Опыт работы воспитателя детского сада."Сказкотерапия"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни, надо ввести
его в мир книг.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 69.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сказкотерапия
как средство развития связной речи
детей 4-5 лет
(методическая разработка)
Авторы:
Воспитатель: Михайлюк И.В.
Первая квалификационная категория
Городской округ город Выкса 2018г.
Содержание.
- Введение…………………………………………………………………………… 3
2. Сказка как жанр художественной литературы........................................................6
3. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста………………………………………...7
4. Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок…………...8
5. Заключение………………………………………………………………………...12
6. Список литературы………………………………………………………………..13
7. Приложение………………………………………………………………………..14
Введение
Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни, надо ввести
его в мир книг.
В.А. Сухомлинский
В настоящие время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло.
Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего- то нового, неожиданного…
А чудо -совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Работая по методике сказкотерапии, мы старались, чтобы эта мысль стала основной в работе.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.
Основные возможности сказкотерапии заключается в следующем: развитие связной речи, интеграция личности, развитие творческих способностей и адоптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучение, диагностика и коррекция.
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.
Что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При чем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно лечит.
Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.
Так что же такое сказкотерапия? Созерцание внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Таким образом, Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки имеют огромное влияние на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение роли сказокотерапии в развитии связной речи дошкольников.
Сказка как жанр художественной литературы
Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»
Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.
Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Онапринадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, - специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.
Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения.
Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.
Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Фундаментом ей послужила сказка народная.
«Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь.М.,1988).
«Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел» (С.К.Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М.,1996).
И это далеко не полный перечень определений сказки Л.С. Выгодский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.
В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства . Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты.
Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста
Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.
Бруно Беттельхейм пишет: «Сказка в разнообразных формах сообщает ребенку, что борьба с жизненными невзгодами неизбежна, это органическая часть человеческого существования.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо обстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями.
Хорошей сказке, считал С.Я. Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Наро – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределенности (т. е. прогнозировать события).
Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т. д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно-символические обозначения внутри пространства сказки.
Методы развития связной речи дошкольников посредствам
сказок
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем ДжанниРодари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображения.
Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.
Существуют различные методики, например универсальная методика Л.Б. Фесюковой, развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.
Поскольку, сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, Л.Б. Фесюковой разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать.
Название сказки
Нравственный урок.
Воспитание добрых чувств.
Речевая зарядка.
Развитие мышления и воображения.
Сказка и математика.
Сказка и экология.
Сказка развивает руки.
Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений.
В большинстве своеммы привыкли традиционно, относится к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи.
Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец,Л. Венгер, А. Фромм и др.)умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.
Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л.Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:
- Срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку».
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, по мнению Л.Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще и срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии.
Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л.Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
Важным, по мнению Л.Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- Сочинить длинное и в то же время смешное слово;
- Разбирать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
- Объяснить этимологию слова;
- Произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.
Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).
Так же Л.Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: « А если бы..», «Хорошо – плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения.
Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе.
Заключение
Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и умении встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии связной речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Были выработаны рекомендации воспитателям и родителям
Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения и т.д.
С помощью сказки ребенок может объяснить множество явлений. Но, к сожалению, в настоящие время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора т. к. смотреть сказки легче и интереснее, чем читать и слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникает ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.
Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то есть уча детей мыслить оригинально, не правильно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Литература.
- Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. – М.: Лабиринт – К, 1998.
- Вартанян Н. Семинар-практикум для родителей «Учимся у книги»: журнал Ребенок в детском саду,№1,2011. с47-51
- Гриценко З. Ребенок и книга: журнал Дошкольное воспитание,№3, 2000. с49-64
- Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1999
- Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева – М.:изд. «Педагогика», 1998-138с.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: АОЗТ « Златоуст», 1998.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь,2000.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2004.
- Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей: журнал Логопед №6, 2009 с64-71
- Пропп В.Я. Русская сказка. –М.:изд. «Лабиринт»,2000-416с.
- Расскажи мне сказку./Сост. Э.И. Иванова. –М:изд. «Просвещение»,1993.-464с.
- Синицына Е.И. Умные пальчики. М.: Лист,1998.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо – Пресс, 2001.
- ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста.-М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2000.-464с.
- Цвынтарский В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.: Изд – во « Лань»,1998.
Приложение
План программа работы по развитию связной речи
с использованием сказок
Тема занятия | Цели: | Методы, приемы: |
Блок 1 (4 занятия) Сказка «Репка» | Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать |
|
Блок 2 (4 занятия) Сказка «Колобок» | Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные с существительными. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. |
|
Блок 3 (4 занятия) Сказка «Маша и медведь» | Продолжать формировать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. |
|
Блок 4 (4 занятия) Сказка «Гуси – лебеди» | Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. |
|
Блок 5 (4 занятия) Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | Формировать умение отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. |
|
Блок 6 (4 занятия) Итоговый. 1 занятие. Итоговое по пройденным сказкам. | Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память. |
|
2 занятие. Придумывание новой сказки. | Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значения слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание. |
|
3 занятие. Придумывание сказочной истории по игрушке. | Формировать умение заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение и мышление, мелкую моторику. Продолжать формировать умения самостоятельно составлять связное высказывание. |
|
4 занятие. Придумывание сказки по сюжетной картинке. | Формировать умения классифицировать предметыпо цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. |
|
Блок 4 (4 занятия)
Сказка «Гуси лебеди»
Занятие №1
Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия. ,
Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке:
- Понравилась сказка? Что понравилось? Почему?
- А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться?
- Кто помог Аленушке спасти братца Иванушку?
- А как бы вы поступили на месте Аленушки, если бы вам родители наказали заботиться о младшем братике?
- .... Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок?
- А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей?
Занятие №2
Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
- Отгадайте к какой сказке иллюстрация?
Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию.
- Почему сказка называется Гуси-Лебеди?
- Давайте придумает другое название сказки.
Игра «Назови ласково»
- Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то понравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко.
