Проект: «Мы – кубанцы!»
проект на тему

Анисимова Наталья Николаевна

Описание проекта

 

Название проекта: Парциальная программа  «Мы – кубанцы!»

Автор проекта: коллектив МАДОУ 38, ст. воспитатель Коваленко М.В., воспитатель Н.Н. Анисимова.

Место работы: МАДОУ 38

Соавторы: педагоги МАДОУ 38

Контактный телефон: 8 (86149)

Адрес электронной почта:madou38@rambler.ru

Информация о проекте, которую считаете необходимым сообщить: данный проект можно использовать  в вариативной части образовательной программы дошкольного образования.

Аннотация: Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а  потом,  к сожалению,  вопрос воспитания   гражданственности и патриотизма  угас - стал неактуален. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. Патриотические чувства  у человека закладываются в процессе жизни и бытия, находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента рождения, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к культуре   своей страны, к бытию своего народа. К сожалению, так же время произошло и отстранение народа от церкви. Потерялась связь между церковью и людьми. А восстановление процесс длительный и трудоёмкий.

   Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине   начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к дому,  улице, на которой он живет, к детскому саду, к поселку, а затем  уже к  любви к своей большой Родине.

    Именно поэтому в нашем детском саду создана система духовно-нравственного и патриотического  воспитания: система, построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие телесно и духовно здорового человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для Аттестации43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс

научно - образовательных  проектов

«Великим педагогам посвящается»

Номинация – «Проект инновационной деятельности образовательного учреждения»

Название проекта: Парциальная программа  «Мы – кубанцы!»

Авторы:  ст. воспитатель – Коваленко М.В.-

 высшая квалификационная категория;

воспитатель- Анисимова Н.Н.-

первая квалификационная категория;

2017 г.

Описание проекта

Название проекта: Парциальная программа  «Мы – кубанцы!»

Автор проекта: коллектив МАДОУ 38, ст. воспитатель Коваленко М.В., воспитатель Н.Н. Анисимова.

Место работы: МАДОУ 38

Соавторы: педагоги МАДОУ 38

Контактный телефон: 8 (86149)

Адрес электронной почта:madou38@rambler.ru

Информация о проекте, которую считаете необходимым сообщить: данный проект можно использовать  в вариативной части образовательной программы дошкольного образования.

Аннотация: Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а  потом,  к сожалению,  вопрос воспитания   гражданственности и патриотизма  угас - стал неактуален. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. Патриотические чувства  у человека закладываются в процессе жизни и бытия, находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента рождения, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к культуре   своей страны, к бытию своего народа. К сожалению, так же время произошло и отстранение народа от церкви. Потерялась связь между церковью и людьми. А восстановление процесс длительный и трудоёмкий.

   Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине   начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к дому,  улице, на которой он живет, к детскому саду, к поселку, а затем  уже к  любви к своей большой Родине.

    Именно поэтому в нашем детском саду создана система духовно-нравственного и патриотического  воспитания: система, построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие телесно и духовно здорового человека.

 

    Основным направлением деятельности МАДОУ № 38 является внедрение регионального компонента – кубановедения в деятельность с детьми дошкольного возраста. Педагогическим коллективом МАДОУ № 38  проведена большая работа:

  • Оформлен передовой педагогический опыт «Система по внедрению регионального компонента в деятельность с детьми подготовительной группы» внесен в региональный  банк данных ППО  в 2012 году;
  • В 2014 году открыта муниципальная экспериментальная площадка по теме  «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО»;
  • В 2015 году получена рецензия ККИДППО на парциальную программу «Мы – кубанцы». О ней подробнее.

    Парциальная программа «Мы - кубанцы» посвящена вопросам построения системы образовательного процесса на основе многовековой традиционной  культуры Кубани, ее богатейшего культурного наследия, что в настоящее время является актуальным в работе педагогов дошкольных организаций и учитывает требования ФГОС ДО. Данная программа  составлена согласно  «Концепции содержания  дошкольного образования на Кубани по вопросам воспитания любви к родному краю», и так же  действует в рамках реализации рекомендаций совещания педагогической общественности муниципального образования Новопокровский район на 2014-2015 год, с целью повышения  эффективности внедрения регионального компонента – кубановедения.

