Проект: «Мы – кубанцы!»
проект на тему
Описание проекта
Название проекта: Парциальная программа «Мы – кубанцы!»
Автор проекта: коллектив МАДОУ 38, ст. воспитатель Коваленко М.В., воспитатель Н.Н. Анисимова.
Место работы: МАДОУ 38
Соавторы: педагоги МАДОУ 38
Контактный телефон: 8 (86149)
Адрес электронной почта:madou38@rambler.ru
Информация о проекте, которую считаете необходимым сообщить: данный проект можно использовать в вариативной части образовательной программы дошкольного образования.
Аннотация: Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а потом, к сожалению, вопрос воспитания гражданственности и патриотизма угас - стал неактуален. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. Патриотические чувства у человека закладываются в процессе жизни и бытия, находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента рождения, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к культуре своей страны, к бытию своего народа. К сожалению, так же время произошло и отстранение народа от церкви. Потерялась связь между церковью и людьми. А восстановление процесс длительный и трудоёмкий.
Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, к поселку, а затем уже к любви к своей большой Родине.
Именно поэтому в нашем детском саду создана система духовно-нравственного и патриотического воспитания: система, построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие телесно и духовно здорового человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для Аттестации | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский конкурс
научно - образовательных проектов
«Великим педагогам посвящается»
Номинация – «Проект инновационной деятельности образовательного учреждения»
Название проекта: Парциальная программа «Мы – кубанцы!»
Авторы: ст. воспитатель – Коваленко М.В.-
высшая квалификационная категория;
воспитатель- Анисимова Н.Н.-
первая квалификационная категория;
2017 г.
Описание проекта
Название проекта: Парциальная программа «Мы – кубанцы!»
Автор проекта: коллектив МАДОУ 38, ст. воспитатель Коваленко М.В., воспитатель Н.Н. Анисимова.
Место работы: МАДОУ 38
Соавторы: педагоги МАДОУ 38
Контактный телефон: 8 (86149)
Адрес электронной почта:madou38@rambler.ru
Информация о проекте, которую считаете необходимым сообщить: данный проект можно использовать в вариативной части образовательной программы дошкольного образования.
Аннотация: Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а потом, к сожалению, вопрос воспитания гражданственности и патриотизма угас - стал неактуален. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. Патриотические чувства у человека закладываются в процессе жизни и бытия, находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента рождения, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к культуре своей страны, к бытию своего народа. К сожалению, так же время произошло и отстранение народа от церкви. Потерялась связь между церковью и людьми. А восстановление процесс длительный и трудоёмкий.
Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, к поселку, а затем уже к любви к своей большой Родине.
Именно поэтому в нашем детском саду создана система духовно-нравственного и патриотического воспитания: система, построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие телесно и духовно здорового человека.
Основным направлением деятельности МАДОУ № 38 является внедрение регионального компонента – кубановедения в деятельность с детьми дошкольного возраста. Педагогическим коллективом МАДОУ № 38 проведена большая работа:
- Оформлен передовой педагогический опыт «Система по внедрению регионального компонента в деятельность с детьми подготовительной группы» внесен в региональный банк данных ППО в 2012 году;
- В 2014 году открыта муниципальная экспериментальная площадка по теме «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО»;
- В 2015 году получена рецензия ККИДППО на парциальную программу «Мы – кубанцы». О ней подробнее.
Парциальная программа «Мы - кубанцы» посвящена вопросам построения системы образовательного процесса на основе многовековой традиционной культуры Кубани, ее богатейшего культурного наследия, что в настоящее время является актуальным в работе педагогов дошкольных организаций и учитывает требования ФГОС ДО. Данная программа составлена согласно «Концепции содержания дошкольного образования на Кубани по вопросам воспитания любви к родному краю», и так же действует в рамках реализации рекомендаций совещания педагогической общественности муниципального образования Новопокровский район на 2014-2015 год, с целью повышения эффективности внедрения регионального компонента – кубановедения.
