Советы для родителей. Развитие речи у детей 2-3 лет
презентация к уроку (младшая группа) на тему
С 2-3 лет словарь малыша увеличивается в 3- 4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее. Частое обращение к взрослому и сверстникам способствует развитию речи детей. Речь детей под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Для этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача раннего возраста.
Частое общение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим как куда то ходили, что видели. Речь под руководством взрослого быстрее совершенствуется.
Характерным для этого возраста интенсивном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличии трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
1-ребенок может понимать слово, но не использует его в своей речи;
2-узнает и называет предмет, лишь в привычных сочетаниях и условий;
3-понимает и правильно использует слово-названиев любых доступных его пониманию связях и отношениях.
Формы работы по развитию речи ребенка 2 - 3 лет.
В детских садах приняты две формы обучения:
Обучение на занятиях и в повседневной жизни.
Как ведущая форма выступает обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов и методов передать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, формировать важнейшие речевые умения и навыки. Речь ребенка формируется в различных видах деятельности: играя, общаясь, он активно пользуется речью.
С детьми младшего возраста рекомендуется:
- Развивать способность детей понимать речь окружающих; воспитывать внимания и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, формировать первичные представления о умение устанавливать первичные представления о них и умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
-Развивать связную речь: учить детей понимать речь взрослого, отвечать на простейшие вопросы, к концу года рассказывать 2- 4х фразах о нарисованном на картинках, об увиденном на прогулке.
- Формировать словарь: учить детей по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру(принеси мне желтый мяч) различать их место расположения(кукла на нижней полке), имитировать действия людей и движения животных(покажи как поливают цветочки леечкой, покажи как прыгает зайка).
-Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия транспорта(трактор, автобус), частей автомобиля(колесу, руль),растений(дерево, цветок), домашних животных(кошка, собака) фруктов(яблоко, банан), трудовые действий (мыть, вытирать, гладить), прилагательными обозначающими величину , цвет, вкус(сладкий, кислый, большой, красный), наречиями (сейчас, близко, медленно, темно).
- Воспитывать звуковую культуру: приучать детей говорить правильно, не торопясь, звукоподражать (Динь-дон, тик-так, м-у) , учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса(тихо, громко).
- Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей.
- Давайте ребенку перебирать разные крупы, пуговицы. Перемешайте горох, бобы и перебирайте с малышом вместе.
- Не перебивайте ребенка, пока он не закончит говорить.
- Позаботьтесь о том, что бы у малыша были новые впечатления.
- Продолжайте и дополняйте речь ребенка – делайте его предложения распространенными предложениями.
- Не разговаривайте на языке малыша (бо-бо, ня-ня) Речь взрослого должна быть четкая и внятная.
- Читайте с ребенком художественную литературу, беседуйте о прочитанном.
- Играйте с ним в песок, пластилин(катайте колобок, червячков).
- Комментируйте все что он делает.
- Для развития речи используйте все виды игр (уложим куклу спать споем ей песенку, катание зайки на машинки).
- Задавайте ребенку открытые вопросы (что делает зайка? Вместо - зайка кушает?).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta_rekomendatelnyy_spisok_resursov.ppt | 1016 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Альбом по развитию речи для самых маленьких ./сост.: Савостьянова Е. В., Батяева С. В.- М.:Росмэн-Пресс, 2009 .-88 с. "Альбом по развитию речи" предназначен для занятий с детьми 1, 5–3 лет. Упражнения пособия помогут развить слуховую память малыша, улучшить фонематическое восприятие, скоординировать мышцы речевого аппарата, расширить словарь, сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной. Пособие будет полезно не только для родителей, но и для учителей- логопедов и воспитателей
Арушанова, А.Г.,Иванкова, Р.А., Рычагова Е.С . Развивающее общение с детьми 2-3 лет.-М.:Сфера, 2013.-96 с.- (Коммуникация.Истоки). Пособие раскрывает содержание и формы организации психолого-педагогической работы, направленной на развитие речи и речевого общения детей. Содержит примерные сценарии развивающего общения с детьми, содержание самостоятельной деятельности детей, описание дидактических, сюжетно-дидактических игр, игр-драматизаций, инсценировок. Охватывает задачи развития произносительной стороны речи грамматического строя речи, связной речи, обогащения словаря, развития содержательного речевого общения со взрослыми и сверстниками. Направлено на воспитание языковой личности дошкольника. Книга предназначена педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Бахарева, К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. Гл.2. Речевое общение младшего дошкольного возраста Содержание: Общая характеристика речи младшего дошкольника Речевое общение детей младшего дошкольного возраста Связь общения и развития речи С помощью предлагаемого издания вы и ваш ребенок будете гармонично развиваться, просто весело проводя время вместе, так как все упражнения по развитию речи в данной книге представлены в виде игр.
Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. — М. : Просвещение, 1991. — 207 с. Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста как считают З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова должны идти по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т. е. умения выразить свою мысль словами и формирование речевого мышления Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий).
Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет.- Ярославль: Академия развития, 1997.;2007. В пособии, предназначенном для родителей и воспитателей детского сада, даны игры и упражнения для детей от 1 года до 3-4 лет, развивающие речевую и двигательную активность, любознательность, наблюдательность.
Гербова,В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2013.-112 с.-(Соответствует ФГТ. Образовательная область «Коммуникация».). Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В пособии представлена система работы по освоению образовательной области "Коммуникация" в первой младшей группе детского сада. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования.
Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: наглядно-дидактическое пособие для работы с детьми 2-3 лет.-М.:Мозаика-Синтез, 2012.-20 с.-(Образовательная область»Коммуникация»). Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа "От рождения до школы" является переработанным в соответствии с ФГТ вариантом "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.Е.Комаровой. Пособие предназначено для развития речи и навыков коммуникации у детей 2-3 лет. В пособии представлены: методическое пособие и двенадцать сюжетных картин, использование которых способствует совершенствованию речи детей; обогащению словарного запаса, формированию умения правильно строить речевые высказывания, развитию навыков коммуникации. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Детям от 0 до 3 лет.: Потешки, прибаутки, музыкальные минутки.-М.:Студия АРДИС, 2013.-80 с. Проект Яртовой Л.А. Программа способствует развитию речи, музыкальности, расширению словарного запаса, формированию образно-пространственного мышления. Она поможет с малых лет сохранить и развить в вашем ребенке целостное восприятие мира! Для детей до 3 лет .
Ермакова, И. Поговори со мною, мама. Развивающие занятия для малышей.-М.: Литера,2007.-32 с. –(Серия «первые шаги»). Книга посвящена речевому развитию ребенка от 0 до 3 лет. Она включает советы и рекомендации по организации занятий с малышами, логопедический массаж, пальчиковые игры, скороговорки, чистоговорки, потешки. Пособие адресовано детям, родителям, педагогам и логопедам.
Колесникова, Е.В. Развитие речи у детей 2-3 лет.-М.:Ювента, 2011.-64 с. Учебно-методическое пособие "Развитие речи у детей 2-3 лет" включает в себя программу, характеристику и показатели речевого развития, а также сценарии учебно-игровых занятий к иллюстративному материалу "От звукоподражаний к словам".
Крупенчук, О. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей.-М.: Литера,2013.-32 с. –(Серия «первые шаги»). В книге представлены потешки - игры, в которых стихи сопровождаются движениями рук. Потешки развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления. Для родителей, воспитателей детских садов, специалистов по лечебной физкультуре и массажу
Крупенчук, О. Тренируем пальчики – развиваем речь.-М.: Литера,2009.-32 с. –(Серия «Первые шаги») В книгах известного петербургского логопеда Ольги Игоревны Крупенчук традиционная программа детского сада представлена в виде пальчиковых игр, логопедических раскрасок, заданий на штриховку и дорисовку, а также упражнений на развитие речи для детей 3, 4, 5 и 6 лет. Данная книга предназначена для работы с детьми 3 лет.
Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи. - СПб.: КАРО, 2004. Книга содержит 550 специальных упражнений, скороговорок, считалок, загадок, игр и стихотворений для занятий по формированию правильной речи у детей дошкольного возраста. Упражнения сопровождаются более чем 500 рисунками. Использование материала на занятиях с детьми будет способствовать не только исправлению недостатков произношения, но и обогащению словарного запаса, расширению кругозора, привитию им навыков чтения и письма - и, в конечном счете, подготовке их к обучению в школе. Оригинальные стихотворения могут использоваться при проведении утренников в детских садах. Книга адресована Логопедам, воспитателям детских дошкольных учреждений, родителям и самим малышам.
Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2010. В книге раскрываются закономерности и особенности речевого развития детей от рождения до трех лет жизни, а также излагаются общие условия и методы развития каждой из сторон их речи. В пособии сформулированы требования к занятиям по развитию речи ребенка раннего возраста, приведены их примеры. В Приложении дается практический материал для проведения занятий и досуга детей: литературно-речевые материалы, дидактические игры для детей 3-4 лет, песенки и музыкальные игры для маленьких, сценарии детских праздников.
Михеева, А.Г., Черченко Ю.С. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 2-3 лет.-М.: Сфера, Речь, 2012.-96 с. Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации детей 2-3 лет. Коррекционно-развивающие упражнения построены на материале 14 лексических тем, рекомендованных детям раннего дошкольного возраста. Занятия по этой книге способствуют расширению активного и пассивного словарного запаса детей, формированию лексико-грамматического строя речи, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, сенсорики и зрительно-моторной координации. Книга рекомендована родителям, воспитателям, психологам, работникам детских развивающих центров.
