Консультация для педагогов «Значение загадки для детей дошкольного возраста»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Семенова Татьяна Владимировна

Обучение загадкам детей разных возрастных групп в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста».

Загадка в словаре Ушакова Д.Н.  понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения.

Загадка — это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.

Загадка – иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления испытывающее сообразительность отгадывающего.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) загадки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним. Метафорой может быть одно слово или целая картина. На метафорах строятся многие русские народные загадки: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут (луна)». В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными, реальными признаками, что и помогает отгадывать.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.

В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

Основа для отгадывания загадок - достаточно полные представления о предметах и ​​явлениях, поэтому необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.

Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Существует несколько видов загадок:

  • загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
  • загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
  • комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;
  • сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками–сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.

Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В младшем возрасте активно развиваются внимание, память, становится наглядно-образной, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета.

Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут иметь подсказку. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными. У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.

Голодная - мычит, сытая - жует,

Всем детям молоко дает.

(Корова)

 

Кто нам песенку такую

Все время поет: «Ку-ка-ре-ку!?»

(Петушок)

 

Зубов нет, а кусает.

(Крапива)

 

Длинный, зеленый,

Добрый соленый,

Вкусный и сырой.

Кто он такой?

(Огурец)

 

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой. Согласно программе воспитания в детском саду, дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорта.

Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения. Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы. В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.

 

Скатерть белая весь мир накрыла.

(Снег)

 

Колючий клубок прибежал в садок.

(Еж

 

Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным.  Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками.

 

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

 

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

 

Сам черный, и не ворон,

Есть рога, и не бык,

Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)

 

Илларионова Ю.Г. раскрывает цель, значение загадок и методику работы с загадками.

Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.

 

Значение загадок:

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

 

Требования к подбору загадок:

Младший дошкольный возраст - загадки о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются. Использовать загадки в которых используются яркие внешние признаки. Но не должны быть слишком подробные.

Средний дошкольный возраст - загадки с более широкой тематикой, характеристика предметов должна быть дана подробно, признаки предметов определены точно, четко. Загадки должны быть с прямым сравнением.

Старший дошкольный возраст - загадки разнообразной тематикой, характеристика предметов может быть краткой, но называется основной, существенный признак.

 

 

Требования к использованию загадок:

1) загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окружающим миром;

2) знакомство с образными средствами языка;

3) правильно подбирать загадки по возрасту детей, теме, содержанию, а затем загадки с метафорой;

4) обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом с рассматриванием; должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, проводится в игровой форме.

 

Структура занятий с детьми старшей группы по обучению их отгадыванию загадок:

I часть - вводная. Цель - подготовить детей к восприятию загадок. Приемы - рассмотрение предмета; вычленение лишь тех признаков, которые отражены в загадке; вопросы; использование элементов загадки для описания характерных особенностей предметов.

II часть - основная. Цель - чтение загадок, обучение способам отгадывания, развитие объяснительной речи. Приемы - чтение загадки два-три раза, постановка цели, объяснение способа отгадывания, образец отгадывания.

III часть - заключительная. Цель - обобщить полученные знания, вызвать желание загадывать загадки друг другу и составлять их самостоятельно. Приемы- обобщение, дидактической упражнение, загадывание загадок.

Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся пословицы, поговорки, фразеологизмы и т.д.

 

Использование загадок при работе с детьми дошкольного возраста

Разнообразны цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме.

Загадки широко используют на занятиях, в бытовой и игровой деятельности. Использование загадок на занятиях – один из важных приемов обучения. Загадки входят во все занятия по различным разделам программы.

Как правило, широко используются загадки на занятиях по развитию речи, во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, во время дидактических игр.

Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений. Например, в младшей группе, перед наблюдением за рыбкой предлагается загадка:

 

Стеклянный дом на окне

С прозрачной водой,

С камнями и песком на дне,

И с рыбкой золотой. (Аквариум)

 

 Воспитатель спрашивает: «Кто узнал этот дом? Как он называется? Чей это дом? Кто в нем живет?». После того дети внимательно рассматривают рыбку и аквариум.

Загадки используют не только в начале, но и в процессе наблюдений. Их можно использовать как окончание и обобщение процесса наблюдения.

Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Так, наблюдая за деревьями, можно загадать загадки:

 

В одежде летом, зимой раздеты.

Что летом и зимой в рубахе одной. (ель, сосна)

 

Нужны не только одноразовые наблюдения в естественных условиях, но и специально организованная система наблюдений, помогающая детям увидеть явления в разные периоды, в развитии. На основе обобщенных выводов по результатам длительных наблюдений построены загадки такого типа:

 

Ночью на небе один золотистый апельсин.

Миновали две недели, апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только апельсиновая долька (луна, месяц).

 

В ряде случаев для постижения внутренней сущности явления требуется опытный путь чтобы отгадать загадку:

 

В огне не горит, в воде не тонет (лед).

 

Надо провести опыты со льдом. Они станут ключом к отгадке.

 Подавляющее большинство загадок построены на знании таких свойств предметов, которые дети постигают в процессе действия с ними:

 

Пляшет крошка, а всего одна ножка (волчок)

 Упадет – поскачет, ударишь – не плачет (мяч).

 

Всестороннее обследование детьми предметов в процессе многократных действий с ними, наблюдение явлений в разных условиях обогащают опыт детей, дают фактические знания о мире. Загадка служит при этом художественным завершением и обобщением процесса наблюдения, рассматривания, сравнения. Отличительные признаки грибов, отмеченные ребенком при их рассматривании и после этого сформулированные в виде художественного описания в загадке, осознаются глубже и поэтому прочнее усваиваются.