Игра «Задумай слово»
-Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит.
Занятие №3
Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке.
Ход занатия.
- Отгадайте сказку по словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас».
- Давайте вспомним всех героев этой сказки.
Игра «От каждого по словечку».
- А сейчас мы с вами составим поезд. Поезд - это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову - это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вогончики-слова. И если поезд составлен правильно - он сможет поехать, (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу-
Ягу, печку, яблоньку.
Игра «А если бы...»
- А если бы печка, яблонька и река отказались помогать девочке, что тогда ей пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика?
Игра «Хорошо-плохо»
- Мышка помогла девочке убежать от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо?
- Река молочная. Что в этом хорошо, а что плохо?
- Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо.
Занятие №4 ,
Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации.
-Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие?
- Гуси-Лебеди какие? Почему?
- А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы?
- Баба-Яга какая? Почему?
- А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка?
- Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку?
- Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга - доброй.
Блок 5 (4 занятия)
Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Занятие №1
Цель: Формировать грамматический строй речи , умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины,
иллюстрации к сказке.
Ход занятия. •
Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки:
- Можно назвать Пузыря, Соломинку и Лаптя друзьями?
- Почему?
- За что вы любите своих друзей?
Составление схемы сказки.
- Давайте зашифруем сказку на фланелеграфе.
- Какую полоску лучше выбрать для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки?
Пересказ детьми сказки по схеме.
- Давайте придумаем загадки про героев сказки, а потом вы их загадаете родителям.
- Какой Пузырь? (круглый, легкий)
- А что еще такое же? (воздушный шарик)
- Получилась загадка : круглый и легкий, но не воздушный шарик.
Придумывание загадок про остальных героев.
Занятие №2.
Цель: Формировать грамматический стой речи. Активизировать
словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Узнать к какой сказке иллюстрация.
- Кто герои сказки?
- С чего начинается сказка? Что было потом? Чем закончилась?
- Давайте придумаем историю про Лаптя. Что с ним случилось до того, как он встретился с Пузырем и Соломинкой?
- Что такое лапти? Если это обувь, то должно быть два лаптя. Почему он оказался один? Что с ним произошло?
- Давайте придумаем что было потом, как Лапоть познакомился с Пузырем и Соломинкой.
- А как по другому можно назвать эту сказку?
Занятие №3
Цель: Формировать грамматический стой речи, умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрация к сказке.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадки про героев, которые сочинили дети два занятия назад.
- Из какой сказки эти герои?
- Какое новое название сказке мы придумали на прошлом занятии?
- Что случилось с героями в конце сказки? Вам нравится такой конец?
- Почему?
- А как по другому можно перейти реку?
- Давайте придумаем новый конец сказки, который нам будет нравиться.
Игра «Скажи наоборот»
- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить слова, а вы в ответ по очереди будете называть слово наоборот. Например, если я скажу холодный, то наоборот будет - горячий.
Конец, легкий, длинный, худой, старый, грустный, добрый, хороший, твердый, день.
Игра «Хорошо-плохо»
- Что хорошего в том, чтобы жить вместе с друзьями? Что в этом плохого?
- Когда в лесу есть речка, что хорошего и что плохого в этом?
Занятие №4 ,
Цель: Формировать грамматический стой речи, умение сравнивать. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрация к сказке.
Ход занятия.
- К какой сказке эта иллюстрация?
- Герой какой сказки похож на Пузыря?
- Чем они похожи? Чем различаются?
Игра «А если бы...»
- А если бы Пузырь не лопнул, как он смог бы спасти Лаптя и Соломинку?
- А если бы вместо реки вдруг появилась глубокая пропасть. Как тогда друзья перебрались бы на другую сторону?
- Давайте придумаем новую сказку. Представим, что, когда Лапоть, Соломинка и Пузырь подошли к реке, на берегу сидела мятая и порванная Газета и плакала.
- Что сказали друзья?
- Какую историю о себе рассказала Газета, что с ней произошло, что она стала такая помятая, рваная и плакала?
- Что решили друзья, как они поступят с Газетой?
- Чем закончилась сказка?
Комплексное занятие с детьми младшего дошкольного возраста на материале русской народной сказки
Цели: Закреплять содержание сказки «Репка» в развивающих играх и упражнениях. Обучать умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера. Закреплять обобщающие понятия. Обучать пониманию смысла пословиц, сравнению их содержания с содержанием сказки. Обучать пониманию и выражению эмоциональных состояний персонажей сказки. Обогащать словарь словами-терминами. Развивать общую и мелкую моторику, различные виды памяти, мышления. Помогать понять нравственный урок сказки.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Репка»; дидактические игры: «Дикие животные», «Наложенный контур» по теме «Овощи»; два обруча; схемы-маски эмоциональных состояний (радость, грусть, удивление).
Ход занятия
Ребята, кто из вас любит сказку? А за что вы любите сказки? А есть ли у вас любимые сказки?
Ребята, давайте вспомним героев сказки. А помогут нам в этом загадки.
Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки. (кошка)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
Как звали собачку в сказке? А какие еще можно дать клички собачке? Как вы думаете, по кличке животного можно узнать его характер?
Под полом живет,
На кухне корочки грызет.
За печкой таится –
Кошки боится. (мышка)
А теперь вспомните, какие они, герои сказки. Что о них можно сказать? Дед какой? Баба какая? и т. д. Про кого можно сказать: -Хорошая помошница;
-хороший сторож;
-пушистый комочек;
-верный друг.
Выставляет наборное полотно деревенского двора.
А теперь посмотрите на иллюстрацию. Перечислите всех, кто живет у деда во дворе? Как называются животные, которые живут у деда во дворе? Почему их так называют?
Подвижная игра с обручами «Животные: дикие, домашние»
Ребята, мы знаем, что у деда много было помощников. Ответьте на мои вопросы. Если бы не мышка, смог бы дед вытянуть репку? Может быть, деду было бы достаточно одной мышкиной помощи? Подумайте, какая из пословиц подходит к этой сказке? Если подходит, говорите:»Да!», если не подходит, говорите: «Нет!».