      Новизна и оригинальность   парциальной программы «Мы -  кубанцы»:

- программа предназначена для воспитания патриотических чувств детей 4-7 лет на основе ознакомления  с историей Малой родины в  специфических видах  детской деятельности;

 - педагогическим коллективом детского сада изучена и внедрена в деятельность детского сада концепция содержания дошкольного образования на Кубани по вопросам воспитания любви к родному краю, к поселку, к своей Малой родине;

- выявлены и апробированы методики, для определения уровня знаний детей по проблеме внедрения регионального компонента в деятельность детского сада.

       Парциальная  программа «Мы - кубанцы» включена в Основную образовательную программу МАДОУ № 38, в  часть формируемую участниками образовательных отношений.

      На парциальную программу «Мы – кубанцы» есть положительная  рецензия ведущего специалиста УО муниципального образования Новопокровский район  - Е.Г. Каленченко.

      Парциальная программа «Мы – кубанцы» представлена  в рамках деятельности  муниципальной экспериментальной площадки на базе  МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДДО»

     Парциальная программа «Мы – кубанцы» имеет положительную рецензию   и.о. зав кафедрой ККИ ДППО  Ю.В. Илюхиной.

      Программа «Мы – кубанцы» используется  в  работе детскими садами муниципального образования Новопокровский район.

    В рамках реализации парциальной программы  «Мы – кубанцы» заключены договора с общественными организациями Кубанского сельского поселения (Дом культуры,  Хуторское казачье общество, Кубанская поселенческая библиотека), что в совокупности способствует более эффективному взаимодействию педагогов, родителей и детей, в результате, которого, любовь к Краснодарскому краю и  поселку Кубанский  глубоко проникнет в сознание и привычки  - дошкольников.

      Появлению парциальной программы «Мы - кубанцы»  предшествовала огромная подготовительная работа.  Внедрение кубановедения в воспитание и образование детей началось с изучения педагогами  истории  родного поселка; пополнения наших знаний об истории и культуре родного края; со знакомства с  культурой, традициями, фольклором кубанского народа; создания банка данных творчества кубанских поэтов, писателей, художников;  со знакомства с особенностями природы и животного мира Кубани. С 2013 года коллектив МАДОУ № 38 участвует в Кирилло – Мефодиевских чтениях.

     В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагогов с семьей. Но, к сожалению, в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Наше взаимодействие  с родителями  проходит через:

 - повышение уровня знаний родителей  о  родном крае;  

 - знакомство с  культурой, традициями, фольклором родного края на праздниках, открытых занятиях, собраниях  в детском саду;  

 -  участие в общих собраниях, в выставках и аукционах;

 - изготовление детских казачьих  костюмов;  

      - через «Родительские посиделки» по созданию развивающей среды в группах  и на

участках    детского сада;

 -  оформление  генеалогического древа и родословных своей семьи.

             Совместно создав   условия для работы по кубановедению  началась работа с детьми: проведен цикл бесед:  «Моя семья», «Мои друзья», «Мой дом», «Мой поселок»,  «Мой край», о труде работников сельского хозяйства;   были организованы экскурсии по родному поселку в разное время года, встречи с героями труда и трудящимися поселка; организованы выставки детских работ;  проведен месячник патриотического воспитания «Победа  деда – моя Победа»; осенние ярмарки с выставкой сельскохозяйственной продукции. В течение года обязательно проводятся народные и православные праздники: Рождество, Масленица, Пасха, Преображение Господне, Покров Пресвятой Богородицы.

        Особо хочется остановиться на праздновании праздника Преображение Господне (Яблочный спас). На протяжении 5 лет ежегодно дети вместе с педагогами   детского сада  посещают храм в станице Новопокровской Пресвятой Богородицы.

             Рассматривая формы работы с детьми, методы и приемы, игровые задачи, используемые в работе по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию, я хочу конкретно остановиться на такой форме как «Казачий круг- фестиваль».

       Идея проведения фестиваля возникла в  детском саду в 2005 году. Данный фестиваль проходит и в настоящее время.

      Наработав определенный опыт по внедрению регионального компонента,  мы столкнулись с тем, что говорить о казачестве, его традициях, корнях конкретно в нашем поселке проблематично, т. к поселку всего 80 лет (т.е. это не казачье поселение). Но основная масса людей переселилась  из казачьих станиц Новопокровской, Калниболотской, Новоивановской, Ильинской -  станиц с глубокой казачьей историей и традициями.

