Консультация "Народные игры"
консультация на тему

Голикова Наталья Георгиевна

Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей
  дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igra.docx75.29 КБ

Предварительный просмотр:


Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей
  дошкольного возраста


   Одним из приёмов развития двигательной активности у детей дошкольного возраста , являются народные подвижные игры . Во все времена в народных играх  ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Народные игры -  развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Поэтому возрождение и возвращение детских игровых традиций русского народа в повседневную жизнь важно в воспитательном процессе для российского общества в целом. Дети с удовольствием играют в русские народные игры. Потому, что игры  привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Кто из взрослых не помнит игр своего детства!  Они объединяли детей разного возраста. Русские народные игры естественны для семейного воспитания. Они просты и общедоступны. В них каждый из членов семьи может найти себе активную роль по силам и способностям. Как правило атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В народные игры  можно играть в самых различных ситуациях: на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. За последние годы в нашей стране появляется все больше семей, где физкультура становится жизненной потребностью каждого члена семьи.
   Но к  сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Ведь правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, цепные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.

Правила для родителей


   Приступая к игре, нужно  иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, поведение, аппетит, сон - вот зрительный показатель  правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.

   Игры, спортивные развлечения и физические упражнения нельзя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не следует начинать их сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5-2 часа до ночного сна.

   После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теплый душ, купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект.

   Дети дошкольного возраста нередко заигрываются, переоценивая свои силы (во вред здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Активные игры  сменяются спокойными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоровью. Родители по внешним признакам могут определить, не превышает ли нагрузка физических возможностей ребенка. При нормальной нагрузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр и жизнерадостен. Чрезмерная нагрузка сказывается на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сон. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже вовсе прекратить двигательную активность. Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у малышей хорошее настроение. Знайте, что психика ребёнка  неустойчивая, легкоранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его оттого или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибку, будьте тактичны. Укрепляет веру в свои силы  разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру - ребенок может зазнаться. А вот малыша, которому долго не удавалось какое-то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно нужно похвалить. Родители должны  знать, что правильно, разумно подобранные игры и развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки; на развитие сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.   
    

Как быстро организовать игру

 (рекомендации родителям)

СЧИТАЛКИ, ЖЕРЕБЬЕВКИ, УГАДЫ, СГОВОРЫ,

ПЕВАЛКИ, УГОВОРЫ


   Организаторами игры могут быть и взрослые, взяв на себя роль ведущего, но играть интереснее, если все побывают в этой роли. Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы. Определить водящего можно с помощью читалки. Стоящий  в середине, громко произносит считалку. При каждом слове он касается поочередно рукой каждого играющего, не исключая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот и - водит. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного, задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют  художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Вот некоторые из них:

Раз , два, три — Стара баба ты; Четыре, пять — Стара баба ты опять;
 Шесть, семь — Стара баба ты совсем.  

Теля, меля; Ты Емеля; Третий бас. Поводи-ка ты за нас!

Ягодка малиновка; Медок, сахарок. Поди вон, королек!
  Там тебе место — В кислое тесто.

Месяц-заяц; Вырвал травку; Положил на лавку; 
Кто возьмет — Вон пойдет.

Заяц бегал по болоту; Он искал себе работу.
  Он работу не нашел; Сам заплакал да пошел.

Заяц белый; Куда бегал? - В лес дубовый. - Что там делал? -
 Лыко драл. - Куда клал? - Под колоду.- Кто украл? - Родион. - Выйди вон.

Катилось яблоко - Мимо сада, - Мимо сада, - Мимо града.
 Кто поднимет, Тот и выйдет.

Катилась торба - С высокого горба. - В этой торбе - Хлеб, соль, пшеница. -
 С кем ты хочешь поделиться?

Стакан, лимон — Вышел вон!

Кто играет, будет уж. - Кто не хочет быть ужом, - Выходи из круга вон!

Вор шел, шел, шел - И корзиночку нашел. - 
В этой маленькой корзинке - Есть помада и духи, ленты, 
кружева, ботинки, - Что угодно для души?

Мы собрались для игры,- Взяли квасу и еды: -  
Будем кушать, будем пить, и вот ты пойдешь водить!

Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, 
Был в диване спрятан слон. Ты не веришь? Выйди вон!

 Мальчик с пальчик  - Нашел стаканчик.  - 
Стакан разбился,  - Лимон покатился. 

Катился   горох по блюду, - Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дуду - И по улице пойду,- 
Громче, дудочка, дуди: - Мы играем, ты води.