- Один в поле не воин.
- Там, где дружат, живут, не тужат.
- Что с воза упало, то пропало.
- Дружба всего дороже.
- Не копай другому яму, сам в нее попадешь.
А теперь друзья возьмемся за руки и отправимся к деду в огород. Что растет у деда в огороде? Как все это назвать?
Дидактическая игра «Наложенный контур»
Среди этих овощей выросла и репка. Когда дед посадил репку, она была сначала…., а выросла, стала…. Давайте попробуем выстроиться по росту, начиная с самого высокого в нашей группе. Вот так и репка у деда росла-росла, подрастала и большою стала. Вышел утром дед в огород, увидел большущую репку и удивился. Какое бывает лицо, когда мы удивляемся? Покажите, как удивился дед? Найдите маску «Удивление». Стал дед репку из земли тянуть тянет-потянет - вытянуть не может. Что случилось с дедом? Покажите, как дед рассердился. Найдите маску «Сердитый». А когда дед вытянул репку он очень…. Обрадовался. Покажите, как радовался дед. Найдите маску «Радость». И на этой радостной ноте мы закончим наше занятие. Ребята вам понравилось занятие? Что понравилось боль всего?
Игры, игры-беседы, упражнения.
Пирамида добра
Дети встают в круг. «Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою или на ладонь ребенка уже высказавшего свое пожелание». После того, как пирамида будет построена, ведущий тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие на его ладони ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Мои помощники
« В сказках встречаются различные волшебные вещи, которые помогают героям в трудную минуту. Давайте вспомним: что или кого из сказки……можно причислить к волшебным существам? Но это сказка, там все сказочное. А в реальной жизни кто или что может помочь человеку в трудную минуту? А еще есть слова, от которых тоже легче на душе. Какие? Вспомните их.»
Придумай сказке другой конец
«Давайте вспомним, как закончилась сказка, что произошло в конце. Подумайте, как еще могла закончится сказка? Как иначе могли поступить….? Как бы поступили вы, если бы были…?»
Как можно узнать настроение человека
«У меня сегодня отличное настроение. А у вас? Всегда ли оно у вас хорошее? Скажите, почему бывает грустно? Если у кого-то плохое настроение, как вы это заметите? Каким бывает лицо у такого человека? Как можно ему помочь? Как можно спросить о причине плохого настроения? Я принесла волшебную коробочку. В ней лежат конфеты «Хорошее настроение». Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям. И тогда все люди будут счастливы.»
Если бы я был волшебником
Дети стоят в кругу. У педагога в руках клубок. «Сейчас мы будем передавать клубок друг другу, оставляя кончик ниточки у себя; при этом мы должны сказать, какое чудо мы совершили бы для (кого). Я начну первая. Если бы я была волшебницей, я бы……
Клубок передается любому ребенку – тот говорит о своем «волшебстве» и передает клубок другому. И так до тех пор, пока он не вернется к педагогу.
Что такое хорошо и что такое плохо?
«Поиграем? Я буду называть разные поступки, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Сожмете руку в кулачок, поднимите вверх- хорошо; опустите большой палец вниз – плохо. Начинаем!»
Сказка по-новому
«Представьте себе: что могло бы произойти, если бы (по тексту сказки задаются вопросы.Дети придумывают новые варианты происходящего)».
Назови ласково
Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то нравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково…..
Задумай слово
Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумано. Например: Она маленькая, серенькая и пищит.
От каждого по словечку
Сейчас мы с вами составим поезд. Поезд-это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову-это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вагончики слова. И если поезд составлен правильно-он сможет поехать. Придумываются предложения про сказочных героев.
Скажи наоборот
Я буду говорить слова, а вы в ответ по очереди будите называть слово наоборот. Например: холодный – горячий
А если бы…
Скажите, что будет если… Например? А если бы Пузырь не лопнул, как он смог бы спасти Лаптя и Соломинку.
Анкета для родителей
«Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»
1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (да, нет)
- В Вашей детской библиотечке преобладают познавательные книги, сказки, стихи? (нужное подчеркнуть)
- Часто ли вы покупаете ребенку книги? (часто, редко)
- Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребенку? (Отметьте один из пунктов)
-Просматриваю содержание,
-Учитываю возраст ребенка,
-Выбираю книгу по иллюстрациям,
-Покупаю случайно.
5. Как часто Вы читаете ребенку книги?
-Ежедневно,
-два-три раза в неделю,
-один раз в месяц.
6. По чьей инициативе Вы читаете книги?
- По просьбе ребенка,
- по своей инициативе.
7. Как Вы узнаете внимательно ли слушал ребенок художественное произведение?
- спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги,
- обсуждаю поступки героев,
- предлагаю пересказать содержание.
8. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения? (да, нет, затрудняюсь ответить)
9. Рассказывает ли Вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (да, нет)
10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребенка? (напишите)
Семинар-практикум для родителей
«Учимся у книги»
Старший воспитатель: Уважаемые родители! Мы рады, что вы проявляете интерес к проблеме детского чтения. Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятного сюрприза.
Проводится игра «Подарок»
Старший воспитатель: Вы любите дарить и принимать подарки? Сегодня Вы добрые волшебники. Посмотрите внимательно на человека, стоящего справа от вас. Попробуйте угадать, что он мечтает получить в подарок. Протяните ему руку и скажите, что бы вы хотели ему подарить. А тот, кто мечтает получить подарок, пусть от всей души поблагодарит волшебника.
Участники образуют круг, поочередно пожимают друг другу руки и говорят, что они готовы друг другу подарить. Затем все садятся за столы.
Старший воспитатель: Скажите, а что было приятнее – дарить или получать подарки? Все знают высказывание «Книга – лучший подарок». Но как мало среди нас волшебников, которые считают книгу желаннымподарком.
