Программное содержание: - формировать в сознании детей образ мира семьи;
актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;- способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
Материалы и оборудование: репродукции с картин Б.М. Кустодиева «Утро», В.Е. Маковского «Варят варенье», Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы»; альбом «Наши родители»; семейные фотографии детей, ромашка, сделанная из картона. (На обороте каждого лепестка изображен кто-то из членов семьи: бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь.)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. И для начала послушайте стихотворение, которое называется «Моя родня».
Моя родня
Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
И еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Я. Аким
Воспитатель: Кто назван в стихотворении родней?
Дети: Мама, папа, щенок Тишка, братишка, друг Сережка.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Стали бы вы считать родней друга Сережку и щенка Тишку или назвали бы их как-то по-другому?
Ответы детей.
Воспитатель: Найдите слова, близкие по значению слову «родня».
Дети: Родители, родственники.
Воспитатель: Кто такие, по-вашему, родственники?
Дети: Родня – это мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети.
Воспитатель: Но порой в родственных связях разобраться бывает очень сложно, особенно если родня большая.
(Заранее подготовленные дети читают по ролям стихотворение Я. Акима «Кто кому кто?»)
Дети:
- Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой и совсем не сыночек!
- Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тети!
- Тетю твою я в люльке качала...
- Бабушка, стой, объясни сначала.
Кто мне Наташа и два ее братца?
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься... Хитрое дело...
- Бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало!
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь внимательно послушайте еще одно стихотворение и ответьте потом на мои вопросы.
Мой брат Миша
Ох, до чего же он рыжий,
Мой новый братик Миша!
И волосы — рыжие,
И ресницы — рыжие,
Проснусь — и сразу весело,
Когда его увижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Все делает, как я!
Я прыгаю — он прыгает,
Ем кашу — кашу ест,
Я съел тарелку мигом
- А он в один присест.
Я Мишу не обижу,
Ничем не обделю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.
Воспитатель: Что вы можете сказать о Мише?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое чувство испытывает старший брат к младшему?
Дети: Любовь, нежность, гордость, братские чувства.
Воспитатель: Верно. Я хочу рассказать вам еще одну историю о родных людях. Послушайте. (Зачитывает отрывок из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». )
«Я все стоял со своей сестрой Ксенией на руках как дурень с писаной торбой и улыбался.
Мама сказала с тревогой:
- Осторожнее, умоляю, Денис, не урони.
Я сказал:
- Ты что, мама? Не беспокойся! Я целый детский велосипед отжимаю одной левой, неужели же я уроню такую чепуху?
А папа сказал:
- Вечером купать будем! Готовься!
Он взял у меня сверток, в котором была Ксенька, и пошел. Я пошел за ним, а за мной мама. Мы положили Ксеньку в выдвинутый ящик от комода, и она там лежала спокойно. Папа сказал:
- Это пока, на одну ночь. А завтра я куплю ей кроватку, и она будет спать в кроватке. А ты, Денис, следи за ключами, как бы кто не запер твою сестренку в комоде. Будем потом искать, куда подевалась...
И мы сели обедать. Я каждую минуту вскакивал и смотрел на Ксеньку.
Она все время спала. Я удивлялся и трогал пальцем ее щеку. Щека была мягкая, как сметана. Теперь, когда я рассмотрел ее внимательно, я увидел, что у нее длинные темные ресницы...
А вечером мы стали ее купать. Мы поставили на папин стол ванночку с пробкой и наносили целую толпу кастрюлек, наполненных холодной и горячей водой, а Ксения лежала в своем комоде и ожидала купания. Она, видно, волновалась, потому что она скрипела, как дверь, а папа, наоборот, все время поддерживал ее настроение, чтобы она не очень боялась.
Папа ходил туда-сюда с водой и простынками, он снял с себя пиджак, засучил рукава и льстиво покрикивал на всю квартиру: А кто у нас лучше всех плавает? Кто лучше всех окунается и ныряет? Кто лучше всех пузыри пускает?
