Методика формирования творчества старших дошкольников на занятиях по рисованию.
статья (старшая группа) на тему

Вахрушева Наталья Юрьевна

Основные  методы  обучения  детей  сюжетному  рисованию – это  ознакомление  детей  с  окружающим, обогащение  их  впечатлениями  и  знаниями  об  (окружающих)  изображаемых  образах  и  событиях  на  основе  образного  восприятия  и  наглядно-действенного  мышления, обогащение  детей  знаниями  о  различных  способах  и  вариантах  рисования  и  формирование  соответствующих  умений  и  навыков  в  процессе  практической  художественной  деятельности. Воспитатель  должен  пользоваться  следующими  приемами  обучения:

1)    целенаправленность  наблюдения  в  природе, общественности  детской  жизни. Воспитатель  проводит  их  за  неделю  до  занятия, выделяя  объекты, которые  можно  и  интересно  рисовать, сообщая  детям  ряд  сведений, необходимых  для  создания  выразительных  образов  в  рисунке. В  оставшиеся  дни  он  углубляет, уточняет  знания, впечатления  детей, знакомит  их  со  средствами  изображения  намеченных  объектов  через  иллюстрации, кино, слайды.

2)    Участие  детей  в  реальном  событии, аналогичном  тому, которое  им  предстоит  изобразить  в  рисунке. Нужно  привлекать  каждого  ребенка  к  активному  участию  в  жизни  детского  сада  (игры, труд, занятия, праздники).

3)    Рассматривание  иллюстрированного  художественного  материала. В  процессе  рассматривания  рисунков, произведений  живописи, скульптуры  детям  нужно  показывать, какие  средства  использовал  художник.

4)    Показ  воспитателем  различных  вариантов  постановки  рисунка, подбора  колорита, изображения  формы  и  передачи  динамики  образов  и  предметов. Но  рисунки  воспитателя  не  должны  копироваться, они  должны  вооружать  детей  многообразными  способами  изображения.

5)    Беседа  воспитателя  с  детьми  сопровождает  все  используемые  предметы  обучения  и  может  выступать  как  самостоятельный  прием. Вопросы  при  этом  должны  быть  обязательно  наводящими  проблемами, активизирующими  наглядно-образное  мышление  детей  (почему? зачем? для  чего? с  какой  целью? что  делает? как  передвигается? чем  полезен?  и  др.)

6)    Использование  игрового  элемента. Можно  предложить  детям: „Давайте  нарисуем  для  выставки, для  игры  в  магазин. Или  даже  книгу, которую  смогут  „читать“  и  малыши“. Игры  в  „фотографирование  в  художников“ – это  игровые  или  воображаемые  ситуации, которые  помогают  воздействовать  на  эмоции  детей  в  процессе  изобразительного  творчества.

7)    наглядно-действенные  приемы  так  же  имеют  место  при  обучении  сюжетному  рисованию. Потому  что  многие  дети  нуждаются  в  индивидуальном  обучении  технике  рисования. Они  используются, когда  появляется  необходимость  обследовать  предмет, который  ребенок  задумал  включить  в  сюжет, и  изобразить  затрудняется.

8)    Оценка  сюжетных  рисунков  должна  организоваться  в  условиях, когда  ребенок  может  еще  раз  пережить  изображенные  события. Для  этого  все  рисунки  вывешиваются  на  видном  месте. Воспитатель  побуждает  детей  рассказывать  о  своих  рисунках.

Детская  взаимокритика  и  играет  положительную  роль:

1)    Она  учит  детей  видеть  не  только  плохое, но  и  хорошее.

2)    Она  направляется  по  линии  взаимопомощи, а  не  стремится  высмеять  товарища.

Обучение  на  основе  воспитания  интереса, смелости  и  самостоятельности  ребенка  в  творческой  работе, продуманное  единство  учебных  и  творческих  задач  дают  возможность  проявиться  детским  способностям  и  обеспечивают  полноценное  развитие  лучших  сторон  детского  творчества. Богатое  жизненное  содержание  рисунков  вызывает  у  детей  глубокие  переживания  и  положительно  влияет  на  моральный  облик  детей. В  процессе  целенаправленных, систематических  занятий  по  изобразительной  деятельности  получают  развитие  все  положительные  черты  детского  творчества: его  содержательность, смелость, непосредственность, эмонациональность, ритмичность, красочность. Одновременно  дети  приобретают  важные  качества  в  умении  учиться: принимать  и  выполнять  учебные  задания, указания  воспитателя, преодолевая  трудности, добиваясь  желаемого  эффекта. Доступность, жизненность  программного  содержания  обучения, полную  их  осознанность, оказывает  положительное  влияние  на  другие  занятия, на  культурное  поведение, взаимоотношения  детей, на  организованность  группы  в  целом.   