Новизна и оригинальность парциальной программы «Мы - кубанцы»:
- программа предназначена для воспитания патриотических чувств детей 4-7 лет на основе ознакомления с историей Малой родины в специфических видах детской деятельности;
- педагогическим коллективом детского сада изучена и внедрена в деятельность детского сада концепция содержания дошкольного образования на Кубани по вопросам воспитания любви к родному краю, к поселку, к своей Малой родине;
- выявлены и апробированы методики, для определения уровня знаний детей по проблеме внедрения регионального компонента в деятельность детского сада.
Парциальная программа «Мы - кубанцы» включена в Основную образовательную программу МАДОУ № 38, в часть формируемую участниками образовательных отношений.
На парциальную программу «Мы – кубанцы» есть положительная рецензия ведущего специалиста УО муниципального образования Новопокровский район - Е.Г. Каленченко.
Парциальная программа «Мы – кубанцы» представлена в рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДДО»
Парциальная программа «Мы – кубанцы» имеет положительную рецензию и.о. зав кафедрой ККИ ДППО Ю.В. Илюхиной.
Программа «Мы – кубанцы» используется в работе детскими садами муниципального образования Новопокровский район.
В рамках реализации парциальной программы «Мы – кубанцы» заключены договора с общественными организациями Кубанского сельского поселения (Дом культуры, Хуторское казачье общество, Кубанская поселенческая библиотека), что в совокупности способствует более эффективному взаимодействию педагогов, родителей и детей, в результате, которого, любовь к Краснодарскому краю и поселку Кубанский глубоко проникнет в сознание и привычки - дошкольников.
Появлению парциальной программы «Мы - кубанцы» предшествовала огромная подготовительная работа. Внедрение кубановедения в воспитание и образование детей началось с изучения педагогами истории родного поселка; пополнения наших знаний об истории и культуре родного края; со знакомства с культурой, традициями, фольклором кубанского народа; создания банка данных творчества кубанских поэтов, писателей, художников; со знакомства с особенностями природы и животного мира Кубани. С 2013 года коллектив МАДОУ № 38 участвует в Кирилло – Мефодиевских чтениях.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагогов с семьей. Но, к сожалению, в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Наше взаимодействие с родителями проходит через:
- повышение уровня знаний родителей о родном крае;
- знакомство с культурой, традициями, фольклором родного края на праздниках, открытых занятиях, собраниях в детском саду;
- участие в общих собраниях, в выставках и аукционах;
- изготовление детских казачьих костюмов;
- через «Родительские посиделки» по созданию развивающей среды в группах и на
участках детского сада;
- оформление генеалогического древа и родословных своей семьи.
Совместно создав условия для работы по кубановедению началась работа с детьми: проведен цикл бесед: «Моя семья», «Мои друзья», «Мой дом», «Мой поселок», «Мой край», о труде работников сельского хозяйства; были организованы экскурсии по родному поселку в разное время года, встречи с героями труда и трудящимися поселка; организованы выставки детских работ; проведен месячник патриотического воспитания «Победа деда – моя Победа»; осенние ярмарки с выставкой сельскохозяйственной продукции. В течение года обязательно проводятся народные и православные праздники: Рождество, Масленица, Пасха, Преображение Господне, Покров Пресвятой Богородицы.
Особо хочется остановиться на праздновании праздника Преображение Господне (Яблочный спас). На протяжении 5 лет ежегодно дети вместе с педагогами детского сада посещают храм в станице Новопокровской Пресвятой Богородицы.
Рассматривая формы работы с детьми, методы и приемы, игровые задачи, используемые в работе по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию, я хочу конкретно остановиться на такой форме как «Казачий круг- фестиваль».
Идея проведения фестиваля возникла в детском саду в 2005 году. Данный фестиваль проходит и в настоящее время.
Наработав определенный опыт по внедрению регионального компонента, мы столкнулись с тем, что говорить о казачестве, его традициях, корнях конкретно в нашем поселке проблематично, т. к поселку всего 80 лет (т.е. это не казачье поселение). Но основная масса людей переселилась из казачьих станиц Новопокровской, Калниболотской, Новоивановской, Ильинской - станиц с глубокой казачьей историей и традициями.
Рассматривая, множество идей мы пришли к выводу, что в начале лета, когда сама природа благоухает красотой и яркостью, когда закончен учебный год, такой яркий, подводящий годовые итоги работы по кубановедению праздник -необходим. Как познакомить детей с понятием «Казачий круг»? Только наглядно организовав его, сделав участниками самих детей, мы сумели донести и раскрыть его принципы.
