Цикл занятий на тему "Семья"
план-конспект урока (старшая, подготовительная группа) на тему
Цикл из 4 занятий:
- Что такое семья
- самый дорогой человек (занятие о маме)
- Самые сильные в нашей семье (о мужчинах)
- Самые мудрые и добрые (о бабушках и дедешках)
Материал разработан для детей 5 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие о значимости семьи в жизни каждого | 195.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Цикл занятий по теме «Семья»
для детей 5-7 лет
Разработала: Корнилова Ирина Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Адрес ОУ: 606000, Нижегородская обл.,
г. Дзержинск ул.Бутлерова 4Г
Тел.(8313)25-23-13, факс(8313)26-15-23
e-meil: ecos-bio@yandex.ru
Дзержинск
2018г.
Занятие № 1
«Что такое семья»
Цель: любить и ценить свою семью
Задачи:
- Дать представление о понятии «семья»
- Воспитывать чувство признательности ко всем членам семьи
- Формировать культуру общения с окружающими людьми
- Закреплять представления о семейных обязанностях всех ее членов;
Материал: кубик здоровья, листы бумаги на каждого ребенка, принадлежности для рисования, мяч, аудио записи песен о семье и дружбе.
Ход занятия
- Орг. момент. Приветствие – логоритмическое упражнение «Ты и я»
Ты и я, ты и я, (дети показывают на соседа справа, на себя, соседа слева, на себя)
Вместе – дружная семья (кладут руки друг другу на плечи)
Вместе играем, (прыгают на месте, кружатся)
Вместе читаем (изображают действие)
И друг другу всегда помогаем (два хлопка и «обнимашки»)
- Основная часть
Педагог обращает внимание на «кубик здоровья». Каждая грань кубика – один из аспектов здоровья. Личностный, эмоциональный, физический, социальный, интеллектуальный и духовный.
-Сегодня мы будем говорить о социальном аспекте здоровья. Социум – это люди, которые вас окружают.
-Какие люди окружают вас? (Дети перечисляют членов семьи)
Игра «поменяемся местами»
Дети сидят на стульях, поставленных по кругу. Педагог произносит определенное высказывание по теме занятия. Если высказывание подходит кому-либо из детей, они встают и пытаются занять другой стул (меняются местами). Если высказывание ребенку не подходит, он остается сидеть на своем месте. Игра проводится 6-7 раз.
Высказывания: поменяйтесь местами ребята, чья семья состоит из:
- двух человек
-трех человек
-четырех человек и т.д.
Воспитатель делает вывод, что семьи бывают и большие, и маленькие. Задает детям вопросы:
Что объединяет членов одной семьи?
Для чего нужна семья?
Может ли семья состоять из одного человека?
Возможные ответы:
- Все члены семьи могут жить в одном доме, квартире.
- Могут иметь одну фамилию.
- Семья – это люди, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
- Семья нужна для того, чтобы старшие заботились о младших, учили их.
- Молодые должны заботиться о стариках, помогать им.
Семья не может состоять из одного человека. Он – одинокий человек.
Воспитатель предлагает вниманию детей стихотворение.
Семья
Семья – это мы. Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это Владик, братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные.
Семья – это крестная, тети и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье, семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом.
- Физкультминутка «Моя семья»
Мы с семьей пошли домой (шагают на месте)
Папа был совсем большой, (поднимаются на носочки, тянутся вверх)
Мама с ним – пониже ростом, (руки перед грудью – полочкой)
А сынок – малютка просто (низкий присед)
Он с игрушками ходил, (соединяют ладони перед грудью и Маме с папой говорил: складывают пальцы в «замок»)
-Я люблю вас очень, очень!
Самый ласковый сыночек. («Обнимашки»)
- Викторина
Воспитатель напоминает детям, что у сказочных героев тоже есть семьи и предлагает ответить на вопросы викторины.
Вопросы:
- Как звали папу Буратино?
- Назовите имя сестры Кая.
- Сколько членов было в семье Красной шапочки?
- Кем доводилась дедушке и бабушке девочка, сделанная из снега?
- За кого должна была выйти замуж Дюймовочка?
- Как зовут бабушку, у которой деревянная нога?
- Были ли дети у бабушки и дедушки, от которых сбежало хлебобулочное изделие?
- Как зовут маму внучки Деда Мороза?
- Кем были родители Гадкого утенка?
