Проект "Чудо-Снежок"
проект (младшая группа) на тему

Волощук Татьяна Валерьевна

Предлагаю Вам проект для детей 3-4 лет "Чудо - Снежок". Проект направлен на изучение свойств снега. В ходе проекта дети учатся проводить опыты, наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание работы: Предлагаю Вам проект для детей 3-4 лет. Проект направлен на изучение свойств снега. В ходе проекта дети учатся проводить опыты, наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тема проекта: «Чудо - снежок».

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский.

Автор проекта: Волощук Татьяна Валерьевна

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель группы, родители.

Продолжительность: среднесрочный; декабрь, январь, февраль 2017-2018гг.

Объект исследования: Снег.

Социальная значимость проекта: 

Мир, большой огромный мир, не дает ребенку покоя. Он хочет удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотою. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы.

Не легко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человечек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному. 

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за насекомыми на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство.

В три года ребенок владеет достаточно широким кругом представлений и знаний об окружающей его действительности. Малыш хорошо ориентируется в своей группе и на участке детского сада, знает наименования окружающих его предметов и объектов (кто? что?), некоторые их качества и свойства (какой?), а также функциональные возможности многих из них (зачем?).

Однако накопленные представления о мире еще не прочно закреплены в сознании трехлетнего малыша. Он недостаточно разбирается в отношениях и связях между наблюдаемыми предметами, объектами и явлениями нашего мира.

Ребенок знакомится с миром прежде всего посредством личных ощущений и переживаний. Нужно понимать, что исследовательская, равно как и творческая, деятельность ребенка дошкольного возраста во многом будет зависеть от накопленного им в ходе изучения окружающего мира знаний. Иными словами, познавательное развитие детей дошкольного возраста - это не что иное, как получение опыта и знаний об окружающем мире.

Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №17», групповое помещение.

Материалы: Снег, снежные постройки, лед, вода, стаканчики, ложка, гуашь, кисточки.

Цель проекта: Ознакомление со свойствами снега  путем  развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

-Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом;

-Уточнить и расширить представления о снеге и, помочь понять изменение их свойств;

 - Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе;

 -Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование;

-Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности;

 - Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения);

-Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания;

- Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта;

-Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

Актуальность проекта:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, снег и град. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях образовательного процесса в детском саду расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеге.

Познакомить с элементарными опытами со снегом и водой с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала. В 3-4 года ребенок лучше воспринимает полученную информацию, если задействованы все органы чувств. Он должен не только видеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поиграть, сделать что-то своими руками.

Предметы и явления неживой природы входят в эх жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры.

Проблема проекта:

 Однажды, после снегопада, засыпавшего весь участок толстым слоем снега, дети вышли на прогулку. Они были в восторге от пушистых хлопьев снега. Ребята ловили снег руками и ртом. Лепили из снега снежки, делали на снегу «снежных ангелов», но большинство детей отправляли снег в рот. И были очень удивлены, узнав, что снег есть нельзя. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа:

I этап — подготовительный.

1. Обсуждение цели, задачи с детьми.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Перспективное планирование проекта.

II этап — исследовательский.

Реализация проекта путем решения поставленных задач

III этап — заключительный.

1. Оформление результата проекта.

2. Презентация проекта «Чудо-снежок».

Предполагаемый результат: 

-Расширение представления о снеге.

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.


1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Знакомим родителей с идеей проекта:

- Обсуждаем цели и задачи проекта;

- Формируем интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта:

- постройка тоннеля, замка из снега, лепка снеговика.

2. Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о снеге.

3. Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о снеге.

4. Консультация для родителей «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной».

8. Консультация для родителей «Игры со снегом»

9. Просвещать родителей по данной теме.

10. Создать условия для реализации проекта «Чудо-снежок»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ.

1. Беседа «Почему кругом бело?»

Цель: Уточнить представления детей о снеге.

Содержание:

- Чтение стихотворения «Ветер веет, веет, веет. Белым снегом сеет, сеет, сеет».

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Рассматривание иллюстрации по теме.

- Физ. минутка «Как под горкой снег».

2. Беседа «Зимние забавы».

Цель: уточнить представление детей о зимних играх и забавах, учить играть в разнообразные зимние игры.

Содержание:

- Рассматривание иллюстрации «Зимние забавы».

- Беседа по картине.

- Подвижные игры: «Снежки», «Мороз - красный нос».

3. Беседа «Почему снег есть нельзя?».

Цель: формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни.

4.  Целенаправленные наблюдения на прогулке.

- Наблюдение и исследование свойств снега (белый, холодный, лепится – не лепится).

-  Наблюдение зимних явлений в природе.

- Наблюдение снегопада, исследование снега (легкий, пушистый).

- Хруст снега.

- Чистота снега

5. Что быстрее тает снег или лед (наблюдение с родителями в раздевалке).

6. Элементарные опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Лепится-не лепится», «Снега много-воды мало».

7. Подвижные игры: «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», «Снежки», «След в след», «Перепрыгни через сугроб»;

- Речь с движением «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик».

- Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют».

8. Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед»; «Почему нельзя есть снег».  

9. Чтение художественной литературы: Е.Благина «Снег, А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М.Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов«Гололедица»,  М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова«Снежинки»,  А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка»

10. Разучивание детских песен о снеге.

11. Коллективное рассматривание творческих работ, индивидуальные беседы с детьми по творческой работе.

12. Работа с родителями:

Совместное с детьми изготовление снежных построек на участке группы.

Совместное с детьми наблюдение в раздевалке группы «Что тает быстрее снег или лед».

5. Просмотр мультфильмов: «Умка»; «Зимняя сказка»; «Снеговик-почтовик»; «Зима в Простоквашино»; Лунтик и его друзья «Первый снег».

Консультации: «Если ребенок ест снег».

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Обогащение развивающей среды:

- Оформление творческого уголка.

- Изготовление украшений для снежной постройки.

- Создание презентации «Чудо-снежок».

2. Работа с родителями:

- Беседа родителей с детьми, совместное рассматривание творческого уголка.

- Оформление рекомендаций для родителей «Экспериментирование со снегом», «Домашние игры со снегом».

Вывод: в ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах. Ребята узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды, из которой, при замораживании получается лед.

Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о снеге. Самым занимательным и увлекательным были опыты со снегом и водой.

Заключение: 

Экспериментальная деятельность позволила объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развила наблюдательность стремление к познанию мира, все познавательные способности для создания творческой личности.

Исследовательская деятельность вызывала огромный интерес у детей, предоставила ребенку возможность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе экспериментирования дети получили возможность почувствовать себя ученым, исследователем. Дети научились ставить цель, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы. В процессе экспериментирования у детей сформировались не только интеллектуальные впечатления, но и умения работать в коллективе и самостоятельно.

Исследования - огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.