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.
Педагоги детского сада используют различные приемы и методы при ознакомлении детей с художественной литературой. После чтения они проводят беседы по содержанию, учат пересказывать текст или отрывки из него и т. д. Вы, родители также можете использовать эти приемы. При этом у многих из вас возникают вопросы: как найти время для чтения? Как выбрать книгу? Ответить на некоторые из этих вопросов мы постараемся вместе с вами.
Психолог: Совместное чтение – это общение. Постарайтесь сделать время, проведенное вместе с ребенком за книгой, интересным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. Самое благоприятное время для совместного чтения – вечер. Во время чтения ребенку не отвлекайтесь на посторонние дела. Помните, что дошкольники способны заниматься одним видом деятельности около 15мин. Литературное произведение большого объема можно читать несколько дней. Перед тем как продолжить чтение предложите ребенку вспомнить, на чем вы остановились в прошлый раз, что происходило с героями книги до этого момента. Задайте вопросы: «Что в произведении тебе понравилось? Почему герой книги так поступил? А как бы ты повел себя в такой ситуации? И т.д.» Пусть ребенок выскажет предположения, что произойдет дальше. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими , выразительными и как можно более реалистичными. Помните: содержание художественного произведения должно соответствовать возрасту ребенка.
Старший воспитатель: Все дети с удовольствием слушают сказки. Их привлекает динамичность сюжета, напряженность борьбы светлых и темных сил. А вы любите сказки?
Проводится игра «Волшебный сундучок». Воспитатель вынимает из сундучка различные предметы и предлагает родителям назвать сказки, где эти предметы упоминаются.
Логопед: Как проверялись ум и смекалка героев сказок? Во многих русских сказках самыми мудрыми оказывались персонажи, которые легко и быстро разгадывали загадки. И за это они были вознаграждены. За много веков народ придумал множество загадок: о явлениях природы, животных, людях, быте. Есть загадки и о сказочных персонажах.
Отгадайте загадки – назовите героев сказок.
Раз зимою баба с дедом
Внучку сделали из снега.
Жаль, друзья, что сказка эта
Продолжалась лишь до лета (Снегурочка)
Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал (Емеля)
Больных зверей он исцелил
И Бармалея победил. (Айболит)
Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке. (Дюймовочка)
Старший воспитатель: Вы выбрали книгу, нашли время для чтения. Но как помочь ребенку понять смысл произведения, почувствовать красоту литературного языка? Вам помогут навыки выразительного чтения:
-произносите слова четко и внятно;
-регулируйте тон и темп речи;
-научитесь владеть интонацией;
-соблюдайте паузы.
Чтобы вы поняли, насколько важно уметь читать и говорить выразительно, предлагаем выполнить задания.
«Разный смысл». Родители поочередно читают предложения, выделяя голосом разные слова. Затем анализируют, как изменяется при этом смысл фразы.
«По ролям». Родители читают по ролям басню И.А.Крылова «Кукушка и петух».
Логопед: Все вы знаете, что с детьми надо учить стихи. Это развивает их память, расширяет кругозор.
Как правильно учить с детьми стихи? Постараемся ответить на этот вопрос.
Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребенка. Для ребенка важна мотивация. Хорошо если стихотворение станет подарком для мамы. Бабушки и т. д. Облегчить детям восприятие поэтических строк поможет предварительная работа, которую следует проводить в несколько этапов.
- Прочитайте стихотворение эмоционально, с выражением.
- Объясните ребенку незнакомые или непонятные слова.
- Прочитайте стихотворение еще раз медленно, расставляя смысловые акценты.
- Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, и в это время прочтите стихотворение еще раз.
Теперь можно приступать к заучиванию. Скажите ребенку: «Давай выучим это стихотворение наизусть. Ты постараешься его запомнить, а я тебе помогу». После того как стихотворение выучено, предложите ребенку нарисовать к нему иллюстрацию, а вы напишите на рисунке имя автора и название произведения. Из таких памяток иллюстраций можно составить книжку, рассматривая которую ребенок сможет вспоминать и читать наизусть выученные стихи.
Воспитатель: Для того, чтобы дети лучше воспринимали стихотворный текст, необходимо формировать у них чувство ритма и рифмы. Этому способствуют разнообразные игры и упражнения, которые вы можете проводить дома.
-Для развития чувства ритма используйте музыку. Учите ребенка воспроизводить музыкальный ритм хлопками или постукиванием.
-Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.
-Рисуйте узоры и орнаменты из повторяющихся и чередующихся элементов, создавая симметричные композиции.
-Проводите с детьми словесные игры. Например: «Доскажи словечко», «Какое слово лишнее».
Старший воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что знания и умения, полученные на нашем семинаре- практикуме, помогут вам привить детям интерес к книге, сформировать у них речевую культуру.
Занятие № 1. Вводное
Этап 1 – знакомство.
« Ладошки». Каждому ребенку необходимо представиться. Первый ребенок кладет ладошки на стол и называет свое имя. Следующий ребенок свои ладошки кладет на ладошки предыдущего ребенка и также называет свое имя и т. д. В результате образуется башенка из ладошек.
Этап 2 –ритуал вхождения в сказку.
« Волшебный цветок». Детям нужно перевоплотиться в любимого героя или в сказочное существо. Ребята протягивают руки к волшебному цветку и закрывают глаза. Ведущий предлагает глубоко вдохнуть, выдохнуть и говорить о том, что это дает им волшебную силу, которая позволяет превратиться в задуманного героя. Затем предлагает рассказать, в кого же удалось превратиться детям, какой характер у их героев, что они любят, а что не любят. Каждый ребенок должен показать, как двигается их герой, как разговаривает.
Этап 3 – сказочная задача.
Детям предлагается принять решение или предложить выход из создавшейся ситуации.