 Шла кукушка мимо сети, - А за нею малы дети, -
 Кукушата просят пить,- Выходи - тебе водить.

   Для того, что бы разделиться на команды применяют жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят   или   пробегают   эти   воротца.   Последнего   ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: Конь вороной остался под горой, Выбираешь, какого коня: Сивого или златогривого? Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевки могут быть и более короткие загадки:

«Красное яблочко или золотое блюдечко?»,

«Ниточка или иголочка?» и т. п.

  Жеребьевки бывают разные, например - угады «пальчик-маральчик». Один из играющих пачкает палец (мелом, сажей, землей), остальные игроки разжимают его кулак. Кто разожмет замаранный палец — водит. Или так. Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить!» К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой берет?» Они выбирают. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. Или так. По количеству играющих - берут палочки (соломки, бумажки). Одна из них должна быть короче или длиннее. Верхние концы палочек нужно сравнять, а нижние спрятать в руке. Каждый, из играющих - тянет один жребий. Кто вытянет самую длинную (короткую) палочку — как уговорились, — тот и водит.

  Уважаемые ,родители, хочется  надеется, что данные консультации помогут вам приобщить ваших  детей  к народным подвижным играм, сделать их здоровыми и жизнерадостными.

Русские  народные  игры в формировании двигательной активности детей.

        Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка - это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с  движениями,  игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Русские  народные  подвижные  игры  имеют  многовековую  историю,  они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные  традицию.

Е. А. Покровский,  К. Д. Ушинский,  Г. А. Виноградов  и д. р. Призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до  потомков национальный колорит  обычаев,  своеобразие  языка,  древнюю  культуру народов. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального,  и физического  воспитания дошкольников.

Главная        задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать  степень внимания и мышечного  напряжения,  приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в  себе  духовное  богатство, моральную основу и физическое совершенство.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность . Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые    особенности    поведения    животных    (хитрость   лисы,    повадки хищников        волка, щуки, быстрота движений зайцев,  птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Сюжетные народные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны. В сюжетных народных подвижных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Эти  виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения  игровых  задач. Построение  игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более  сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают  никакие  дополнительные  сигналы.  Тогда  малыши действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек; салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием  сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с  выполнением  конкретного  двигательного  задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.  Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные  формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

Первыми  бессюжетными  играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место -

«домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание

самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь, друг на друга.

Затем вводятся  игры,  в которых есть более сложные задания на внимание,  на

ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у  ребенка,  или туда, где звенят колокольчик («Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?») . Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения па  слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

В таких  играх,  как  «Береги  предмет»,  «Не  опоздай»,  к детям  предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое  место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих  простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими  движениями  владеют  слабо,  поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.

Несмотря  на  то,  что  бессюжетные  народные  игры  используются  в  работе с

малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр для детей от 2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений (бег и прыжки, ходьба и перешагивания и т. д.). Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим, детей упражняют в равновесии (русская народная игра «По ровненькой дорожке»). Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (по дорожке), затем по доске, лежащей на полу,  по скамье, по наклонной доске, по доске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т. д. Усложнить задание можно и изменяя характер движений - пройти быстро, пробежать, пройти на носочках бесшумно, приняв определенное положение рук (в стороны, за голову), и т. п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр,- соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Надо        стремиться        к   тому,        чтобы        игровые        образы        были  понятны        и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтоб им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», и др.).

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой - ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации  движений  малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.

Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно.

Консультация

Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных игр.

            Подготовила:

воспитатель  Голикова Н.Г.

        В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.  Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами  живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют. познают мир.

        Порой поток информации поступает большой и очень  сложный. Дети , окунувшись в него, плывут , как и взрослые , по течению. Теряется интерес к нашим играм,  им на смену приходят  мультики и игры Запада. В семье,  да и в детском саду- изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня  не интересуются  своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России программа дошкольного учреждения содержит раздел       "Введение в русскую традиционную культуру", предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами стоит задача - помочь дошколятам найти пути возвращения традиций  и обычаев своего народа. Одним из приемлемых путей  является детская традиционная игра. Недаром говорят:

“Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети.”

        Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста. Работая над проблемой возрождения православной культуры много способов и путей в достижении поставленной цели. Коллектив нашего детского сада тоже работает над проблемой возрождения православной культуры  в первую очередь через изучение, охранение  и возрождение русских народных игр, применяя их в воспитании подрастающего поколения. Может возникнуть вопрос: почему, в 21 веке, веке современных компьютерных игр и технологий, мы ставим такие задачи? А потому, что детские игры - составная часть традиций каждого народа. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей.

        Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна  и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа.

Возродить русские народные игры, воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа - вот задача современного педагога, в основу которой должны быть заложены  принципы:

- методика показа;

- количество наглядности и последовательность демонстрации;

- сочетание определенных видов наглядности;

- включение детей в анализ наблюдаемых объектов;

- соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

        Поэтому целью является приобщение детей дошкольного возраста к русским народным играм  через возрождение и сохранение национальных традиций. Для этого определенны задачи:

-Пробуждать интерес дошкольников к русской народной культуре, к русским народным традициям, истории русского народа.

-Развивать познавательные способности ребенка, используя все виды фольклора: заклички, игры хороводные и подвижные, потешки, сказки, считалки и др.

-Побуждать дошкольников к любым проявлениям эстетических чувств, через восприятие образов.

        Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. Однако, обращаясь к истории, мы видим, что они вышли из народной педагогики. Поэтому, чтобы вернуть их в систему приобщения дошкольников к русским народным играм, необходимо возродить народные игры. А через них осуществлять воспитание и развитие детей средствами народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством приобщения к истокам русских народных, воспитание любви и интереса к истории своего народа.

        В план работы можно включить материал интегрировано - это ознакомление детей с устным народным творчеством, с русской праздничной культурой, использование фольклора в развитии двигательной активности детей, календарно - обрядовые праздники, познавательные проекты, а также знакомство ребят с  народными традициями воспитания девочек и мальчиков в русских семьях.

        Большое значение должно придаваться  обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе. Поэтому  используются эмоционально-образные средства - интерес, воображение, активность. Элементы предстоящей игры включаются в комплексы утренней гимнастики или физкультминуток, также в тематические виды занятий или как часть занятия. Здесь стремясь раскрыть сюжетную народную игру, показываются  иллюстрации, рассказывается  о предметах, используемых в этих играх, национальных обычаях, дети  знакомятся с текстом игры. Иногда кратко рассказывается о сюжете игры, поясняется роль, диалог. (Игры «Гуси - гуси», «Мак», Ястреб» и другие).

        Все свои жизненные впечатления и переживания, дошкольники передают в условно-игровой  форме. Поэтому надо способствовать их превращению в образ, не только применяя атрибуты, но и создавая музыкальный фон. Условно - игровая форма организации русских игр особенно развивается в играх, отражающих отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры, воспитывают доброе отношение к окружающему миру. К ним относятся: «Стадо», «Пчелки и ласточка», «Волк и овцы» и другие. Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, используются зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки - т.е. вся художественная прелесть, ценнейший игровой фольклор. Например, «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду», или «Я купил себе дуду и по улице пойду. Громче дудочка дуди: мы играем - ты води ». Вся эта прелюдия помогает  быстро организовать играющих, объективно выбрать ведущего точно выполнять напевность  или характерный склад текста.

Объясняя новую игру можно  использовать  сундук - игротеку. Это многофункциональный сундук. Находящиеся в нем предметы, в зависимости от предстоящей игры, уникальны тем, что состоят из предметов известных на Руси. Это игры «Городки», волчок, биты, скакалки, юла, мишень камушки, и другое. С помощью сундука происходит  знакомство  ребят с историей русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и, находчивость, быстроту и хорошую координацию. Здесь  используются игры «Городки», «Горелка», «Лапта», «Палочка - выручалочка».

Оригинальность самовыражения, своеобразие языка, формы и содержание русских перекличек совершенствуют национальные традиции и несут богатые фольклорные пласты, которые способствуют воспитанию уважительного  и устойчивого отношения к родной стране. Здесь предлагаются игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность «Дедушка - рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление детей стать сильнее, победить всех.  Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны,  наилучший  путь их раскрытия - воображение: собирают ягоды, сеют лён, рубят дрова, вяжут метелки.  Расширяя интерес к народной традиции и  культуре детям показывают картины,  иллюстрации, а так же песни, пляски.  Разучивание народных игр и хороводов водящие только «девицы» и только «хлопчики», роль мальчика соответствует роли настоящего мужчины, приглашая девочку он ведет ее в круг, зазывает выполнять действия, связанные с текстом игры, любуется или наоборот показывает свою удаль. Этот  прием дает богатый материал для полоролевого воспитания детей. Это игры «Когда солнышко взойдет», «Плетень», «Ехал Ваня на коне»,  «Пахарь», «Я посеяла ленку» ( игра жителей Белогорья) и другие. Эти игры уникальны и тем, что способствуют развитию творческого самовыражения ребят, раскрывают  личностные качества, ведут к импровизации. Впечатления после таких игр очень глубоки и эмоциональны.