Приглашения стать участниками фестиваля в детские сады района мы посылаем заранее. В мае четко определяется круг участников. Обычно это 4-5 детских садов. Так случилось, что начало июня стал у нас традиционным днем проведения фестиваля.
Открытие фестиваля – это парад участников, торжественный круг почета во главе с атаманом своей станицы: со своим флагом. После приветствия всех звучит гимн Кубани. Такая торжественная церемония позволяет детям видеть, где и зачем используется символика: герб, гимн, флаг.
Далее конечно работает принцип: «других посмотреть и себя показать». Конкурс казачьих костюмов, конкурс частушек, конкурс инсценированной песни, стихи и танцы – все это чередуется с кубанскими играми для всех участников фестиваля.
Динамичное, яркое, захватывающие зрелище с большим количеством участников, приглашенных и гостей; с традиционной застолицей, где все участники выставляют на стол кубанскую выпечку: пироги и пирожки, виргуны и кулебяки, припивая все это душистым взваром, наливаемым из расписных крынок и кувшинов – делает фестиваль незабываемым. Дети наглядно видят использование многих ранее применяемых в быту предметов и понимают назначение выбитой и вышитой скатерти, глечика со сметаной, макитры с пампушками, кувшина с взваром.
Нашли мы и необыкновенный сюрпризный момент для всех участников фестиваля - катание на подводе. Видели бы вы неописуемый восторг и радость детей от этого необыкновенного путешествия.
Поэтому такая форма организации детской деятельности в наших условиях принесла, несомненно, положительный результат- это завершение ежегодной, каждодневной, кропотливой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Наш вывод: казачий - круг фестиваль «Казачьему роду - нет переводу», основанный на познании ближайшего окружения в широком смысле этого слова и воспитании любви к малой родине неизбежно ведет к развитию интереса к культурно-историческому пространству всей Кубани.
Взаимодействие МАДОУ с семьей по реализации Парциальной программы
В рамках реализации Парциальной программы в работе с родителями применяются разнообразные традиционные и инновационные формы и методы:
Традиционные формы | Общие родительские собрания | Ознакомление родителей с парциальной программой «Мы – кубанцы!». |
Круглый стол (педагогические советы) | Обсуждение актуальных проблем педагогами и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. | |
Беседа | Обмен мнениями по вопросам привития любви к своей малой Родине. | |
Консультации | Консультирование родителей по внедрению парциальной программы «Мы – кубанцы!». | |
Наглядно– информационные | Родительские уголки (информация о Законе Краснодарского края № 1539-КЗ). Папки – передвижки (« Нашему Кубанскому – 80 лет») Выставки детских работ («Мой любимый поселок», «Вот так урожай»). | |
Анкетирование | Анализ состояния работы по кубановедению | |
Нетрадиционные формы | Родительские посиделки | Совместная работа детского сада и семьи по изготовлению уголков кубанского быта, костюмов, поделок, созданию и обогащению развивающей среды. |
«Родительская почта» | Взаимодействие с родителями из отдаленных поселков по теме «История Кубани». | |
«Выездная библиотека» | Повышение уровня знаний родителей из отдаленных поселков о малой Родне «Ты - Кубань, ты наша - Родина». | |
Мультимедийные презентации | Ознакомление родителей с деятельностью с детьми по вопросам реализации парциальной программы «Мы –кубанцы!». | |
Газета «Непоседы» | Обратная связь с родителями в рамках реализации парциальной программы «Мы – кубанцы!». | |
Совместные праздники и развлечения | Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, знакомство с традициями кубанского народа. | |
Составление родословных | Связующая нить с предками, раскрывающая тайны судьбы, рода. | |
Составление проектов | Включение детей, педагогов и родителей в экспериментальную деятельность. |
«Родительские посиделки» – в детском саду стала традиционной эта форма работы с родителями. Самое удобное время года для их проведения – весна, осень. Родители с огромным удовольствием принимают участие в оформлении развивающей среды, как на участке, так и в группе. Тем самым решаются вопросы взаимопонимания и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
«Родительская почта», «Выездная библиотека» - многие дети, посещающие детский сад, приезжают из других поселков. У педагогов нет возможности ежедневно общаться с их родителями, поэтому были созданы такие формы взаимодействия, как родительская почта и выездная библиотека. Педагоги пишут родителям о достижениях, жизни ребенка в детском саду и решаем возникающие проблемы. Через книги «Выездной библиотеки» родители повышают свои педагогические знания.
