Школа молодого воспитателя: "Обучение детей монологической речи"
консультация на тему
Консультация полезна начинающим воспитателям, а также старшим воспитателям для работы с молодыми педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Калиянц Л.С. МБДОУ д/с № 1
Школа молодого воспитателя:
«Методика обучения детей монологической речи.
Обучение детей рассказыванию»
Существует 2 типа монологической речи: пересказ и рассказ.
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение литературного текста.
Рассказ – это самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта или события.
По содержанию рассказы условно делятся на:
- Фактические :
А. рассказы по восприятию
Примеры: описательные рассказы по игрушке, по предметам, по картинкам, т.е. ребенок описывает то, что видит в момент рассказа.
Б. рассказы по памяти
Примеры: рассказы из личного или коллективного опыта. Ребенок должен уметь описать, что наблюдал, что видел, что делал, рассказать о событиях из жизни детского сада и дома, происшедших до момента рассказа.
- Творческие:
Рассказы по воображению
Примеры: придумать рассказ или сказку об одной или нескольких игрушках, рассказ-инсценировка с игрушками, придумать рассказ по картине или серии картинок, т.е. силой воображения воссоздавать события, выходящие за пределы изображенного на картине.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описательный рассказ – изложение характерных признаков какого-либо предмета или события
Пример: описание игрушки, одежды, посуды, животного, птицы, комнатного растения, школьных принадлежностей. Так же описательные рассказы, построенные на сравнении:
две пирамидки – низкая и высокая, два разных автомобиля, два животных – кошка и собака или - «Наш участок летом и зимой».
Описательный рассказ имеет свою структуру:
- Выделяется начало (название предмета)
- Описываются характерные внешние признаки (какой величины и цвета предмет, какие части у него есть, для чего они, из чего предмет сделан)
- Определяются существенные действия предмета или действия с ним.
Сюжетный рассказ - передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица.
Методы и приемы обучения развитию речи
Выделяется несколько групп методов и приемов:
- Наглядные методы: метод наблюдения, экскурсии, рассматривание натуральных предметов, показ картин, слайдов, фотографий, диафильмов, иллюстраций.
Наглядные приемы: показ картинки, игрушки, движения или действия
(в игре-драматизации, в чтении стихотворения)
- Словесные методы: чтение художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, рассказ воспитателя, метод беседы. Но в чистом виде эти методы в детском саду не применяются. Обязательна опора на наглядность (кратковременный показ игрушки, предмета, рассматривание иллюстраций, чтение стихов кукле и т.д.).
Словесные приемы:
- речевой образец (преподносится четко, громко, неторопливо),
- повторение (хоровое, индивидуальное - с целью запоминания),
- объяснение (широко применяется в словарной работе),
- указание (разъяснение, как надо действовать),
- словесное упражнение(многократное выполнение детьми определенных речевых действий),
- вопрос,
- оценка детской речи (мотивированное развернутое суждение об ответе ребенка)
- Практические методы: Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усвоить речевые умения и навыки.
Используются:
- дидактическая игра,
- игра-драматизация,
- настольная инсценировка,
- метод «наглядного занятия» («К кукле Тане пришли гости», «Оденем куклу Катю на прогулку»)
Игровые приемы: внесение игрового персонажа, использование игровых форм оценок(фанты, фишки, аплодисменты), использование шутки, юмора.
Общие требования к занятиям
- Тщательная заблаговременная подготовка к занятию. Учитывается уровень знаний и умений детей, определяются речевые задачи и речевое содержание, продумывается ход занятия, подбираются вопросы к детям, подготавливаются нужные наглядные пособия, учебное оборудование.
- Оптимальная нагрузка. Заранее определяется степень умственной нагрузки детей. Перегрузка учебным материалом ведет к утомлению детей, но и недостаточная нагрузка превращает занятие в зрелище для детей, где отсутствует работа мысли, памяти.
- Воспитательный характер занятия. Важно, чтобы на занятии формировались познавательные интересы детей. Воспитываются также нравственные чувства – любовь к родине, к родной природе, трудолюбие, коллективизм, эстетическое восприятие.
- Эмоциональный характер занятия. Занятие должно сохранять интерес детей и приносить детям чувство удовлетворения.
- Четкая структура занятия:
Вводная часть:
- В начале занятия устанавливается четкая связь с пройденным материалом.
- Сообщается цель занятия, вводится сюрпризный или заинтересованный момент (длительность: 1-2 мин.в младших группах; 5-7 мин. - в старших группах)
Основная часть:
- вводятся различные обучающие приемы для разъяснения характера речевого занятия
- самостоятельная работа детей (ответы на вопросы, пересказ, рассказывание по картине, по памяти, по воображению и т.д.)