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика  формирования  творчества  старших  дошкольников  на  занятиях  по  рисованию.

Основные  методы  обучения  детей  сюжетному  рисованию – это  ознакомление  детей  с  окружающим, обогащение  их  впечатлениями  и  знаниями  об  (окружающих)  изображаемых  образах  и  событиях  на  основе  образного  восприятия  и  наглядно-действенного  мышления, обогащение  детей  знаниями  о  различных  способах  и  вариантах  рисования  и  формирование  соответствующих  умений  и  навыков  в  процессе  практической  художественной  деятельности. Воспитатель  должен  пользоваться  следующими  приемами  обучения:

  1. целенаправленность  наблюдения  в  природе, общественности  детской  жизни. Воспитатель  проводит  их  за  неделю  до  занятия, выделяя  объекты, которые  можно  и  интересно  рисовать, сообщая  детям  ряд  сведений, необходимых  для  создания  выразительных  образов  в  рисунке. В  оставшиеся  дни  он  углубляет, уточняет  знания, впечатления  детей, знакомит  их  со  средствами  изображения  намеченных  объектов  через  иллюстрации, кино, слайды.
  2. Участие  детей  в  реальном  событии, аналогичном  тому, которое  им  предстоит  изобразить  в  рисунке. Нужно  привлекать  каждого  ребенка  к  активному  участию  в  жизни  детского  сада  (игры, труд, занятия, праздники).
  3. Рассматривание  иллюстрированного  художественного  материала. В  процессе  рассматривания  рисунков, произведений  живописи, скульптуры  детям  нужно  показывать, какие  средства  использовал  художник.
  4. Показ  воспитателем  различных  вариантов  постановки  рисунка, подбора  колорита, изображения  формы  и  передачи  динамики  образов  и  предметов. Но  рисунки  воспитателя  не  должны  копироваться, они  должны  вооружать  детей  многообразными  способами  изображения.
  5. Беседа  воспитателя  с  детьми  сопровождает  все  используемые  предметы  обучения  и  может  выступать  как  самостоятельный  прием. Вопросы  при  этом  должны  быть  обязательно  наводящими  проблемами, активизирующими  наглядно-образное  мышление  детей  (почему? зачем? для  чего? с  какой  целью? что  делает? как  передвигается? чем  полезен?  и  др.)
  6. Использование  игрового  элемента. Можно  предложить  детям: „Давайте  нарисуем  для  выставки, для  игры  в  магазин. Или  даже  книгу, которую  смогут  „читать“  и  малыши“. Игры  в  „фотографирование  в  художников“ – это  игровые  или  воображаемые  ситуации, которые  помогают  воздействовать  на  эмоции  детей  в  процессе  изобразительного  творчества.
  7. наглядно-действенные  приемы  так  же  имеют  место  при  обучении  сюжетному  рисованию. Потому  что  многие  дети  нуждаются  в  индивидуальном  обучении  технике  рисования. Они  используются, когда  появляется  необходимость  обследовать  предмет, который  ребенок  задумал  включить  в  сюжет, и  изобразить  затрудняется.
  8. Оценка  сюжетных  рисунков  должна  организоваться  в  условиях, когда  ребенок  может  еще  раз  пережить  изображенные  события. Для  этого  все  рисунки  вывешиваются  на  видном  месте. Воспитатель  побуждает  детей  рассказывать  о  своих  рисунках.

Детская  взаимокритика  и  играет  положительную  роль:

  1. Она  учит  детей  видеть  не  только  плохое, но  и  хорошее.
  2. Она  направляется  по  линии  взаимопомощи, а  не  стремится  высмеять  товарища.

Обучение  на  основе  воспитания  интереса, смелости  и  самостоятельности  ребенка  в  творческой  работе, продуманное  единство  учебных  и  творческих  задач  дают  возможность  проявиться  детским  способностям  и  обеспечивают  полноценное  развитие  лучших  сторон  детского  творчества. Богатое  жизненное  содержание  рисунков  вызывает  у  детей  глубокие  переживания  и  положительно  влияет  на  моральный  облик  детей. В  процессе  целенаправленных, систематических  занятий  по  изобразительной  деятельности  получают  развитие  все  положительные  черты  детского  творчества: его  содержательность, смелость, непосредственность, эмонациональность, ритмичность, красочность. Одновременно  дети  приобретают  важные  качества  в  умении  учиться: принимать  и  выполнять  учебные  задания, указания  воспитателя, преодолевая  трудности, добиваясь  желаемого  эффекта. Доступность, жизненность  программного  содержания  обучения, полную  их  осознанность, оказывает  положительное  влияние  на  другие  занятия, на  культурное  поведение, взаимоотношения  детей, на  организованность  группы  в  целом.