Рисунок на тему «Моя семья»
Воспитатель предлагает детям изобразить портрет своей семьи. Фоном к работе могут служить записи детских песен о семье и дружбе. По мере того, как рисунки будут готовы, дети могут сами размещать их на стенде.
- Рефлексия
Детям предлагается выбрать облачко с изображением того настроения, которое соответствует настроению ребенка после занаятия. Облачка можно поместить на лист ватмана голубого цвета (небо).
Занятие № 2
«Самый дорогой человек»
Цель: Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
Задачи:
- Формировать у детей любовь к матери;
- Воспитывать желание помогать и оберегать своих мам;
- Способствовать расширению у детей представлений о женских обязанностях в семье.
Материал: картинки с изображением разных профессий и трудовых действий (парикмахер, художник, врач, цветовод, маляр, швея, мытье полов, стирка белья, чтение сказок детям и т.п.), мяч, карточки «Я маме помогу», канцелярские принадлежности для рисования.
Ход занятия
1.Орг.момент. Физкультминутка «Моя семья»
Мы с семьей пошли домой (шагают на месте)
Папа был совсем большой, (поднимаются на носочки, тянутся вверх)
Мама с ним – пониже ростом, (руки перед грудью – полочкой)
А сынок – малютка просто (низкий присед)
Он с игрушками ходил, (соединяют ладони перед грудью и
Маме с папой говорил: складывают пальцы в «замок»)
-Я люблю вас очень, очень!
Самый ласковый сыночек. («Обнимашки»)
2. Основная часть
Воспитатель напоминает детям тему прошлого занятия. Говорит о том, что семья – это самые родные и близкие люди. Но у каждого есть самый главный человек, без которого нас не было бы на свете. Подводит детей к понятию «мама».
Загадка
Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашку мне налить?
Кто косички мне заплел?
Целый дом один подмел?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
Проблемная ситуация «Трудно ли быть мамой»?
Вниманию детей представляют картинки с изображением разных профессий и трудовых действий (парикмахер, художник, врач, цветовод, маляр, швея, мытье полов, стирка белья, чтение сказок детям и т.п.) воспитатель предлагает детям выбрать картинки, изображающие трудовые действия, которые мама выполняет ежедневно или часто. На задание дается 3 – 5 минут.
Дети озвучивают свой выбор картинок.
Воспитатель обращает внимание на большое количество дел, которые мама выполняет ежедневно. Вопрос: «Трудно ли быть мамой»?
Словесное упражнение «Какая мама»? (с мячом)
Воспитатель бросает мяч поочередно каждому ребенку, ребята перебрасывают мяч воспитателю, называя определение к слову «мама».
- Умелая
- Сильная
- Трудолюбивая
- Добрая и т.п.
Воспитатель делает вывод, что у каждой мамы очень много обязанностей. Кроме этого мама еще и работает. Вопрос: «Чем же мы можем помочь своей маме»?
3. Самостоятельное задание «Я маме помогу»
Каждому ребенку выдается карточка, на которой изображены 4 трудовых действия. Детям предлагается раскрасить те действия, которые они могли бы выполнить самостоятельно (убирать игрушки, мыть посуду, ухаживать за домашними животными, играть с младшими братьями и сестрами и т.п.) на работу дается 5-7 минут. Дети рассматривают выполненные задания, желающие могут озвучить свой выбор.
Вывод:
- Мама – самый главный человек для каждого.
- У мамы очень много обязанностей и она очень устает.
- Дети могут взять на себя часть маминых забот.
4. Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
- что нового вы узнали сегодня?
- что вам больше всего понравилось?
- будете ли вы помогать своим мамам?
Занятие № 3
«Самые сильные в нашей семье»
Цель: формировать у детей понятие «сильный пол».
Задачи:
- Способствовать развитию у детей представлений о гендерных различиях;
- Формировать представления о нравственном поведении, необходимом во взаимодействии между людьми;
- Расширять интерес детей, особенно мальчиков, к домашним обязанностям;
- Обогащать словарь названиями рабочих инструментов.
Материал: эспандеры на половину группы, иллюстрации о жизни неандертальцев, м/фильм «Древний папа», иллюстрации, изображающие «мужские профессии», карточки с изображением различных столярных и слесарных инструментов (молоток, отвертка, топор, дрель, г. ключ, пила, шуруп, гайка, гвоздь и т.п.), аудиозапись песни В.Шаинского «Папа может», карандаши цветные.