Павлова Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления: методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. Данное пособие базируется на современных знаниях о ребенке раннего возраста и освещает основные особенности раннего развития. В пособии рассматриваются психические особенности и условия развития речи и мышления ребенка. Особое внимание уделено значению зрительных образов (картин) для умственного развития детей. Наряду с теоретическими выкладками книга содержит практический материал.
Новиковская, О.А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи.-М.:АСТ,2009.-256 с.-(Серия «Для самых умных малышей»). В этой книге вы найдете игры, упражнения, а также описание приемов артикуляционной гимнастики, которые помогут ребенку научиться правильно произносить звуки и расширить словарный запас. Книга адресована родителям и педагогам.
Петрова, В. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. — М.:Просвещение, 1970. — 136 с.
Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ : Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е.С. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. В настоящем пособии представлены методические рекомендации по развитию и обучению детей раннего возраста в ДОУ, модели занятий с детьми по основным направлениям развития ребенка. Учебно-методическое пособие разработано для молодых специалистов дошкольного образования, студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а также для воспитателей групп раннего возраста и методистов ДОУ.
Разенкова, Ю.А., Теплюк, С.Н., Выродова, И.А. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006. Содержание: Общая характеристика речи младшего дошкольника Речевое общение детей младшего дошкольного возраста Связь общения и развития речи
Смирнова, Л.Н., Овчинников, С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. – М.: АСТ, Астрель, 2009. Издательства "АСТ" и "Астрель" вместе с известными авторами логопедом-методистом Людмилой Николаевной Смирновой, врачом-педиатром Станиславом Николаевичем Овчинниковым при участии психолога Ирины Вячеславовны Писаревой подготовили увлекательную и полезную книгу "Малыш начинает говорить", которая поможет правильно организовать языковое и речевое развитие ребенка. Все задания могут быть выполнены детьми дома под руководством взрослых. Для них в книге есть различные рекомендации и советы для ежедневных занятий с детьми. Книга предназначена для родителей, воспитателей и логопедов, занимающихся развитием речи детей раннего возраста от 0 до 4 лет.
1000 игр, скороговорок, загадок для развития речи малышей ./ сост.: Н.Т.Клименко.- М.: Астрель, 2009.-255 с. В книге представлены самые лучшие считалки, скороговорки и загадки для развития речи малышей, представлены пальчиковые игры для совсем маленьких, скороговорки на отработку конкретных звуков (всех какие могут быть проблемными), и всевозможные загадки.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М., 1981.-111 с. Основы методики развития речи. Обучение родному языку - одна из основных задач детского сада. Речь развивается и проявляется в общении людей, связь речи с деятельностью детей. Основные разделы работы по развитию речи: -роль в развитии речи слуха и способности к подражанию; -речь окружающих и ее влияние на развитие речи детей; -развитие речи в первые годы жизни ребенка; -роль детского сада в развитии языка ребенка; -организация и использование среды как фактора развития речи детей.
Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. Книга "Теория и практика развития речи дошкольника" адресована широкому кругу читателей: преподавателям методики развития речи педагогических вузов и колледжей, ,логопедам, специалистам, методистам и воспитателям дошкольных учреждений. В ней рассматриваются психологические и лингвистические основы речевого развития детей в разных возрастных группах дошкольных образовательных учреждений. Дан обзор философской, психологической, литературоведческой, лингвистической, логопедической литературы по проблеме развития речи и творчества ребенка, изложен ход занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетика, лексика, грамматика, а также на овладение основами связной монологической речи.
Ушакова , О.С. Программа развития речи дошкольников.-М.:Сфера, 2013.-56 с. Программа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей дошкольного возраста в детском саду. Третье издание программы переработано в соответствии с новыми требованиями к дошкольному образованию РФ.
Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2007. В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех группах дошкольного учреждения . Представлены основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий. Пособие адресовано для воспитателей детского сада.
Федоренко. Л.П, Г.А.Фомичева,Г.А., В.К.Лотарев , В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М., 1984. Содержание: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Янушко, Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.-М.:Теревинф, 2013.-192 с. Книга посвящена актуальной теме - речевому развитию ребенка 1,5-3 лет. Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику. Основной раздел книги - "Развитие речи" - ставит своей целью "разговорить" ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т.д. Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр.
Янушко, Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года).-М.: Мозаика-Синтез,2010.-64 с. Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 1-3 лет. Оно также может быть полезно и родителям. Представленные в пособии занятия имеют интересный игровой сюжет, основанный на практическом опыте детей и имеющемся у них багаже знаний об окружающем мире. Эти игры способствуют развитию слуха, дыхания, пассивной и активной речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи у детей 2-3 лет"
Консультация для родителей...
Консультация с родителями: "Развитие речи у детей"
Консультация с родителями: "Развитие речи у детей"...
Советы логопеда по развитию речи неговорящих детей
Практические рекмендации для родителй по развитию речи неговорящих детей....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста...
советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста...