Мастер класс
методическая разработка (старшая группа) на тему
Мастер класс для дошкольников по ТРИЗ играм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_sad_no_8.docx | 666.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ-игры для детей: развиваем системное мышление
Воображение, Развитие правого полушария, Семейные идеи, Творческое мышление, ТРИЗ
Интересные игры любят не только дети, но и взрослые. Особенно, если для их проведения не приходится рыться в шкафах в поисках нужной детали, покупать дорогостоящих пластиковых героев и создавать иллюзию заинтересованности. За это я люблю ТРИЗ: за простоту, доступность, вариативность и особенно за себя в этих играх – воодушевленную, любознательную, всезнающую, местами хитрую, изобретательную и живую.
Игры по теории решения изобретательских задач помогают мне достичь главной цели – жить в радости всегда и везде. А маме трех маленьких мальчиков удается это, к сожалению, далеко не всегда. Например, ездили мы лечиться в санаторий, причем надолго, но взяли с собой только один чемодан. И, конечно же, туда не влезла и половина «самого-самого необходимого для игр». Зато несколько задачек сохранилось в моей памяти. Они-то и спасли санаторий от разгрома!
На этот раз мы осваивали системные игры – те, что помогают представить наш огромный мир как целую сложную систему составляющих частей, частиц и частичек.
«Что в чем?»
Игра с таким названием может быть проиллюстрирована с помощью нашей семьи. У нас есть десятимесячный братишка, который постоянно находится под веселым и задорным прессингом шестилетки и четырехлетки. Он – часть семейной системы, в которую входят мама, папа, Илья, Слава и, собственно, малыш. Наша система является частью двух других – семей бабушек и дедушек. «Ого! Как интересно», – сказал сын, и мы начали переносить это на все предметы и явления вокруг нас.
«Вот кнопочка. Она – часть выключателя. А он – один из элементов электрической цепи санатория, а также является частичкой комнаты. А где еще может быть кнопка?» – «В пульте от телевизора, в магнитофоне, на чайнике и кулере с водой. На всех приборах, которыми нас лечат в процедурном кабинете, есть такие кнопки!» – подытожили Илья и Слава.
В это время мимо полз малыш, в кулачке держал ленточку от маминой косметички. «Частью чего может быть лента? Правильно, косметички! А еще?» – поинтересовалась я. Сыновья быстро придумали разные идеи: «Частью прически у девочек в садике, частью одежды, частью украшения на празднике. – И добавили, – А помнишь, мама, деревья в горах иногда стоят все в ленточках?»
Эта игра очень простая – она подойдет деткам с трех лет, в то же время ее можно легко превратить в сложную.
«Чем был – чем стал»
Это название еще одной игры, которая занимает наши умы уже больше двух месяцев. Ка-то мы сидели у окна в темноте., шел снег.
– Чем он станет?
– Сугробами.
– А сугробы?
– Лабиринтами.
– А потом?
– Придет весна, и сугробы-лабиринты растают, превратятся в ручьи, которые высохнут и станут облаками.
– Или?
– Или лабиринты засыплет новым снегом, и они станут огромными сугробами.
Начинать играть можно с самого простого: был щенок – будет собака; был жеребенок – станет лошадка. Мы составляли цепочку и про человека: мальчик – юноша – мужчина – дедушка.
«Чем был – чем стал» – для меня это очень глубокая игра. Она показывает не только разные свойства предметов, его перемены во времени, но и изменение всего в мире относительно какого-то объекта. Нередко, начиная играть в эту игру, мы со старшим сыном уходили в глубокие рассуждения о природе, человеке, величии мира и, вообще, о смысле нашего существования. Четырехлетний Слава частенько останавливал нас новой задачкой.
Однажды мы даже пыталась «разложить» пластиковый пакет. Я так и не нашла ответа на вопрос, чем и когда он станет.
«Что сначала – что потом»
Эта игра хорошо дополняет предыдущую «Чем был – чем стал». Она направлена на закрепление знаний о временах года, частей суток и дней недели. Например, мы начали с простого вопроса «Сегодня понедельник, а потом?», и постепенно усложняли их. Мой средний ребенок до сих пор может иногда сказать «мы завтра ездили на дачу», хоть это и было пару месяцев назад. Поэтому для нас такое развлечение стало частью «обязательной программы». У старшего ребенка первым открытием в этом направлении было зернышко: оно станет росточком, потом молодой яблонькой, цветущим, а затем и плодоносящим деревом с наливными яблочками. А когда-нибудь оно засохнет, хозяин срубит его и наколет дров, разожжет костер и будет печь картошку.
«Раньше – позже»
Эта игра может вырасти из двух предыдущих. В ней мы тренируем не только знание времени и свойств какого-то объекта, но и фантазию, мышление, память. И, прежде всего, это замечательная игра! Я прочитала про нее и пару дней изобретала какую-нибудь особенно интересную стартовую ситуацию или объект. Пока не поняла, что брать в пример можно все, что лежит, стоит, растет, находится вокруг нас.