Мультимедийные презентации - с улучшением материально-технической базы, развитием технического прогресса, с появлением компьютера стало возможным при проведении родительских собраний использовать мультимедийные презентации, это позволяет наглядно знакомить участников с успехами детей, повышать уровень педагогических знаний родителей.
Совместные праздники и развлечения – стали традиционными. От участия родителей в праздниках дети получают огромное удовольствие. В праздниках «Рождество», «Масленица», «Кубанская ярмарка», «Пасха», казачий дошкольный круг - фестиваль «Казачьему роду - нет переводу» - родители принимают активное участие. В ходе подготовки и проведения праздников дети знакомятся с традициями кубанского казачества, у них воспитывается любовь к своей Малой родине.
Составление родословных - очень актуальным в наши дни стало составление родословной. Уникальную радость испытывает человек при исследовании своей родословной, при восстановлении истории собственной семьи, фамилии. Фамилия – это не просто отличительный знак человека. Это связующая нить с предками, раскрывающая тайны рода. (Приложение 2)
Составление проектов – для активного включения детей, воспитателей и родителей в инновационную деятельность педагогами МАДОУ № 38 разработаны проекты:
- «Мой любимый детский сад»
- «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
Материально-технические условия в детском саду по внедрению регионального компонента:
Для реализации парциальной программы «Мы - кубанцы» в детском саду созданы следующие материально-технические условия:
- Приобретен микроавтобус «Пежо - Боксер» для увеличения охвата детей Кубанского сельского поселения общественным дошкольным образованием. Автобус активно используется для ознакомления детей с Малой родиной, через разнообразные формы работы:
- экскурсии по Новопокровскому району;
- экскурсии в близлежащие казачьи станицы - ст. Калниболотскую, ст. Новоивановскую;
- экскурсии в музеи казачьих станиц;
- экскурсии в лесхоз, в поля, к реке Ея, в сады, лесополосы – согласно плана работы в каждой возрастной группе с детьми 4- 7 лет.
- Приобретены ноутбук и мультимедийное оборудование, для проведения занятий по ознакомлению с родным краем, с использованием презентаций.
- Приобретена методическая литература по кубановедению для дошкольников.
- Сшиты детские казачьи костюмы для вокальной группы «Казачок».
- Все педагоги имеют казачьи костюмы.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду по кубановедению:
В рамках реализации парциальной программы «Мы - кубанцы» в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда:
- Изготовлены уличные атрибуты для проведения ежегодного районного дошкольного казачьего круга-фестиваля «Казачьему роду – нет переводу» и кубанской дошкольной ярмарки.
- Оборудован уголок кубанского быта в старшей группе.
- Оформлены патриотические уголки в подготовительной, подготовительной (логопедической), старшей, средней группах.
- Приобретена художественная литература кубанских поэтов и писателей для дошкольников.
- Оформлены стенды:
- «Казачьему роду – нет переводу» - о районном дошкольном казачьем круге-фестивале(ежегодно добавляется страница);
- «Родной поселок Кубанский».
- В группах оформлен демонстрационный материал, альбомы: «Ты -Кубань, ты - наша Родина!», «Путешествуем по Кубани.», «Композиторы Кубани», «Поэты и писатели Кубани».
Активность педагогов детского сада по популяризации регионального компонента -кубановедение:
Международный уровень:
- Участие коллектива МАДОУ № 38 в международном форуме «Инновации и развитие» в 2015 году ;
Федеральный уровень:
- МАДОУ № 38 - Лауреат конкурса «100 лучших ДОУ России» - 2014 год Санкт-Петербург (представлялась система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста);
- Воспитатель Голощапова В.И. - 1 место во всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок» (представлен конспект занятия «Знакомство с гербом, флагом, гимном Кубанского сельского поселения») ;
- Заведующей МАДОУ № 38 объявлена благодарность за всестороннюю поддержку творческих педагогов и финалистов Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок»;
- Воспитатель Голощапова В.И. награждена медалью «За службу Образованию».
- Коллективу МАДОУ № 38 участвует во всероссийском конкурсе «100 лучших предприятий и организаций России- 2015»;
- Воспитатель Абеленцева Л.Ю. награждена Дипломом За доблестный труд и почетной медалью «За доблестный труд»;
- 2015 год- воспитатель Е.Н. Кравцова участвовала в 1 Всероссийской конференции дошкольников в г. Санкт-Петербург
- 2016 год - воспитатели В.И. Голощапова, Л.Ю. Абеленцева, Н.П. Тюльпинова участвовала во 2 Всероссийской конференции дошкольников в г. Санкт-Петербург
Региональный уровень:
- Воспитатель Тюльпинова Н.П. в 2011 году выступала на зональном совещании в ст. Выселки по теме «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». Ст. воспитатель МАДОУ Трифонова М.В.представила на секции выступление по теме казачий дошкольный круг - фестиваль «Казачьему роду – нет переводу»;
- МАДОУ № 38 в 2012 году победитель муниципального этапа краевого конкурса среди дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные
программы;
- Воспитатель Голощапова В.И. - победитель ежегодного краевого конкурса лучших педагогических работников ДОУ в 2013 году (представлен опыт работы МАДОУ № 38 «Система по внедрению регионального компонента в деятельность с детьми подготовительной группы»
- Воспитатель Трифонова М.В. - победитель ежегодного краевого конкурса лучших педагогических работников ДОУ в 2014 году, воспитатель Абеленцева Л.Ю.. - победитель ежегодного краевого конкурса лучших педагогических работников ДОУ в 2015 году (представлен опыт работы МАДОУ № 38 «Система по внедрению регионального компонента в деятельность с детьми старшей группы»;
- МАДОУ № 38 в 2015 году победитель муниципального этапа краевого конкурса среди дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;
Муниципальный уровень:
- Воспитатели Голощапова В.И. и Абеленцева Л.Ю. в 2013 году победители муниципального этапа краевого конкурса «Работаем по новым образовательным стандартам» (представлен казачий дошкольный круг- фестиваль «Казачьему роду – нет переводу).
- Воспитатель Голощапова В.И. выступала на семинаре заведующих по теме: «Патриотическое воспитание детей дошколят: история, культура, традиции и быт Кубани»
- Ст. воспитатель МАДОУ № 38 Трифонова М.В в 2014 году .на заседании РМО ст. воспитателей познакомила коллег с парциальной программой «Мы – кубанцы».
Уровень ДОО:
- Утверждение опыта работы МАДОУ № 38 «Система работы по включению регионального компонента кубановедение в воспитательно-образовательную деятельность детей подготовительной группы».
- Утверждение парциальной программы «Мы - кубанцы».
Педагогический коллектив МАДОУ № 38 распространяет свой педагогический опыт следующим образом:
Краевой уровень:
- Опыт работы «Система работы по включению регионального компонента кубановедение в воспитательно-образовательный процесс с детьми подготовительной группы» внесен в краевой банк данных;
Муниципальный уровень:
- Сельская газета «К культурному наследию народа» № 21от 26.02.2011 г.;
- Сельская газета «Казачьи традиции» № 17 от 17.06.2012 г.;
- Сельская газета «Хлебосольный и раздольный праздник юных казачат» № 68 от18.06.2013 г.
ДОО:
В МАДОУ № 38 изданы брошюры и наглядные пособия:
- «Я голосую за Россию»;
- «Моя малая родина - Кубанский»;
- Наглядные пособия по кубановедению;
- Выпускается газета для родителей «Непоседы».
Работу в данном направлении планируем продолжать и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми о подвигах кубанцев в годы ВОВ
Не можем мы не вспомнить ту страницу истории Краснодарского края, которая связана с Великой Отечественной войной. Не можем не вспомнить о героическом подвиге нашего народа. Война оставила свой страшны...
«Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «Мы – кубанцы!»
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Словарик юного кубанца
словарик юного кубанца...
Словарь юного Кубанца
Словарь юного Кубанца для дошколят...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...