СТАТЬЯ -ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА В ДОО
статья (младшая, средняя группа) на тему
Объекты для исследования в реальном действии - это огромный спектр материалов, от специально созданных для развития ребенка до созданных самой природой и культурных объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СТАТЬЯ | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА В ДОО
Филиппович Е.В., воспитатель
Ефремова С.А., старший воспитатель
Роман Л.В., воспитатель
ГБОУ Школа №439 ДО №1 г.Москва
Китайские мудрецы говорят: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Дети сообразно природе своей - исследователи. Жажда новых впечатлений, любопытность, неутолимое желание проводить эксперименты, собственными силами находить неизвестные ранее знания о мире - главные черты поведения ребенка. Исследовательская, поисковая инициативность - естественно каждому ребёнку. Дети настроены на освоение мира, они желают его узнать.
При проведении опытов дети чувствуют большой восторг и удивление от собственных маленьких и больших открытий. Всё это приносит им огромное удовлетворение от проделанной работы.
Согласно требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к результатам освоения основой образовательной программы, представленным в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Экспериментирование вызывает большой энтузиазм у детей. Исследования дают, возможность ребенку лично найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромный шанс для детей размышлять, испытывать, проводить эксперименты, а самое главное – это шанс для самовыражения.
Экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности у маленьких детей: вместе с тем экспериментирование проникает во все детские деятельности, в том числе в самую необходимую ведущую деятельность - игровую.
Детское экспериментирование – без сомнения та деятельность, которая активно развивается в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям.
Если хорошо присмотреться к детям, то можно заметить что познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве.
Маленькому ребенку характерна предметно-манипулятивная деятельность - простое, "бесцельное" экспериментирование с вещами. Вследствие данного простого экспериментирования дифференцируется восприятие, появляется простейшее разделение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В это время отдельные элементы познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность. Они сопровождают их в виде ориентировочных действий, исследования возможностей любого нового материала (ребенок берет карандаш и с помощью небольшого экспериментирования понимает, что карандаш оставляет след на предметах.)
При добавлении к действию образа-символа и слова ребенок переходит от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о вероятных взаимосвязях и отношениях вещей.
Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности находится в прямой связи с условиями жизни ребенка и отношением родителей к его «маленьким шалостям». Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности и чем одобрительнее относятся родители к его исследованиям, тем больше вероятность своевременного прохождения этапов развития восприятия, мышления, речи. Присутствие соответствующего материала позволит не только лишь содействовать изначально присущей ребенку познавательной любопытности, и не дать ей "заглохнуть", но и расширить его познавательный кругозор.
В психологических исследованиях Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова и др. понятие о развитии познания в онтогенезе рассматривается как последовательное усвоение ребенком все более сложных культурных средств представления мира (действие, образ, знак). Исходя из этого можно поделить материал для познавательно-исследовательской деятельности детей условно на следующие группы:
—объекты для исследования в реальном действии;
—образно-символический материал;
—нормативно-знаковый материал.
Объекты для исследования в реальном действии - это огромный спектр материалов, от специально созданных для развития ребенка до созданных самой природой и культурных объектов.
- Материалы для сенсорного развития М. Монтессори;
- вкладыши-формы, объекты для сериации и т.п.;
- разного вида предметы-головоломки, содействующие развитию аналитического восприятия;
- сложные искусственные объекты для экспериментирования подобно "проблемным ящикам", побуждающим детей к поиску причинно-следственных связей;
- разного рода мозаика, побуждающая развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве.
Образно-символический материал - это специально разработанные "наглядные пособия", показывающие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, содействующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.
- Различные комплекты карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.
Нормативно-знаковый материал - это языковые и числовые знаки, вводящие детей в новую форму представления мира. Материал, с которым дети проводят опыты и исследуют, готовит их к освоению письменной речи (чтению и письму), начальной математике, т.е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.
- Различные комплекты букв и цифр;
- оснащение для работы с ними;
- алфавитные таблицы и т.п.
Любой из выделенных типов материала поэтапно вводится в каждый вид детской деятельности. С возрастом материал изменяется от простого к сложному и расширяется его объём. Следовательно для разного возраста детей рекомендуется свой перечень объектов для исследований:
- 2-3 года - должны доминировать объекты исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.
- 3-4 года - объекты для исследования усложняются и включают больше разнообразия, а образно-символический материал начинает преобладать.
- 4-5 лет - в нагрузку к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут добавляться простейшие элементы нормативно-знакового материала.
- 5-7 лет - представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Долю объектов для исследования в действии рекомендуется располагать стационарно на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Оставшиеся объекты для исследования и образно-символический материал располагают прямо перед началом их свободной деятельности так, чтобы дети его видели и свободно им пользовались. Желательно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и систематически в течение года менять его, с целью увеличения интереса детей к новым или слегка "подзабытым" материалам.
Н.Н. Поддьяков выделяет 2 основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
- инициативность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок автономно строит свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае он в процессе экспериментирования удовлетворяет свои потребности, своих интересов, проявления своей воли.
- ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым. Здесь именно взрослый выделяет существенные элементы экспериментирования и обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок же получает только результаты, которые были предварительно определены взрослым.
К старшему дошкольному возрасту широко возрастает потенциал инициативной активности ребенка. Этот возрастной период очень важен для развития познавательной потребности ребенка, которая проявляется в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового и развитие продуктивной формы мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте позволяет не только лишь подкреплять имеющийся интерес, но и стимулировать угаснувший. Всё это является обеспечением хорошей мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Литература
- Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.
- http://dohcolonoc.ru/cons/2088-razvitie-poznavatelnykh-interesov-detej-cherez-poznavatelno-issledovatelskuyu-deyatelnost.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов(восприятия, мышления, памяти, внимания, вообр...
Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...
Статья "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.
В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических ...
Статья ««Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС»
Данная статья составлена с целью повышения компетентности педагогов в ДОУ в вопросах развития познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в условиях внедрения ФГОС. Она раскрывает на...
Статья "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
В старшем дошкольном возрасте познавательно - исследовательская деятельность - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, во...
Статья «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС»
Материал для педагогов ДОУ...
Статья : «Познавательно-исследовательская деятельность в жизни дошкольников».
Позновательно- исследовательская деятельность в жизни дошкольников...