К примеру, мы ехали вдоль замерзшей горной реки, на которой сидел мужчина с удочкой.
– Лунка! Видите, лунка! Что было до этого?
Мальчишки сразу встрепенулись.
– До этого там был просто лед, потом пришел рыбак, расчистил снег, пробурил лунку.
– А что было еще раньше?
– Еще раньше, осенью, текла река.
– А что будет потом?
– Потом постепенно вода в лунке снова замерзнет, и на этом месте будет ледяная корочка, ее заметет снегом до весны.
Или другая ситуация – стройка. Раньше здесь ничего не было. Папа добавил, что был старый деревянный дом, но его снесли. Сейчас уже выросла половина кирпичного дома. Скоро его достроят, вставят окна и двери, рядом установят детскую площадку, дом начнут заселять. Люди будут делать ремонт в квартирах и высаживать клумбы у подъездов.
«Где живет?»
Среди ТРИЗ-игр мне особенно нравятся те, которые предполагают наличие множества разных ответов. Это оживляет моих «садовских» детей, которых обучают по принципу «правильно-неправильно». Прекрасным примером многовариантности служат размышления на вопрос «Где живет?».
Спросите у логопеда или психолога, который тестирует детей при приеме в первый класс, где живет медведь. Вам скажут – «в берлоге». Точно, в берлоге. И без вариантов. А наш медведь может жить в горах, в сказке, в мультфильме и даже на пироге.
Или, например, стакан. Где он может находиться? На столе, в шкафчике для посуды, в посудомоечной машине, на окне, если в нем стоит одуванчик. Он может стоять на письменном столе и быть «квартирой» для ручек и карандашей. В нем может жить маленькая рыбка, а может охлаждаться желе в холодильнике. Масса вариантов!
Для моих мальчишек игры по теории изобретательских задач – отличный способ успокоиться после бурной физической активности, отвлечься от скучного занятия, узнать много нового и интересного, привлечь к себе внимание родителей, не создавая конфликтных ситуаций. Мы можем играть в процессе приготовления еды, когда я укладываю малыша спать, когда мы идем, едем, стоим и ждем. И для меня это ценная находка!
Екатерина Федотова, сказочница, мама трех озорных мальчишек
Из истории возникновения ТРИЗ.
Более 70 лет назад ученый, изобретатель, писатель-фантаст и преподаватель Генрих Саулович Альтшуллер создал интересную и очень эффективную Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). С ее появлением возникла реальная возможность пересмотреть создание технических систем и управлять процессом мышления и творчества. Несколько лет спустя появилась и международная Ассоциация ТРИЗ. Примерно в это же время на рынок был выпущен программный продукт, в основу которого легли технологии ТРИЗ. Продукт назывался «Изобретающая машина» и был призван помочь инженерам решать технические проблемы. За два года было продано 1000 копий «Изобретающей машины». А в 90-х годах продукт был переведен на английский язык, поскольку спрос на него возник у таких зарубежных компаний, как "Ford", "Caterpillar", "Procter & Gamble", IBM, "Motorola". Сегодня же ТРИЗ-технологии пользуются огромной популярностью, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Их осваивают бизнесмены, разработчики государственных программ, политические деятели, менеджеры. Причина такой популярности в том, что ТРИЗ на сегодняшний день – единственная технология, которая способна помочь произвести анализ и решить независимо от тех областей, в которых возникают эти проблемы. До возникновения ТРИЗ единственным методом решения творческих задач был «метод проб и ошибок». Затем на его базе возникли такие модификации, как «мозговой штурм», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов», «синектика». Их суть сводилась к возможности повысить интенсивность генераций идей. Но, не смотря на то, что эти технологии значительно экономят время на генерации идей, на анализ всех вариантов и выбор оптимального идут несравненно большие временные затраты. Альтшуллер решил подойти к вопросу несколько иначе, он сформулировал задачу следующим образом: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» Решением этой задачи и стала ТРИЗ. Сегодня ведутся разнообразные исследования с целью усовершенствовать различные аспекты ТРИЗ. Методы ТРИЗ переносятся не только на гуманитарные области – искусство, педагогику, психологию, но и на различные области нашей жизни, не связанные с наукой.
ТРИЗ для дошкольников.
Он взрослых изводил вопросом «Почему».
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задаёт вопроса «Почему?»
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Проблема интеллектуально- творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание:
Я.А. Коменский ,Ж.Ж.-Пиаже ,Л.С. Выготский ,Л.А.Венгер.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей.
При освоении программы «Детство» по которой мы работаем, ребенок безусловно овладевает конкретными знаниями, умениями и навыками, которые имеют серьезное значение для развития, однако играют подчиненную роль по отношению к способностям. Поэтому мы посчитали необходимым и значимым в развитии собственной активной позиции у ребенка, в развитии его инициативы и творчества, использование в воспитательно-образовательном процессе технологии ТРИЗ в самых разных видах деятельности.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи . «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.
Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...