        Рассматривая, множество идей мы пришли к выводу, что в начале лета, когда сама природа благоухает красотой и яркостью, когда закончен учебный год, такой яркий, подводящий годовые итоги работы по кубановедению праздник -необходим. Как познакомить детей с понятием «Казачий круг»? Только наглядно организовав его, сделав участниками самих детей, мы сумели донести и раскрыть его принципы.

             Приглашения стать участниками фестиваля в детские сады района мы посылаем заранее. В мае четко определяется круг участников. Обычно это 4-5 детских садов. Так случилось, что    начало  июня стал у нас традиционным днем проведения фестиваля.

              Открытие фестиваля – это парад участников, торжественный круг почета во главе с атаманом своей станицы: со своим флагом.  После приветствия всех звучит гимн Кубани. Такая торжественная церемония позволяет детям видеть, где  и зачем используется символика: герб, гимн, флаг.

       Далее конечно работает принцип: «других посмотреть и себя показать». Конкурс казачьих костюмов, конкурс частушек, конкурс инсценированной песни, стихи и танцы – все это чередуется с  кубанскими играми для всех участников фестиваля.

     Динамичное, яркое, захватывающие зрелище с большим количеством участников, приглашенных и гостей; с традиционной  застолицей, где все участники  выставляют на стол кубанскую выпечку: пироги и пирожки, виргуны и кулебяки, припивая все это душистым взваром, наливаемым из расписных крынок и кувшинов – делает фестиваль незабываемым.  Дети наглядно видят использование  многих ранее применяемых в быту предметов и понимают назначение выбитой и вышитой скатерти, глечика со сметаной, макитры с пампушками, кувшина с взваром.

    Нашли мы и необыкновенный сюрпризный момент для всех участников фестиваля - катание на подводе. Видели бы вы неописуемый восторг и радость детей от этого необыкновенного путешествия.

    Поэтому такая форма организации детской деятельности в наших условиях принесла, несомненно, положительный результат- это завершение ежегодной, каждодневной, кропотливой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

     Наш вывод: казачий - круг фестиваль «Казачьему роду - нет переводу», основанный на познании ближайшего окружения в широком смысле этого  слова и воспитании любви к  малой родине неизбежно ведет к развитию интереса к культурно-историческому пространству всей Кубани. 

Взаимодействие МАДОУ с семьей по реализации Парциальной программы

  В рамках  реализации Парциальной программы   в работе с родителями   применяются разнообразные традиционные и инновационные формы и методы:

Традиционные  формы

Общие родительские собрания

Ознакомление родителей с парциальной программой «Мы – кубанцы!».

Круглый стол (педагогические советы)

Обсуждение актуальных проблем педагогами и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Беседа

Обмен мнениями по  вопросам привития любви к своей малой Родине.

Консультации

Консультирование родителей по внедрению парциальной программы «Мы – кубанцы!».

Наглядно– информационные

Родительские уголки (информация  о Законе Краснодарского края  № 1539-КЗ).

Папки – передвижки (« Нашему Кубанскому – 80 лет»)

Выставки детских работ («Мой любимый поселок», «Вот так урожай»).

Анкетирование

Анализ состояния работы по кубановедению

Нетрадиционные формы

Родительские посиделки

Совместная работа детского сада и семьи по изготовлению уголков кубанского быта, костюмов, поделок, созданию и обогащению развивающей среды.

«Родительская почта»

Взаимодействие  с родителями из отдаленных поселков по теме «История Кубани».

«Выездная библиотека»

Повышение уровня  знаний  родителей из отдаленных поселков о малой Родне «Ты - Кубань, ты наша - Родина».

Мультимедийные презентации

Ознакомление родителей  с деятельностью с детьми по вопросам реализации парциальной программы «Мы –кубанцы!».

Газета «Непоседы»

Обратная связь с родителями в рамках реализации парциальной программы «Мы – кубанцы!».

Совместные праздники и развлечения

Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, знакомство с традициями кубанского народа.

Составление

родословных

Связующая нить с предками, раскрывающая тайны судьбы, рода.

Составление проектов

Включение детей, педагогов и родителей в экспериментальную деятельность.