Ход занятия
1.Орг. Момент. Приветствие – логоритмическое упражнение «Ты и я»
Ты и я, ты и я, (дети показывают на соседа справа, на себя, соседа слева, на себя)
Вместе – дружная семья (кладут руки друг другу на плечи)
Вместе играем, (прыгают на месте, кружатся)
Вместе читаем (изображают действие)
И друг другу всегда помогаем (два хлопка и «обнимашки»)
2.Основная часть.
Воспитатель напоминает детям о том, что у мам и бабушек очень много обязанностей по дому. Сообщает, что сегодня разговор пойдет о мужской части каждой семьи.
Игра с мячом «Сколько мужчин в твоей семье»
Водящий бросает мяч любому игроку и задает вопрос: «Сколько мужчин в твоей семье»? играющий перебрасывает мяч обратно водящему и называет всех мужчин в своей семье.
Воспитатель говорит о том, что мужчин часто называют «сильный пол» спрашивает, почему.
Дети высказывают свое мнение по этому вопросу. Возможные варианты ответов:
- мужчины, как правило, выше женщин;
- у них руки и ноги большего размера;
- голоса ниже и громче,
- они выносливее;
- выполняют более тяжелую работу и т.п.
Тест с эспандером
Воспитатель предлагает детям разделиться на пары так, чтобы в каждой был мальчик и девочка. Мальчикам выдают эспандеры и просят сжать его как можно больше раз, а девочек просят сосчитать, сколько раз мальчики могут сжать эспандер. Затем девочки работают с эспандером, а мальчики считают. (Как правило, результат у мальчиков гораздо выше, чем у девочек. Воспитателю необходимо проконтролировать, чтобы дети в парах не очень отличались по физическим параметрам.)
Воспитатель подводит детей к выводу, что мальчики сильнее девочек. Чтобы помочь детям ответить на этот вопрос, воспитатель показывает иллюстрации о жизни древних людей и задает детям вопросы.
Вопросы:
- Где жили древние люди?
- Чем занимались древние мужчины?
- Где добывали пищу?
- Кто заботился о безопасности семьи?
- Чем занимались женщины?
Просмотр мультфильма «Древний папа»
Дети самостоятельно делают вывод, что наиболее трудоемкую и тяжелую работу выполняли древние мужчины, поэтому они и развили в себе физическую силу, мощь, выносливость.
Воспитатель просит детей рассказать что делают мужчины в их семьях.
3. Самостоятельное задание «Знаешь ли ты?»
Детям предлагается карточка с изображением разных инструментов (молоток, клещи, отвертка, пила, топор, гвоздь, шуруп, плоскогубцы, дрель, рубанок).
Задание – раскрасить только те инструменты, название и назначение которых ребенок знает. На задание дается 5-7 минут, работу может сопровождать песня В. Шаинского
«Папа может».
Вывод:
- Мужчина – самый сильный в семье
- Мужчина – опора и защита
- Чтобы стать настоящим мужчиной, нужно учиться уже сейчас, помогая старшим.
Рефлексия
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что нового они узнали на занятии, какие задания им понравились, какие были очень трудными.
Занятие № 4
«Самые мудрые и добрые»
Цель: воспитание уважительного отношения к пожилым членам семьи.
Задачи:
- Формировать понятия «пожилой человек», «пенсионер».
- Развивать знания о семейных связях.
- Воспитывать уважение к самым старшим членам семьи.
- Формировать желание оберегать стариков и заботиться о них.
Материал: фотографии молодых и пожилых людей обоего пола (в идеале – реальных родственников учащихся), условная схема «Дерево семьи», раскраски с изображением человечков на всех детей, цветные карандаши, мультфильм «Сказка о потерянном времени» или «Старость надо уважать!» из серии «Три котенка», загадки о бабушке и дедушке.
Ход занятия
- Орг. Момент. Оздоровительная гимнастика «Старички»
Упражнения выполняются стоя около стульев. «Ребята» - дети стоят прямо, в свободной позиции, «Старички» - ноги чуть согнуты в коленях, плечи вперед, голова чуть опущена. «Черепашки» - спина «круглая», руками обхватить себя за плечи, голову спрятать на груди, «Атлеты» - стойка «смирно», максимально расправить плечи и спину, голову поднять вверх. Педагог называет понятия так, чтобы согнутое положение спины чередовалось с прямым положением.
