Консультация для родителей «Приобщение детей к народному творчеству»
консультация на тему
Материал для воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_narodnye_pesni.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Приобщение детей к народному творчеству»
В последнее время отмечается рост интереса общества к осмыслению, возрождению народной культуры.
Многие ученые рассматривали проблему приобщение новых поколений к национальной культуре. Каждый народ хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, стремится перенести их в будущее.
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками. Сила народной педагогики, народных традиций в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно «облагораживание» человеческой души и утверждалось в народной педагогике.
Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Для этого используют разных методы и средства активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, которые развивают творческие способности детей, культурно - эстетические и этические качества его личности, а также социальное развитие ребёнка.
С первых лет жизни ребенка знакомят с культурой, общечеловеческими ценностями, закладывают в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Русские народные традиции — одна из составленных частей культурного наследия русского народа. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.
В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес зеленый.
- Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон!
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.
Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Пчелы гудят-
В поле летят.
С поля идут-
Медок несут.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.
Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.
Люли-люли-люленьки,
Где вы, где вы гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели в изголовьице…
Спи-ка на здоровьице!
Стали гули ворковать
Стал Ванюша засыпать.
А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Важная особенность сказок - образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.
Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)
Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)
Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.
На горе, на пригорке
Жили тридцать три Егорки.
Из-за леса, из-за гор
Едет к ним еще Егор.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках, в них много материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».
Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине: «Родина - мать, умей за нее постоять», «Человек без родины - соловей без песни».
Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»
Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.
Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.
Праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должнопройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложитьнемало усилий, чтобы речь ребенка развивалась...
Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп...
Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения!...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : " Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей Ппо теме : «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка....
Консультация для родителей. « Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей»
Знакомство с устным народным творчеством обогащает речь детей, делает их речь богатой и яркой....