Педагог. Ехал как – то Иван – царевич по чистому полю. Вдруг видит – камень стоит, а от того камня три дороги расходятся. На камне том написано: « Направо пойдешь – коня потеряешь. Налево пойдешь – сам погибнешь. Прямо пойдешь – ничего не найдешь».
Вот вам вопрос: какую же дорогу выбрал Иван – царевич и почему он ее выбрал?
Этап 4 – пальчиковая игра « Моя семья».
Раз, два, три, четыре, Хлопки на счет.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять, Хлопки на счет.
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Поочередное поглаживание всех 10 пальчиков
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья.
Этап 5 – сказка В. Осеевой « Кто глупее?».
Сказка показывается с помощью пальчиковых кукол. Затем дети отвечают на вопросы, а после этого разыгрывают сказку сами.
Жили – были в одном домике мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья, и цыпленок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку – мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья, и цыпленок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дернул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня хозяйка, трогать ее нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки, хотела цыпленка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает ее Барбос:
- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьешь? Он слабее тебя.
- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.
- Есть глупее меня, - говорит пес и на Таню показывает. Услыхала Таня.
- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит. Оглянулся Ваня – сзади него нет никого.
« Неужели я самый глупый из всех?» - подумал Ваня.
Вопросы к сказке:
- О чем эта сказка?
- Почему мальчик Ваня ведет себя подобным образом? Зачем ему это нужно?
- Почему утка Устинья не стала обижать цыпленка Боську?
- Так кто же глупее и почему?
- С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
- Чему вас учит эта сказка?
Ответив на вопросы, дети должны сами разыграть эту сказку.
Этап 6 – музыкальная разминка « Путешествие по сказочному лесу».
Дети под музыку выполняют движения, развивающие воображение и координацию.
Педагог. « Сегодня ребята пришли в волшебный лес. Что же здесь растет, какие деревья, травы, цветы? А как хорошо поют птицы! О чем же они нам говорят?
Звучит песенка. Под ногами волшебная дорожка. На ней мягкая травка. Дети идут на носочках, на пяточках, на внутренней стороне ступней, на внешней… Дорожки меняются. На ней то камушки, то сосновые иголочки, то песочек. Вот солнышко нагревает песочек, и ножкам становится тепло. Но вот на пути появляется ручеек. Ножки бегут по водичке, хочется покупаться, побрызгаться. Вволю наплескавшись в ручейке дети выходят в лес и встречают разных зверей, которые здесь живут, и начинают им подражать. Это могут быть заяц, лягушка, медведь, лисичка, различные птицы, бабочки.
Этап 7 – рассказывание сказки в группе.
Дети сами выбирают для рассказывания известную сказку. После того как выбрали, распределяются роли между участниками, и начинается рассказывание. Педагог помогает детям, направляет их.
Этап 8 – Дембо – Рубинштейна.
Этот тест позволяет определить самооценку ребенка.
Педагог. « В одном сказочном городе есть место, где живут самые счастливые люди, а есть место, где живут самые несчастливые. А где бы поселился ты в этом городе?
Оценка производиться по трехбалльной шкале: 1 балл – самые счастливые люди, 3 балла – самые несчастные. В конце цикла занятий целесообразно этот тест повторить и сравнить результаты.
Этап 9 – рисунок.
Дети выбирают тему для рисунка самостоятельно ( из того, что больше всего запомнилось им в этом путешествии), подбирается музыка, под которую дети будут рисовать.
Этап 10 – обобщение приобретенного опыта.
Подводится итог занятия, вспоминается последовательность происходившего, отмечаются заслуги отдельных детей ,подчеркивается значимость приобретенного опыта и его связь с реальной жизнью.
Этап 11 – ритуал выхода из сказки.
Дети садятся вокруг столика с волшебным цветком, протягивают к нему руки и закрывают глаза.
Педагог. « С собой вы можете взять все самое важное, чему вы научились на занятии. Раз, два, три – из сказки выходи!»
Занятие № 2. Рисование сказочной страны
Этап 1 – приветствие. « Ладошки».
Этап 2 – ритуал вхождения в сказку.
Перевоплощение в любимого героя или сказочное существо.
Этап 3 – повторение.
Детям предлагается вспомнить предыдущее занятие и обобщить свой опыт. Педагог задает детям вопросы о том, что наиболее запомнилось, пригодилось ли им это в течении тех дней, пока не было занятий.
Этап 4 – сказочная задача.
Педагог. « Выехал Иван – царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него одна горбушка хлеба. Вдруг видит – навстречу ему идет старичок – лесовичок, от голода спотыкается.
Что делать Ивану – царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?»
Основная масса детей способна на переживание и готова поделиться последним кусочком. Далее можно расширить вопрос:
- А что можно делать, чтобы самому не умереть с голоду?
- Что может помочь в лесу выжить? (грибы, ягоды, травы…)
Этап 5 – пальчиковая игра « Апельсин».
Этап 6 – групповое придумывание сказки.
Для занятия потребуется большой лист ватмана, краски, кисти, небольшие игрушки, спокойная музыка. Педагог говорит о том, что дети сами будут создавать сказочную страну, придумывать героев и сочинять те удивительные истории, которые с ними приключились. Для этого надо взять волшебный лист бумаги,
положить его на середину комнаты. Каждый ребенок по очереди начинает рисовать волшебную страну.
После того как страна нарисована, ее можно заселить сказочными существами. Педагог предлагает детям выбрать понравившиеся игрушки и поселить их в нарисованной стране.
Этап 7 – тест Люшера.
Детям предлагается выбрать наиболее понравившиеся цвета. Тест позволяет понять эмоциональное состояние ребенка.
Педагог. « Вы пришли в магазин, чтобы выбрать себе материал для костюма. Там оказались разноцветные ткани: красна, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, серая, коричневая и черная. Надо выбрать самую понравившуюся. А из оставшихся материалов какой цвет нравится больше?» ( И т. д.)
Этап 8 - обобщение приобретенного опыта.
Этап 9 – перевоплощение из сказочного героя в самого себя.