- Основная часть.
Воспитатель предлагает детям узнать тему занятия, отгадав загадки:
Ароматное варенье, пироги на угощенье, вкусные оладушки у любимой … (бабушки)
Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед мой родной, любимый …(дед)
Воспитатель сообщает детям тему занятия и предлагает поиграть в игру
Игра «Поменяемся местами»
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Водящий называет условие, если это условие подходит кому – либо из играющих, они встают и занимают любой свободный стул. Водящий тоже пытается занять стул.
Вопросы – условия:
- Поменяются местами ребята, у которых есть бабушка.
- Поменяются местами ребята, у которых есть дедушка
- Поменяются местами ребята, у которых есть две бабушки
- Поменяются местами ребята, у которых есть два дедушки…
«Дерево семьи»
Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «почему мама и папа у каждого только одна или один, а бабушек и дедушек много?». Воспитатель предлагает детям рассмотреть условную схему «Дерево семьи» или презентацию, их которой понятно, что бабушка и дедушка это родители папы или мамы. А , поскольку у каждого человека по два родителя (в идеале), то бабушек и дедушек по 2
.
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и сравнить фотографии мам и бабушек, пап и дедушек. Найти отличительные признаки людей пожилого возраста.
Возможные ответы: морщины, седые волосы, очки, одежда, замедленные движения, сутулость, болезни.
Чтение рассказа «У старости мудрость»
Обычно на занятия по гимнастике Машеньку водила мама. Но сегодня мама
не смогла из-за какой-то важной работы. Мама сказала: «На гимнастику тебя
отведёт бабушка». Машенька расстроилась: «Не хочу идти с бабушкой!
Не люблю ходить с бабушкой! Она медленно ходит и на одну ногу заваливается». И даже показала, как бабушка ходит. Бабушка это услышала и увидела. И почему-то ушла в другую комнату плакать. А мама сердито сказала Машеньке: «Ты бессердечная и бессовестная. Мне стыдно за твои слова. Сиди в комнате и не показывайся мне на глаза.
Вообще сегодня на гимнастику не пойдёшь».
Обсуждение рассказа по вопросам:
- Почему Маше не хочется ходить с бабушкой?
- Почему бабушка хромает и медленно ходит?
- Может ли бабушка ходить по - другому?
- Почему бабушка заплакала, а мама рассердилась?
- Как вы можете помочь своим пожилым родственникам?
Возможные ответы: не капризничать, одеваться самостоятельно, не забывать благодарить, уступать место в транспорте и т.д.
Просмотр мультфильма «Старость надо уважать!» из серии «Три котенка»
- Самостоятельная работа «Морщинки»
Воспитатель предлагает детям превратить нарисованных человечков в бабушек или дедушек, нарисовав морщины и соответствующую одежду
Вывод: наши бабушки и дедушки прожили длинную жизнь, поэтому их называют «пожилые люди». Они вырастили наших родителей, много работали, не жалея своих сил и здоровья, А теперь помогают нашим родителям воспитывать нас – своих внуков. Они многое знают и умеют, и готовы поделиться своим опытом с нами. Берегите их, любите, заботьтесь о них.
4.Рефлексия «За что я люблю свою бабушку (дедушку).
Список литературы
- А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
- Ш.Перро «Красная Шапочка»
- Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
- Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
- Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
- Русские народные сказки
- «Колобок»
- «Снегурочка»
- «Гуси-лебеди»
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- В. Осеева «Просто старушка»
- С.Я.Маршак «Шел трамвай девятый номер»
- В.Шварц «Сказка о потерянном времени»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 Будем стройные и красивые
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 " Будем стройные и красивые"...
Цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского "Детский альбом". Занятие третье " Игра в лошадки"
Новый взгляд на “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского и иллюстраций, выполненных профессиональными художниками ...
Коррекционно-музыкальное занятие "Подготовка корабля" из цикла занятий "Путешествие на остров Чувств"
Открытый показ коррекционно-музыкального зантия "Подготовка корабля" из цикла занятий "Путешествие на остров Чувств". В занятие входят разработки авторских музыкльно-дидактических игр на р...
Конспект 1 физкультурного занятия "В гости к Мишке" из цикла занятий "Ребята и зверята"
Конспект занятия на тренировку ориентировки детей в пространстве и координации их движений, разных видов ходьбы, бега, ползания через туннель, прыжки из обруча в обруч....