленской, экспресс-методика А.Г. Азарян и др.).
Из зарубежных методик в отечественной практике чаще всего используют тесты Торранса и Гилфорда. Методологической основой этих работ является теория творчества. Суть ее состоит в том, что в основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности), которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности.
Литература.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кН. Кн.2 / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского, М.: Педагогика,2000
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на- Дону, 2000
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.С.16-27
- Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. 1990 №6
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности М., 1988
- Мухина В.С. Детская психология. Уч. пособие для студентов (Под ред. Л.А. Венгера) М., 1990
- Якобсон П.М. Психология чувств. М.,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях
Дошкольное детство - это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и...
Проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Материал для воспитателей детского сада - самообразования....
Проблема развития внимания в психолого-педагогической литературе
В данной статье рассматриваются виды и свойства внимания....
Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе
Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление.Учё...
Развитие творческой активности дошкольников в художественной игре как психолого-педагогическая проблема.
Одним из профессиональных качеств педагога является его способность к педагогическому творчеству. Творческая индивидуальность педагога, его чутье, тактическая работа в меняющихся условиях - все это да...
Проблемы детской агрессивности. Методы психолого – педагогического воздействия
Поведение детей - это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения - причина многих трудностей в развитии ребенка....
Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этог...