Этап 10 – домашнее задание.
Дети должны принести из дома на следующее занятие любимую и нелюбимую игрушку.
Занятие № 3. Сказка в нарисованной стране.
Этап 1 - приветствие « Ладошки».
Этап 2 – ритуал вхождения в сказку.
Дети перевоплощаются в любимого героя или сказочное существо.
Этап 3 – повторение.
Дети вспоминают предыдущее занятие и обобщают свой опыт.
Этап 4 – сказочная задача.
Педагог. « Решил Иван – царевич поступить на службу к Бабе Яге, для того чтобы заработать меч – кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем, кто хотел поступить к ней на службу, она всякие задания придумывала.
Какое задание она дала Ивану - царевичу и почему?».
Этап 5 – пальчиковые игры « Солдаты пришли на постой».
Ладони сложены вместе. Большие пальцы – порог дома, указательные – солдаты, средние – папа, безымянные – мама, мизинчики – дети.
Ночь, в избе все спят. Раздается стук.
Солдаты.
Тук – тук! Указательные пальцы постукивают друг
О друга.
Дети.
Кто там? Постукивают друг о друга мизинчики.
Солдаты.
Два солдата пришли переночевать! Указательные пальцы постукивают друг
О друга.
Дети.
Спросим у мамы. Постукивают мизинцы.
Мама!
Мама.
Что, дети? Постукивают безымянные.
Дети.
Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.
Мама.
Спорите у папы. Постукивают безымянные.
Дети.
Папа! Постукивают мизинцы.
Папа.
Что, дети? Постукивают средние пальцы.
Дети.
Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.
Папа.
Впустите! Постукивают средние пальцы.
Дети.
Входите! Постукивают мизинцы.
Солдаты ( поют).
Ах, какая благодать, Указательные пальцы « пляшут»,
Что пустили переночевать. Совершая перекрестные движения.
Войдем. Сомкнутые ладони поворачиваются
Пальцами к груди. Затем следует
Быстрый полуоборот рук – так, чтобы
Соприкоснулись тыльные стороны
Ладоней. Руки вытягиваются вперед.
Этап 6 – придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки.
На рисунок сказочной страны, созданной на предыдущем занятии, ставятся любимые и нелюбимые игрушки. Вначале каждый ребенок рассказывает о своей игрушке, как ее зовут, кто ее подарил, какой у нее характер. Придумывается история о приключениях игрушек в сказочной стране.
Этап 7 – рисунок.
Детям предлагается под музыку сделать рисунок на свободную тему.
Этап 8 – обобщение приобретенного опыта.
Этап 9 – ритуал выхода из сказки.
Перевоплощение из сказочного героя в самого себя.
Занятие № 4. Предновогоднее занятие
Этап 1 - приветствие.
Этап 2 – ритуал вхождения в сказку.
Перевоплощение в новогоднего персонажа. Дети должны рассказать, чтобы делал их персонаж в новогоднем спектакле.
Этап 3 – повторение.
Этап 4 – сказочная задача.
Из далекой Лапландии на встречу с детьми шел Дед Мороз и нес… Конечно, мешок с подарками. Но вдруг… ( Что могло произойти?) Отрицательные персонажи попытались помешать. ( почему они так поступают? Что им не хватает в жизни? Могли бы вы им помочь?) Благодаря вашей находчивости Дед Мороз смог прийти к детям. А у него в мешке было…( что бы вы больше всего хотели получить в подарок? )
Этап 5 – пальчиковые игры.
Топал по тучам Январь – старичок,
Нес он отборного снега мешок,
Чистого, искристого,
Мягкого, пушистого.
Вдруг оступился Январь – старичок,
Хлоп – и рассыпал свой снежный мешок.
Но не расстроен, а даже и рад:
« Вот я устроил какой снегопад!
Чистый, искристый,, мягкий, пушистый снег».
Этап 6 – игра « Снег».
От куска ваты отрываем маленькие кусочки( снежки) и подбрасываем вверх. Педагог узнает, какие чувства испытывают дети, когда попадают под снег.
Этап 7 – беседа о зиме.
Педагог. « К нам пришла зима сама. Принесла во двор зима снег пушистый, лед, снежинки, санки, лыжи и коньки. Скажите, а что еще приносит зима с собой?»
Этап 8 – игра « Елочка».
Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре с шишкой в руке – он изображает елочку.
Педагог. « Давайте представим себе, что скоро Новый год и что нам нужно нарядить нашу елочку. Жаль, конечно, что у нас нет настоящих игрушек. Но мы можем повесить на елочку волшебные игрушки, внутри которых будет что- нибудь спрятано: крепкая дружба, веселый смех, смелость, честность, ласковая улыбка или что – нибудь другое. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елку, а потом подойдет, повесит и расскажет о своей игрушке вслух».
Педагог рассказывает, как надо « вешать игрушку», обязательно прикасаясь к « веточкам» - телу ребенка. Некоторые дети могут затруднятся придумать игрушку, педагог может им помочь.
Игра заканчивается хороводом вокруг елочки со словами любой из детских песен о елочке. Игра может повторяться с разными « елочками».
Этап 9 – игра « Волшебники».
Дети сидят в кругу.
Педагог. « Давайте теперь попробуем сами стать волшебниками. Кто хочет попробовать? Кандидату в волшебники мы завяжем глаза, и он должен будет догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребенка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником».
Педагог подводит к «Кандидату в волшебники» по очереди 3 – 4 детей. Затем выбирают другого « кандидата в волшебники». После завершения упражнения можно обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.
Этап 10 – загадки о зиме.
- Летит – молчит, лежит – молчит.
Когда умрет, тогда заревет. ( снег)
- Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? ( зима)
- И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. ( иней)
- Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли – и пропали. ( снежинки)
- Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. ( лыжи)
Этап 11 – рисунок.
Дети рисуют подарок родителям.
Педагог. « Вы знаете, а у ваших родителей наверняка есть тайное желание. Нарисуйте то, что бы вы хотели им подарить на Новый год!»
