Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
материал на тему
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_dlya_samyh_malenkih.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.
Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.
Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.
Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня. Пример любимых игр детей — специально для вас, родители, ниже.
Перчатка.
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала.
Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
Котята.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друг .
Кролик.
Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом,
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе
«Чистим шёрстку».
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим «ушами».
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов.
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки
Черепашка.
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
«Черепашка» ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Перечень пальчиковой гимнастики в стихах,которая может быть использована для деток младшего возраста....
Картотека «Пальчиковые игры для самых маленьких»
Пальчиковые игры помогут развить речь ребёнка. Познакомят малыша с прекрасными детскими стихами. Укрепят его память и пространственное мышление, активизируют мелкую моторику. Дадут малышу возможность ...
Картотека пальчиковых игр для самых маленьких
Развитие мелкой моторики, координации движения рук с речевой активностью, ведь между ними существует прямая связь...
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Здесь вы можете посмотреть рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и ее примеры...
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
★ Пальчиковая гимнастика для самых маленьких ★В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 мес...
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Гимнастика для пальцев – первый помощник родителей в гармоничном развитии ребенка. Ее нужно и важно начинать с самого малого возраста. Шуточная и игровая форма упражнений вызовет у малыша массу ...
Картотека пальчиковой гимнастики для самых маленьких
Цель: развивать ощущение собственных движений, активизировать движение кистей и пальцев рук, развивать мелкую моторику, развивать речь, активизировать словарь, пополнять словарный запас, развивать уме...