А у Ксеньки такое было лицо, что это она лучше всех окунается и ныряет, - действовала папина лесть. Но когда стали купать, у нее такой сделался испуганный вид, что вот, люди добрые, посмотрите: родные отец и мать сейчас утопят дочку, и она пяткой поискала и нашла дно, оперлась и только тогда немного успокоилась, лицо стало чуть поровней, не такое несчастное, и она позволила себя поливать, но все-таки еще сомневалась, вдруг папа даст ей захлебнуться...
И я тут вовремя подсунулся под мамин локоть и дал Ксеньке свой палец и, видно, угадал, сделал, что надо было, она за мой палец схватилась и совсем успокоилась. Так крепко и отчаянно ухватилась девчонка за мой палец, просто как утопающий за соломинку. И мне стало ее жалко от этого, что она именно за меня держится, держится изо всех сил своими воробьиными пальчиками, и сквозь эти пальцы чувствуется ясно, что это она мне одному доверяет свою драгоценную жизнь, и что, честно говоря, все это купание для нее мука, и ужас, и риск, и угроза, и надо спасаться: держаться за палец старшего, сильного и смелого брата. И когда я обо всем этом догадался, когда я понял, наконец, как ей трудно, бедняге, и страшно, я сразу стал ее любить.
Воспитатель: Как старший брат догадался, что переживала его младшая сестренка Ксения во время первого в своей жизни купания?
Ответы детей.
Воспитатель: Каким почувствовал себя Денис в данный момент?
Дети: Старшим, сильным и смелым.
Воспитатель: Что объединяет мальчиков — героев стихотворения Якова Акима и рассказа Виктора Драгунского?
Дети: Любовь, чувство ответственности, бережное, нежное отношение к своим младшим братишке и сестренке.
Воспитатель: Кто из вас так же относится к своим младшим братьям и сестрам?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы относитесь к своим старшим братьям и сестрам? Рассказы детей из личного опыта.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Назови ласково». Вы видите на столе ромашку?! (На столе лежит ромашка, сделанная из картона. На обороте каждого лепестка изображен кто-то из членов семьи: бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь.) Тот кто переворачивает лепесток, называет изображенного члена семьи ласковым словом..
Дети «отрывают» лепестки, смотрят, кто изображен на обратной стороне, образуя из них уменьшительно-ласкательные слова.
Дети: Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся.
Папа – папуля – папуленька – папочка.
Мама – мамочка – матушка – маменька – мамуленька.
Дедушка – дедуля – дедуленька – дедуся.
Сын – сынок – сынуленька – сыночек.
Дочь – доченька – дочурка.
Воспитатель: Как замечательно, ребята, что вы так любите своих родных, с такой нежностью, уважением к ним относитесь. И я думаю, что вы всегда будете так к ним относиться, ценить их заботу.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по нравственно-патриотическому воспитанию
для работы с детьми 6-7лет
«Моя Родина – Россия.
Государственные символы страны»
Программное содержание: закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
Материалы и оборудование: изображение герба России, флаг России, запись с гимном России, карта России, карта Краснодарского края, глобус.
Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети: Это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна.
Воспитатель: Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.
Дети: (дети читают полюбившиеся стихи)
Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру . И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.
Дети делятся на команды.
Воспитатель: Наша игра будет состоять из нескольких этапов. И первый из них – «Географический». Вам необходимо на географической карте Краснодарского края показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.
Дети: Россия, Российская Федерация
Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?
Дети: Размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом
Воспитатель: Всё правильно. А назовите символы страны.
Дети: Гимн, флаг, герб.
Воспитатель: Гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.
(звучит отрывок гимна России все встают)
Дети встают
Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А теперь я расскажу вам о других символах страны.
Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. (ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).
Воспитатель: Ребята, кто запомнил и может рассказать о символах России?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.
Воспитатель : Ребята, а сейчас попробуйте объяснить, что значат слова: Родина, род, родень, родить, родич, родня, родословная.
Дети объясняют значение слов, а воспитатель помогает им, подсказывает.
Родина – это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.
Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Воспитатель: Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили.
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой.
|