Этап 12 – обобщение приобретенного опыта.
Этап 13 – ритуал выхода из сказки.
Занятие №5. Куклы – марионетки.
Этап 1 - приветствие.
Этап 2 – ритуал вхождения в сказку.
Этап 3 – повторение.
Этап 4 – сказочная задача.
Педагог. « Победил храбрый солдат дракона. Забрал с собой все сокровища, что хранились в драконьих сундуках, и поехал домой. Он был уверен, что его приключения закончились, но вдруг…
Что могло случится с храбрым солдатом?»
Этап 5 – пальчиковые игры.
Датский бокс. Два ребенка складывают ладошки. Борются пальчиками: мизинчиками, безымянными, и т. д. Один ребенок говорит: « Да», другой « Нет».
Этап 6 – игра « Камень – веревка».
На слово «камень» дети сильно напрягают тело, на слово « веревка» - полностью расслабляют его. И так чередуется несколько раз до снятия напряжения.
Этап 7 – сказка.
Педагог читает детям сказку В. Сутеева «Разные колеса». После этого - драматизация сказки детьми.
Действующие лица: Мушка, лягушка, Ежик, Петушок – золотой гребешок, Заяц.
Оборудование: четыре колеса разных размеров.
Этап 8 – рисунок.
Дети рисуют, что можно сделать из колес.
Этап 9 – игра « Попрыгунчики воробушки».
Рисуется круг, вокруг которого точки ( это воробьи), в центре – круг побольше ( это кот). Воробьям надо впрыгнуть в круг, кот ловит тех, кто не успел впрыгнуть.
Этап 10 – обобщение приобретенного опыта.
Этап 11 – ритуал выхода из сказки.
Занятие №6. Рисование волшебными красками.
Этап 1 – приветствие.
Этап 2 – ритуал вхождения в сказку.
Этап 3 – повторение.
Этап 4 – Сказочная задача.
Педагог. « Приехал Иван – царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил Змею одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провел по ней огненным пальцем, и голова на старое место встала.
Что нужно сделать Ивану-царевичу, чтобы он одолел Змея Горыныча?
Этап 5 – пальчиковые игры.
Щечка, щечка,
Два мешочка;
Три – четыре корешочка,
Пять брусничек,
Шесть морошек,
Семь букашек,
Восемь мошек…
Лапкой щечку
Стук, стук:
На здоровье,
Бурундук.
Этап 6 – рисование волшебными красками.
Этап 7 – обобщение приобретенного опыта.
Этап 8 – ритуал выхода из сказки.
Занятие № 7. Сказки на песке.
Этап 1 – приветствие.
Этап 2 – ритуал вхождения в сказку.
Этап 3 – повторение.
Этап 4 – сказочная задача.
Педагог. « Однажды отправился Иван – царевич на поиски жар – птицы. Много дней проходил он, много сапог сносил, и попал он однажды в пустыню. Шел, шел по песку горячему, притомился и решил отдохнуть. Присел, да вдруг видит – что – то торчит из песка. Стал рыть песок и вытащил лампу старинную. Как водится, потер ее, и вылез оттуда джинн: «Я хозяин этой лампы, - говорит джинн. – Исполняю любые желания».
Что же попросил Иван – царевич у джинна?»
Этап 5 – пальчиковые игры « Братцы».
Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы
Сомкнуты.
Захотел меньшой прогуляться. Отвести вбок мизинец и задержать в таком
Положении на 2 – 3 секунды.
Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается
В исходную позицию.
Завет он братца вдвоем прогуляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца
Задержать их на 2- 3 секунды.
Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачиваются,
Затем возвращаются в исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться. Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца,
Задержать их на 2 – 3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе, Большой и указательный пальцы четыре раза
Соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука
Расслабляется.
Этап 6 – песочная игротерапия.
Тактильно – кинестетические ощущения от песка: дети поочередно делают отпечатки кистей рук с наружной и внутренней сторон; скользят ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные движения( машинки, змейки, санки); выполняют те же движения, поставив ладонь на ребро; проходятся ладошками по проложенным трассам; создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшками, ребрами всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, пытаются найти сходство с объектами окружающего митра ( ромашка, солнышко, дождик, дерево, ежик); проходятся по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очереди правой и левой руками; играют на поверхности песка, как на клавиатуре пианино. Для сравнения ощущений можно проделать то же упражнение на поверхности стола.
Этап 7 – игра « Что спрятано в песке?»
Педагог. « В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось… Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невидимое существо и заточил в подземном замке. Мало того: тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она на век останется заколдованной.
Можете ли вы помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуйте!»
Этап 8 – знакомство с коллекцией миниатюрных фигурок.
Выбираем три понравившиеся фигурки. На песке строим для них жилище. Представляем, что это за персонажи, где они живут, какая история могла с ними произойти, как они взаимодействуют друг с другом. Вместе сочиняем сказку о жизни наших героев.
Этап 9 – обобщение приобретенного опыта.
Этап 10 – ритуал выхода из сказки.
Приложения.
1.Вхождение в волшебную страну.
Педагог. « В волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Если к нему подходит добрый человек, цветок начинает светится и передает часть волшебной силы тому, кто протянет к нему руки.
Если подойти к этому цветку и протянуть над ним руки, можно превратится в кого угодно. В того , кого пожелаешь.
Сейчас мы тихонечко подойдем к Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, и сможем превратиться в того, кого вы задумали».
Перевоплощение детей в сказочных героев.
Встречает их хозяйка волшебной страны:
- В кого вы превратились? Почему?
- Вы хотите попасть на Волшебную поляну сказок?
- Для того чтобы попасть туда, необходимо решить сказочную задачу:
« В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И была у него царевна – красавица. Всем хороша, да вот беда – ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. И артистов царь приглашал, и фокусников заморских - ни чего не помогало».
- Как вы думаете, почему не смеялась царевна?