Заключительная часть:
Должна быть краткой и эмоциональной, проводится в виде дидактической игры или прочтения стихотворения для закрепления материала занятия.
- Речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия. Надо предоставить по возможности большему числу детей условия для активной речи вслух.
- Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Фронтальные формы работы (общие задания, хоровые ответы) должны сочетаться с заданиями, предлагаемыми отдельным детям (учитывая их знания и речевые навыки).
- Правильная организация занятия. Создание максимально комфортных условий для каждого ребенка (гигиенические условия, источник света, чистота воздуха, места за столами или недлинными рядами лицом к воспитателю, расположение наглядных пособий, картин, предметов)
- Необходимость закрепления пройденного материала в других видах деятельности или на других занятиях. Соблюдать принцип повторности, что очень важно в речевой работе.
Структура занятий по рассказыванию
1. Рассказывание по игрушкам и предметам
Младшая и средняя группа
1 Вводная часть.
Заинтересовать детей: используется сюрпризный момент или игровой прием.
2. Основная часть.
- Показать игрушку, рассмотреть, вычленить характерные признаки
- Вопросы к детям по игрушке (как она называется? какого цвета? какие у нее есть части? для чего они нужны? как с ней можно играть?)
- Составление рассказа ( по вопросам воспитателя, по плану, по образцу воспитателя)
- Дополнение рассказа (например, задание на классификацию: есть ли еще игрушки такого же цвета?)
- Оценка рассказа.
3. Заключительная часть.
Используются песенки, загадки, стихотворения или дидактическая игра по теме.
Старшая группа
Сохраняется структура, но занятие строится в виде дидактической игры «Магазин» или «Выставка» игрушек, кукольной одежды, посуды и т.д.
Подготовительная группа
Сохраняется структура, но рассказы построены на сравнении 2-х предметов или из нескольких предметов ребенок самостоятельно выбирает тот, о котором будет рассказывать.
Даются предметы быта, декоративно-прикладного искусства, школьные принадлежности, ткань, одежда, обувь. Занятие проводится в форме дидактической или сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Почта», «Школа», «Кто как трудится», «Что предмет расскажет о себе».
Оценка рассказа: дети сами оценивают рассказ товарища.
- Рассказывание по сюжетной картине
Проводится 2 вида занятий:
а) рассматривание картин и беседа о них
б) составление детьми рассказов на материале картин.
Младшая группа
Осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Вместе с воспитателем рассматривают картину, учатся отвечать на вопросы педагога по деталям картины, слушают речевой образец воспитателя.
Средняя группа
- Вводная часть.
Осмысление детьми содержания картины (дать время для рассматривания картины) Провести вводную беседу на тему картины (например, подготавливая детей к просмотру картины «Зимние развлечения», педагог вначале проводит краткую беседу о зиме, спрашивает, в какие игры любят играть дети зимой и т.д.)
- Основная часть.
- ставится цель занятия («Сегодня мы с вами расскажем, как дети играют зимой»)
- вопросы по содержанию картины
(кто изображен? что делает? какое время года? какие игрушки принесли дети?)
- обращается внимание на детали картины
- обобщаются ответы детей, дается речевой образец по каждому вопросу
- дается название картине
- может быть использован прием совместных действий: педагог начинает описание, а дети продолжают его
- педагог, обобщая ответы детей, дает речевой образец рассказа
- дети по выбору педагога повторяют образец воспитателя с его помощью (3-4 ребенка)
- оценка рассказов: общая, положительная
3. Заключительная часть. Используются загадки на тему, стихи, дидактическая игра.
Старшая группа
Рассматривание картины организуется за 2-3 дня до занятия
- Вводная часть.
- повторный просмотр картины ( «Сейчас вы увидите уже знакомую вам картину»)
- краткая беседа, касающаяся основных моментов сюжета («Посмотрите внимательнее на картину. Чем занята ежиная семья? На какую полянку привела ежиха-мать ежат? Что на ней растет? Попробуйте подробнее рассказать об этом. Вспомните рассказ, который мы недавно читали о колючей семейке – это поможет вам рассказать интересно и весело»)
2. Основная часть.
- ставится цель занятия («Расскажите интересно о девочке, у которой улетел шар»)
- рассказы детей (5-6 человек). Дается название картины. Используется частично речевой образец воспитателя, коллективное рассказывание по частям, по плану воспитателя. Если какой-либо ребенок не справляется, педагог рассказывает сам.