При проведении интегрированных занятий, связанных с с легендарными  русскими богатырями, с историческим прошлым нашего народа применяются  игры: «Единоборство», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали раннее в популярности современным киногероям. Тем самым, ребенку дается возможность почувствовать  традиции православной семьи, особенности мужественности  и женственности. Все это, находит отражение и в  православных праздниках:  «Богатыри Земли русской», «Праздник Покрова», «Рождество Христово», «Пасхальный звон», «Масленица»; сезонных игровых праздниках: «Осенние гуляния», «Русские игрища», «Прилет птиц».

По мере накопления материала можно проводить доминантные игровые занятия или сказочный театр, основанные на знакомом материале. Эти занятия доставляют детям большое удовольствие, способствуют самовыражению. Их можно заложить в основу большого праздника, сценарий которого может быть таким:

  • Наблюдение за играми ребят – заводил  «Нагонялы», «Прыгалки», «Калечина- малечина».
  • Построение и представление команд.
  • Шуточные соревнования, заимствованные из народных игр.
  • Подведение итогов, награждение команд и отличившихся игроков.
  • Народные игры и забавы для всех: «Салочки в два круга», «Горелки», «Ручеек», «Хромая лиса», «Замри».

        Taк  как работа по приобщению ребят к русским народным играм  планируется совместно с воспитателями, хорошо проводить в интервалах между занятиями игровые перемены. Их построение зависит от видов занятий и способствует переключению деятельности с одного вида на другой. В игровые перемены включаем игры - хороводы, игры с выбором, ловишки на ролевой основе и другие. Воспитатели вносят новизну в хорошо знакомые игры.

Безусловно, проблему приобщения детей к народным играм, нельзя

рассматривать в отрыве от семейного воспитания. Совместная работа с родителями, их непосредственное участие и заинтересованность, помогут  в решении поставленных задач.

Таким образом,  в вопросах воспитания детей, огромная роль   дошкольного детства является общепризнанной. Сегодня педагоги не должны стоять в стороне от решения судьбы одного из важнейших средств - народной игры. Введение народных игр в современный педагогический процесс может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.

Вывод:

Игры-упражнения, основанные на русском народном творчестве, создают хорошее настроение, самочувствие ребенка “заряжают” бодростью, энергией.

Появляется интерес к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Дети полностью удовлетворяют естественную потребность в движении.

Повышается уровень заинтересованности родителей в решении данной проблемы.

Дети проявляют интерес к традициям русского народа,  русским народным играм, появляется  желание самостоятельно придумывать варианты  действий игр, и их организации.

Изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание

друг к другу.

Консультация для родителей

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры»

Описание: F:\картинки\картинки по народному тв-ву\semya_enl.jpg

       Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.  Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к народным играм, старинным праздникам, традициям, фольклору.

         Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное.  Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их  личности.  Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа.  Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

         В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

       Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время  возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели  можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.

     Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

        Приобщая детей к  истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями.  Можно проводить посиделки, досуги,  на которых дети  будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д.  Именно здесь  вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных.  Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.

         Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование  бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

         Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

         Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать  детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных  чувств.

       Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они  никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.

Подготовила:

воспитатель Голикова Н.Г.

Анкета для родителей

«Как мы играем с ребенком дома»

ФИО _______________________________________________________________

Состав семьи________________________________________________________

  1. Есть ли друзья у Вашего ребенка?
  2. Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируюсь на автора, цену)?
  3. Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочку, глиняные свистульки)?
  4. В какие игрушки больше всего  любит играть Ваш ребенок?
  5. С кем он играет дома?
  6. Убирает ли ребенок игрушки (сам, вместе  с Вами)?
  7. Как часто Вы покупаете игрушки?
  8. Что делаете, если игрушка сломалась?
  9. Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»)?
  10. В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, кубики, пазлы)?

«Приобщение детей к истокам русской культуры»

       1.Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:

а) как жили наши предки?

б) какими занимались ремеслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

2.Знаете ли Вы русские праздники?

3.Нужно ли ребенку давать толкования старословянских слов?

4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5.Необходимо ли сохранять уважение к предметам  старины?

6.Надо ли знать народные сказки и былины?

7.Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8.Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знаете ли об этот малыш?

9.Какие народные игры Вам известны?

10.Играете ли Вы в них с ребенком?

11.Ходите ли Вы в музее (исторический, краеведческий и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...