- Что можно сделать, чтобы наша царевна рассмеялась?
Мы в сказочной стране, а в ней возможно все.
2.Волшебная поляна сказок.
Педагог. « Вот мы с вами и очутились на Волшебной поляне сказок. Здесь живет много сказочных существ.
- Это заяц. Какой он? ( Маленький, трусливый, белый, серый, пушистый, ласковый, добрый…)
- Лиса. Какая она? ( Злая, коварная, хитрая, рыжая, пушистая…)
- Волк. Какой он? (Глупый, серый, большой, злой, голодный, зубастый…)».
Один ребенок изображает данного животного, а другие отвечают на вопросы.
Педагог. « На Волшебной поляне, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные цветы».
Дети садятся на корточки.
Педагог. « Шло время. И вот появились небольшие бутоны ( дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день они распустились. Их красота была удивительна». ( дети встают на ноги, раскрывают руки.)
Педагог. « Все обитатели Волшебной поляны приходили посмотреть на них. Ведь Добрая Волшебница наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли дарить радость любому, кто смотрел на них.
Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала.
Так в Волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место.
А сейчас те, до кого я дотронусь волшебной палочкой из Волшебных цветов, превратятся в наших дорогих, любимых детей. С собой они возьмут красоту, радость и добро, которыми их наделила Добрая Волшебница».
3. Дети сидят на ковре.
Педагог. « Где – то далеко, а может быть, совсем близко, например в нашей группе, есть удивительная страна. Правит этой страной король. У него есть множество слуг и придворных. А так как у нас не обыкновенная страна, а сказочная, а в сказке, как мы знаем, можно все, то и слуги у него необыкновенные. Этих слуг мы называем – чувства.
Какие чувства – слуги были у короля? ( Радость, грусть, интерес, удивление, гнев, злость, страх, удовольствие, вина, обида.)
Давайте поближе познакомимся со слугой короля по имени Радость. Кто хочет показать нам слугу по имени Радость?»
Выход ребенка ( включить музыку).
Педагог.
- Что любит есть?
- Во что одевается?
- Чем любит заниматься?
- Какие любит песни, танцы?
Игра « Зеркало»
Педагог. « Что происходит с королем, когда к нему приходит радость? ( Танцует, хлопает в ладоши, устраивает праздники.)
Мы с вами знаем, что кроль есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нему пришел слуга по имени Радость.
- Какие звуки он приносит с собой?
- Какие запахи?
-Часто ли к вам приходит радость?
Наверное, слуга по имени Радость желанный гость в каждом доме?
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним слугой по имени Злость.
- Как вы думаете, король завет слугу по имени Злость или она приходит сама?
- Какие звуки Злость приносит с собой?
- Какие запахи?
-Покажите что происходит с королем, когда к нему приходит слуга по имени Злость? ( включить музыку.)
- Скажите, приятно ли находиться рядом с королем в то время, когда у него гостит Злость?
- Часто ли к вам приходит Злость?
- Не пришло ли время вспомнить о других слугах короля?
Мы говорили о том, что в человеке живет много разных чувств, а как вы думаете, какое самое главное? Конечно, Любовь! Давайте приложим руки к сердцу, ведь именно там живет любовь. Она позволяет заботится о себе и о своих близких, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на совершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел.
Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что любви в ваших сердцах много.
Давайте подарим свою любовь тем, кто находится рядом с нами, а как это сделать – подскажет вам сердце».
4.Путешествие по стране Чувств, продолжается
Педагог. « Сейчас я вам расскажу еще одну сказку.
В одной сказочной стране, похожей на ту, в которой мы были, живут разные чувства: Радость, удовольствие, страх, обида, грусть, вина, интерес.
Они живут в маленьких цветных домиках, причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто – то живет в красном домике, кто – то в синем, кто – то в черном, кто – то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители Волшебной страны занимаются своими делами.
Но вот однажды случилась беда: на страну налетел страшны ураган. Жители успели спрятаться, а домики спасти не удалось. Ураган закончился, жители вышли из своих укрытий и увидели, что домики разрушены.
Но слезами горю не поможешь, и стали они восстанавливать свои дома. Дома восстановили, а всю краску унес ветер.
У вас у каждого есть карандаши, помогите, пожалуйста, жителям раскрасить домики.
Как у настоящей, так и у сказочной страны есть карта, она находится справа. Только тот, кто восстановил сказочную страну, может восстановить карту этой страны. Закрасьте, пожалуйста, карту страны теми цветами, которыми вы раскрашивали домики. Спасибо».
6.Сказочная страна, где жители не умеют разговаривать
Педагог. « А сейчас мы с вами попали в сказочную страну, где жители не умеют разговаривать, а общаются друг с другом танцуя.
Представьте себе, как они здороваются. Покажите, как это происходит.
А теперь превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной страны и начинаем танцевать.
- сейчас мы танцуем, потому что очень весело. Мы веселимся.
- а сейчас танцуем так, как будто грустим.
- А сейчас мы на что – то сильно рассердились и танцуем так, как будто очень сердиты. Мы злимся, топаем ногами и машем руками.
- Танцуем, как солнечные лучики на лесной полянке.
- Как легкий ветерок.
- Танцуем свободно и легко.
Понравилось вам в сказочной стране?
Вы настоящие волшебники, потому что, куда бы вы не приходили, все во круг оживало.
А сейчас пора возвращаться домой».
Перевоплощение у Волшебного цветка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...
Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».
Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...
Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".
Пояснительная записка:В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребено...
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Джумабекова Гульмира Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Опыт работы...
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Воспитатель дошкольной группы 5-6 летФазилова И.ВМДОУ «Д...
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (Опыт работы воспитателя детского сада)
Опыт работы воспитателя по развитию логического мышления у дошкольников посредством дидактических игр....
Опыт работы воспитателя детского сада Кононовой Л.В.
Опыт работы воспитателя детского сада Кононовой Л.В....