«Родительские посиделки» –  в  детском саду стала традиционной эта форма работы с родителями. Самое удобное время года для их проведения – весна, осень. Родители с огромным удовольствием принимают участие в оформлении развивающей среды, как на участке, так и в группе. Тем самым решаются вопросы взаимопонимания и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

«Родительская почта», «Выездная библиотека»  - многие дети, посещающие детский сад, приезжают из других поселков. У педагогов нет возможности ежедневно общаться с  их родителями,  поэтому были созданы такие формы взаимодействия, как родительская почта и выездная библиотека. Педагоги  пишут родителям о достижениях, жизни ребенка в детском саду и решаем возникающие проблемы. Через книги «Выездной библиотеки» родители повышают свои педагогические знания.

Мультимедийные презентации  - с улучшением материально-технической базы, развитием технического прогресса, с появлением компьютера  стало возможным при проведении родительских собраний использовать мультимедийные презентации, это позволяет наглядно знакомить участников с успехами детей, повышать уровень педагогических знаний родителей.

Совместные праздники и развлечения – стали традиционными. От участия родителей в праздниках  дети получают огромное удовольствие. В  праздниках  «Рождество», «Масленица», «Кубанская ярмарка», «Пасха», казачий дошкольный круг - фестиваль «Казачьему роду - нет переводу» - родители принимают активное участие. В ходе подготовки и проведения праздников дети знакомятся с  традициями  кубанского казачества, у них  воспитывается  любовь к своей Малой родине.

Составление родословных - очень актуальным в наши дни стало составление родословной. Уникальную радость испытывает человек при исследовании своей родословной, при восстановлении истории собственной семьи, фамилии. Фамилия – это не просто отличительный  знак человека. Это связующая нить с предками, раскрывающая тайны  рода. (Приложение 2)

Составление проектов – для активного включения детей, воспитателей  и родителей в инновационную деятельность педагогами МАДОУ № 38 разработаны проекты:

  • «Мой любимый детский сад»
  • «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Материально-технические условия в детском саду по внедрению регионального компонента:

  Для реализации парциальной   программы «Мы -       кубанцы» в детском саду созданы следующие материально-технические условия:

  • Приобретен микроавтобус «Пежо - Боксер»   для увеличения охвата детей Кубанского сельского поселения общественным дошкольным образованием. Автобус активно используется   для ознакомления детей с  Малой родиной, через разнообразные формы работы:
  • экскурсии по  Новопокровскому району;
  • экскурсии в близлежащие  казачьи станицы  - ст. Калниболотскую, ст. Новоивановскую;
  • экскурсии в музеи казачьих станиц;
  • экскурсии в лесхоз, в поля, к реке Ея, в сады, лесополосы – согласно плана работы в каждой возрастной группе с детьми 4- 7 лет.
  • Приобретены ноутбук и мультимедийное оборудование, для проведения занятий по ознакомлению с родным краем,  с использованием презентаций.
  • Приобретена методическая литература по кубановедению для  дошкольников.
  • Сшиты детские казачьи костюмы для вокальной группы «Казачок».
  • Все педагоги   имеют казачьи костюмы.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду по кубановедению:

 В рамках реализации парциальной программы «Мы - кубанцы» в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда:

  • Изготовлены  уличные атрибуты для проведения ежегодного районного дошкольного казачьего круга-фестиваля «Казачьему роду – нет переводу» и кубанской дошкольной ярмарки.
  • Оборудован уголок кубанского быта в старшей группе.
  • Оформлены патриотические уголки в подготовительной, подготовительной (логопедической), старшей, средней группах.
  • Приобретена художественная литература кубанских поэтов и писателей для  дошкольников.
  • Оформлены стенды:
  • «Казачьему роду – нет переводу» - о районном дошкольном казачьем круге-фестивале(ежегодно добавляется страница);
  • «Родной поселок Кубанский».
  • В группах оформлен демонстрационный материал, альбомы: «Ты -Кубань, ты - наша Родина!», «Путешествуем по  Кубани.», «Композиторы Кубани», «Поэты и писатели Кубани».