- оценка рассказов. Педагог может отметить лучшие части рассказа у некоторых детей, похвалить рассказ, составленный целиком одним ребенком.
3. Заключительная часть:
прочесть стихотворение, загадать загадку.
Подготовительная группа
Структура несколько меняется во 2-ой половине года
- Вводная часть.
- Выставляется картина.
- Дети самостоятельно рассматривают ее.
- Определяется тема. Педагог задает наводящие вопросы ( О чем вы расскажите в первую очередь? О чем следует сказать более подробно? Чем закончить рассказ? Что надо сделать, чтобы рассказ получился хорошим и интересным? )
2. Основная часть
- составление самостоятельных рассказов детьми :
а) по плану воспитателя
б) коллективное составление рассказа, когда сохраняется внимание всех детей, т.к. надо продолжить уже начатый рассказ товарища
- оценка рассказов: правильность передачи замысла и темы картины, степень точности в обрисовке персонажей, деталей картины и т.д.
3. Заключительная часть.
Педагог задает вопросы, отвечая на которые дети выражают свои впечатления от картины (Чем понравилась вам картина? Какое настроение в ней передано? Что вам вспомнилось, когда вы смотрели на картину?)
3. Рассказывание по памяти
Обучение рассказыванию по памяти проводится с начала года в старшей группе
Делится на :
-рассказывание из коллективного опыта («Как мы делали игрушки для малышей», «Елка в детском саду», «Что нам осень принесла»)
- рассказывание из личного опыта ( «Моя собака», «Как я ездил к бабушке на поезде», «Мой день рождения»)
4. Рассказывание по воображению
Вводится в подготовительной группе
Разновидности рассказов по воображению:
- Придумывание рассказа по набору игрушек
- Рассказы-инсценировки с игрушками.
- Придумывание рассказов по картине или серии картин
- Придумывание рассказа на предложенный сюжет
- Придумывание сказки с готовым началом (или с началом и концом – нет середины)
5. Пересказ
Пересказ - творческое воспроизведение литературного произведения.
Произведения для пересказа должны быть сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий, доступны по размеру, учитывая детское внимание и память.
Требования к пересказам детей:
- Осмысленность пересказа (как дети передают авторские слова своими словами)
- Полнота передачи.
- Логическая последовательность повествования.
- Использование слов и оборотов авторского текста.
- Правильный ритм пересказа, отсутствие длительных пауз.
- Соблюдение культуры повествования (стоять спокойно, не дергаясь, рассказывать громко).
Разновидности пересказов:
- Пересказ знакомого текста.
- Пересказ нового текста.
- Пересказ 2-х текстов: знакомого и незнакомого
- Пересказ знакомых сказок.
- Пересказ по иллюстрациям.
Структура занятия по пересказу.
1. Вводная часть.
Цель – подготовить к восприятию нового произведения.
2. Основная часть.
а) первичное чтение произведения
б) вопросы, разбор произведения
в) вторичное чтение произведения с установкой на запоминание
г) пересказы детей (5-6 детей)
д) оценка пересказов ( соответственно возрасту)
3. Заключительная часть: дидактическая игра, или литературная викторина, или загадка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"
Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/12/picture-958047-1507828397.jpg)
Конспект спортивно – досугового праздника, посвященного празднованию Дня защитника отечества на тему: «Школа молодого бойца» для детей старшего дошкольного возраста
Задачи по образовательным областям: - обобщать и конкретизировать знания детей о Российской Армии и о военных профессиях (Познание); - совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и м...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-710879-1447761564.jpg)
Консультация для воспитателей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"
Материал содержит актуальность, разные взгляды на обучение детей грамоте. Рассмотрено содержание речевого развития, как образовательной области основной образовательной программы дошкольного образован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/04/picture-1308555-1612444677.jpg)
Сценарий утренника посвященного 23-февраля: "Школа молодого бойца" для детей 6-7 лет.
Данный сценарий разработан для детей 6-7 лет. Мероприятие проводится в виде соревнования. Цель данного мероприятия: воспитания чувства патриотизма у дошкольников;укрепление здоровья детей ерез физичес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-54710-1413912271.jpg)
Музыкально-спортивное развлечение « Школа молодого бойца» для детей -5-6 лет
Цели праздника:• знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества;• закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники;• совершенствовать координацию движ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-1390902-1665473906.jpg)
Сценарий праздника 23 февраля «Школа молодого бойца» для детей старшей и подготовительной к школе группы.
Сценарий праздника 23 февраля «Школа молодого бойца» для детей старшей и подготовительной к школе группы. Цель: формировать чувство патриотизма, воспитывать у детей уважение к Ро...