Например, после рассматривания грибов, детям загадывают загадки:

 

 Я родился в день дождливый под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой (подосиновик).

 

А вот кто – то важный на беленькой ножке.

 Он с красною шляпкой, на шляпке горошки (мухомор).

 

Используются загадки и во время режимных процессов - в раздевалке, в ванной, спальне. В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:

 

Не зверь, а с ногами,

Не птица, а с перьями,

Не человек, а в одежде. (Кровать с подушкой и одеялом)

 

Широко можно использовать загадки в беседах, на занятиях по рассматриванию картин, предметов. В беседе с детьми об орудиях труда и механизмах, облегчающих домашний труд, также можно использовать загадки. Сначала дети рассказывают, какую работу дома выполняют взрослые и сами дети, какими орудиями труда пользуются. Затем проводится игра с загадками: «Что нам нужно для работы?» Дети отгадывают загадки и определяют, для какого вида труда необходимы эти предметы. В приведенных примерах занятий загадки используются во второй части занятия, как закрепление знаний.

Можно провести занятие, все построенное на загадках: «Едем, плаваем, летаем» (о видах транспорта). Воспитатель предлагает отгадать загадки о разных видах транспорта. В случае правильного ответа ребенок берет картинку и ставит ее рядом с изображением, обозначающим среду передвижения указанного транспорта (дорога, вода, небо). Дети в ходе игры классифицируют транспорт на наземный, водный, воздушный.

Загадки активно используются также по на занятиях изобразительной деятельности. Очень часто занятия по рисованию, лепке овощей, фруктов, игрушек начинаются с загадок. Это повышает интерес к деятельности, упражняет детей в речевых навыках.

Увлекательность и необычность придают загадки вечерам – развлечениям: «В гостях у Лесовичка», «Загадки сказочных героев»», «Во саду ли, в огороде». Эти праздники полны загадок, сопровождаются песнями, играми, танцами, появлением сказочных персонажей.

Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Загадки можно использовать не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

В старшем дошкольном возрасте проводятся специальные занятия на загадывание и отгадывание загадок. Их может быть несколько видов, различных по своей структуре, чаще всего такие занятия проводятся в виде дидактических игр: «Назови цветок», «Кто здесь живет?», «Магазин», «Соберем посылку», «Отгадай».

Например, игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, а на небольших полосках бумаги - отгадки. Это может быть оформлено в рисунках. Дети читают (или спрашивает воспитатель) и подбирают для загадки отгадку.

С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя ее, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.

Загадки широко используются как исходный подсобный материал для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда, мебель, т. д.) и видовые (мухомор, мак, чашка, стол) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать простейшие обобщения. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал.

Например, загадываются загадки об овощах: о луке, моркови, капусте, т. д. Потом задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи)

На материале загадок о животных и насекомых можно проводить упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны назвать отдельно животных и отдельно насекомых.

Упражнения типа «Кто лишний и почему?» также помогают в классификации предметов. Дети отгадывают 3 – 4 загадки: одну о животных, остальные о птицах.

1. «В воде купался, а сух остался» (гусь).

2. «Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник» (дятел)

3. «Всех перелетных птиц черней, он чистит пашню от червей» (грач)

4. «В клубок свернется, а взять не дается» (еж).

Дети выбирают, кто лишний и обосновывают свой ответ.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения связной речи детей.

Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки перед детьми ставиться конкретная цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

 

Дети, опираясь на образные сравнения, объясняют свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом отгадку.

В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой: названы только один – два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. К такой форме загадки относится загадка-описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Примерами таких загадок могут служить следующие:

 

Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)

Высокий, тонкий, пятнистый. (Жираф)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

 

Овладение навыками описательной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на специальных коррекционных занятиях. Цель их – формирование умений владеть речью-описанием. Важную роль при этом играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а также на те речевые средства, которыми эти признаки обычно бывают выражены. Если хотим, чтобы дети называли движения, действия объекта, то при рассматривании картинки следует обращать внимание на эти признаки.

Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов.  В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Если описание игрушки не отвечает предъявляемым требованиям, продавец – воспитатель предлагает подумать, как сделать рассказ более полным и интересным.

Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов-загадок.

Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки: «Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?». Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.

Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

  • невнимательно слушают текст загадки;
  • не запоминают полностью содержание загадки;
  • полностью или частично не понимают текст загадки;
  • при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
  • не имеют достаточных знаний о загаданном;
  • не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание.

Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;

- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Заключение

Влияние на развитие речи детей русского народного творчества неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основным содержанием речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.

Развитие связной речи на занятиях с использованием загадок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается исследованиями Ф.А. Сохина

Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо стимулировать их понимание и освоение

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными

Систематическая работа по развитию у детей навыков речи - доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.

Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.

Литература:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2000.
  2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 2005.
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю.Г. Илларионова – М.: Просвещение, 1985.
  4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9, с. 23-26.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 283 с.
  6. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. – 1990. – №7.
  7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. – М.: 1994. – 344 с.
  8. Хабарова О.В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] /
  9. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. – 1983. – №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "О правильной осанке детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов. Данную консультацию можно провести и для родителей....

Консультация для педагогов "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов  с презентацией  и  участием воспитателей....

Консультация для педагогов "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Профилактика здоровья детей. Плоскостопие. Презентация...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: Ознакомление детей дошкольного возраста с социальным миром

Особенности социально-личностного развития детей по возрастным группам....

Консультация для педагогов и родителей. "Закаливание детей дошкольного возраста".

Закаливание – одно из действенных средств воспитания детей здоровыми , стойкими, активными....