Активность педагогов  детского сада по популяризации регионального компонента -кубановедение:

      Международный уровень:

  • Участие коллектива МАДОУ № 38 в международном форуме «Инновации и развитие» в 2015 году ;

Федеральный уровень:

  • МАДОУ № 38 - Лауреат конкурса «100 лучших ДОУ России» - 2014 год Санкт-Петербург (представлялась система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста);
  • Воспитатель Голощапова В.И. - 1 место во всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок» (представлен конспект занятия «Знакомство с гербом, флагом, гимном Кубанского сельского поселения») ;
  • Заведующей МАДОУ № 38 объявлена благодарность за всестороннюю поддержку творческих педагогов и финалистов Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок»;
  • Воспитатель Голощапова В.И. награждена медалью «За службу Образованию».
  • Коллективу МАДОУ № 38 участвует  во всероссийском конкурсе «100 лучших предприятий и организаций России- 2015»;
  • Воспитатель Абеленцева Л.Ю. награждена Дипломом За доблестный труд и почетной медалью «За доблестный труд»;
  • 2015 год- воспитатель Е.Н. Кравцова участвовала в 1 Всероссийской конференции дошкольников в г. Санкт-Петербург
  • 2016 год - воспитатели В.И. Голощапова, Л.Ю. Абеленцева, Н.П. Тюльпинова  участвовала во 2 Всероссийской конференции дошкольников в г. Санкт-Петербург

Региональный уровень:

  • Воспитатель Тюльпинова Н.П. в 2011 году  выступала на зональном совещании в ст. Выселки по теме «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». Ст. воспитатель МАДОУ Трифонова М.В.представила на секции выступление по теме казачий дошкольный круг - фестиваль «Казачьему роду – нет переводу»;
  • МАДОУ № 38  в 2012 году победитель муниципального этапа краевого конкурса среди дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные

программы;

  • Воспитатель Голощапова В.И. - победитель ежегодного краевого конкурса лучших педагогических работников ДОУ в 2013 году (представлен опыт работы МАДОУ № 38 «Система по внедрению регионального компонента в деятельность с детьми подготовительной группы»
  • Воспитатель Трифонова М.В. - победитель ежегодного краевого конкурса лучших педагогических работников ДОУ в 2014 году,  воспитатель Абеленцева Л.Ю.. - победитель ежегодного краевого конкурса лучших педагогических работников ДОУ в 2015 году (представлен опыт работы МАДОУ № 38 «Система по внедрению регионального компонента в деятельность с детьми старшей  группы»;
  • МАДОУ № 38  в 2015 году победитель муниципального этапа краевого конкурса среди дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;

Муниципальный уровень:

  • Воспитатели Голощапова В.И. и Абеленцева Л.Ю.  в 2013 году победители муниципального этапа краевого конкурса «Работаем по новым образовательным стандартам» (представлен  казачий дошкольный круг-  фестиваль «Казачьему роду – нет переводу).
  • Воспитатель Голощапова В.И. выступала на семинаре заведующих по теме: «Патриотическое воспитание детей дошколят:  история, культура, традиции  и быт Кубани»
  • Ст. воспитатель МАДОУ № 38 Трифонова М.В в 2014 году .на заседании РМО ст. воспитателей познакомила коллег с парциальной программой «Мы – кубанцы».

Уровень ДОО:

  • Утверждение опыта работы МАДОУ № 38 «Система работы по включению регионального компонента кубановедение в воспитательно-образовательную деятельность детей подготовительной группы».
  • Утверждение парциальной программы «Мы - кубанцы».

          Педагогический коллектив МАДОУ № 38 распространяет свой педагогический опыт следующим образом:

          Краевой уровень:

  • Опыт работы «Система работы по включению регионального компонента кубановедение в воспитательно-образовательный процесс с детьми подготовительной группы» внесен в краевой банк данных;

Муниципальный уровень:

  • Сельская газета «К культурному наследию народа» № 21от 26.02.2011 г.;
  • Сельская газета «Казачьи традиции» № 17 от 17.06.2012 г.;
  • Сельская газета «Хлебосольный и раздольный праздник юных казачат» № 68 от18.06.2013 г.

ДОО:

В МАДОУ № 38 изданы брошюры и наглядные пособия:

  • «Я  голосую за Россию»;
  • «Моя малая родина - Кубанский»;
  • Наглядные пособия по кубановедению;
  • Выпускается газета для родителей «Непоседы».

 

Работу в данном направлении планируем продолжать и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми о подвигах кубанцев в годы ВОВ

Не можем мы не вспомнить ту страницу истории Краснодарского края, которая связана с Великой Отечественной войной. Не можем не вспомнить о героическом подвиге нашего народа. Война оставила свой страшны...

«Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «Мы – кубанцы!»

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Словарик юного кубанца

словарик юного кубанца...

Словарь юного Кубанца

Словарь юного Кубанца для дошколят...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...