Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей. Статья
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Ольга Владимировна

Статья на тему "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_duh-noav_vospitanii.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности            по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Доклад на тему:

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Воспитатель: Иванова

Ольга Владимировна

Санкт-Петербург

2018 г.

Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье  людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является  возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм. Следствием этого   выступают бездуховность,  переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности. 

Семья является источником и основой развития народа. Семью по праву называют первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания, где особую роль играют все члены семьи: отец, мать, старшие братья, сестры, дедушка и бабушка. . Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка. Формировать нравственность ребенка в семье — значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям: индивидуалистическим или общественным; вещно-предметным и духовным; добру и злу;

созидательным и разрушительным.  

 Современная педагоги образовательных учреждений все больше ощущают тревожность за судьбу настоящего и будущего поколения.

Совершенно очевидно, что сегодняшняя система образования в школах ориентируется на качественное обучение, а не на воспитание. Духовно–нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраняемый в семьях, почти исчерпан. Запас культурных поведенческих навыков проявляется при выходе учеников из учебного заведения. Курение, употребление спиртных напитков, грязнословие – желанное удовольствие современной молодежи.

Процесс воспитания остается сложным как в школе, так и в семье.

 А главная роль в формировании духовности должна принадлежать семье. Нельзя возлагать дело воспитания на общественность (детский сад и школу). Семья несет ответственность за духовно–нравственное начало будущей личности ребенка.- 

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему "я";
- почти полностью утратилось представление
о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:


- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:


- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:


- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания
с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;
- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в
воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:


- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в
молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи


7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.

Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания....

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жи...

Доклад «Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей» (выступление для родителей)

Дошкольный период  детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст - име...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироват...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущую роль в становлении ребенка-дошкольника, как нормально развивающегося. так и имеющего ограниченные возможности здоровья, играет семья. велико значение семьи в формировании основ мировозрения,ус...

Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей.

Дошкольный возраст период детства= пора интенсивных накоплений духовных сил....

Доклад " Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей".

Дошкольный период детства- пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил....