"Методические рекомендации по работе с одаренными детьми".
методическая разработка на тему

Островская Юлия Васильевна

публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ostrovskaya.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми.

Одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных» (согласно концепции А.М. Матюшкина.). Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Выделяют признаки одаренности: повышенная любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас;  повышенная концентрация внимания на чем – либо, упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия.  В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий энергетический уровень.

Для одаренных детей  2-3 лет характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит еще  и в том, что она обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.

К 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов», потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения.  Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно. Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, то с 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.

Различают виды одаренности:

1.Художественная одаренность - высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

2.Общая интеллектуальная одаренность - дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний.

3.Творческая одаренность - дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом.  

Педагогический коллектив ДОУ должен осознавать актуальность и важность работы с одаренными  детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации  и  дифференциации обучения, воспитания и развития. Основное требование к педагогам одаренного ребенка  - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, ранимы.

Важным условием  процесса воспитания и обучения одаренных детей является присутствие  сотворчества  взрослого и ребенка. Педагог  должен постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию одаренности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.

Следующим условием для развития одаренных  детей является создание развивающей среды в детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, условия для всестороннего развития детей. Например, наличие в ДОУ спортивного зала, оснащенного спортивным оборудованием, тренажерами; наличие эстетически оформленного музыкального зала с аудиоаппаратурой, детскими музыкальными инструментами, богатой аудиотекой; наличие зимнего сада.  В группах должны быть  оборудованы уголки по театрализации, художественному творчеству, экспериментированию, ручному труду, развивающих игр.

Также одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование и  взаимодействие воспитателя с родителями.  Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей своих детей.  Результатами совместной деятельности педагогов и родителей  могут быть спортивные праздники, реализация различных проектов, музыкальные театрализованные праздники, совместные выставки рисунков и др.

Создание всех перечисленных условий работы с одаренными детьми позволяют раскрывать индивидуальный  потенциал каждого ребенка.

Литература:

1. «Развиваем способности дошкольников» «Творческий центр» Москва 2010г.

2. «Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей» /под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

3. Савенков А.И. «Психология детской одаренности. »  М., 2010.

4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

6. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

Methodical recommendations for work with gifted children.

Endowments – "the creative potential revealing in any of areas of human activity in the course of statement and finding of original decisions, any problems: scientific, technical, spiritual" (according to A.M. Matyushkin's concept.). Creative potential is put in the child since the birth and develops in process of his growing. At different children creative potential is various. The exceptional child is a child who is allocated bright, obvious, sometimes outstanding achievements in this or that kind of activity, including having spontaneous, amateur character. Exceptional children have high creative potential. The most general characteristic of endowments is the pronounced informative requirement (aspiration to new knowledge, a way or a condition of action) making a basis of informative motivation. The informative motivation of the child finds expression in the form of the search, research activity directed to detection of new.

Mark out signs of endowments: the increased inquisitiveness, ability to trace relationships of cause and effect and to draw the corresponding conclusions, excellent memory which is based on the early speech and abstract thinking, a big lexicon; the increased concentration of attention on something, persistence on achievement of result, bright imagination, advanced imagination. In the field of physical development, for exceptional children, high power level is peculiar.

The high sensitivity to novelty of a situation which is shown in more pronounced and permanent reaction to a new subject, a sound, the image, etc. is characteristic of exceptional children of 2-3 years. Sometimes it is possible to find out that such children have an informative requirement – the need for new impressions – is stronger than the physiological needs for a dream, food and so forth. The feature of informative requirement consists also that it causes continuous manifestation of broad inquisitiveness to all new to the child.

By 3-5 years elementary, primary research activity will be transformed to her higher forms and shown already in independent statement of questions and problems in relation to new, unknown. At exceptional children it is difficult to mark out "age of questions" because their questions appear almost from the very beginning of active speaking. It is possible to tell that exceptional children always ask more questions, than age-mates. Questions of exceptional children are deeper according to contents, is wider on subject. At presented much earlier there is a transformation of children's questions from necessary means of speech communication, knowledge of the world in a necessary link of independent thinking. Such children are more persistent in search of answers, at the same time demand from adult explanations, full and deep on contents. Not always receiving them, inquisitive children by 5 years try to find answers independently. If before the child, finding not clear, unknown, noticing a contradiction, formulated a question to others: to parents, tutors, the senior children, from 5-6 years the increased level of informative – research activity allows to raise the problems interesting the child, questions and to carry out independent finding solutions.

Distinguish types of endowments:

1. Art endowments - high achievements in the field of art creativity and mastery in music, painting, a sculpture, actor's abilities.

2. The general intellectual endowments - children remember and save information that allows them to succeed in many fields of knowledge.

3. Creative endowments - children with creative orientation differ in independence in judgments, sense of humour, bright temperament.

The pedagogical staff of preschool educational institution has to realize relevance and importance of work with exceptional children, to create conditions for development of endowments of children, for maintenance of their advance on the basis of the principle of individualization and differentiation of training, education and development. The main requirement to teachers of the exceptional child - unconditional understanding and respect for his personality. The main task of the adult to impart to the child taste to serious creative work. The teacher always should remember, exceptional children are very ambitious, vulnerable.

Important condition of process of education and training of exceptional children is presence of coauthorship of the adult and child. The teacher has to overcome constantly in himself inertness, seek for opening and application of new methods in training, forms of creative communication, to self-improve. All his efforts have to be aimed at the development, first of all, of the identity of the child, his identity. Therefore the teacher, first of all, has to allow children to state the creative ideas and also to show the finds or new decisions; to respect curiosity, the child's questions, to attentively listen to the child, to find for this purpose time, to answer all questions.

Other serious condition contributing to the development of endowments of preschool children is an increase and strengthening of a self-assessment at pupils. The teacher has to promote formation at the children of rather high self-assessment which would stimulate them to activity.

The following condition for development of exceptional children is creation of the developing environment in kindergarten - the system of the conditions providing all completeness of development of children's activity and the identity of the child, a condition for all-round development of children. For example, existence in preschool educational institution of the gym equipped with the sports equipment, exercise machines; existence of esthetically decorated music hall with an audio equipment, children's musical instruments, rich audioteky; existence of a winter garden. In groups corners on staging, art creativity, experimenting, manual skills, the developing games have to be equipped.

Also one of important conditions of development of endowments of children is additional education and interaction of the tutor with parents. The parents who are directly participating in the organization of pedagogical process are an irreplaceable partner and the assistant to the tutor. Parents of exceptional children have to be informed for active support and realization of inclinations and abilities of the children. Sports festivals, implementation of various projects, the musical dramatized holidays, joint exhibitions of drawings, etc. can be results of joint activity of teachers and parents.

Creation of all listed working conditions with exceptional children allow to realize the individual potential of each child.

Literature:

1. "We develop abilities of preschool children" "The creative center" Moscow 2010.

2. "Endowments and age. Development of creative potential of exceptional children" / under the editorship of A.M. Matyushkin. M.; Voronezh, 2004.

3. Savenkov A.I. "Psychology of children's endowments." M., 2010.

4. Bogoyavlenskaya D. B., Bogoyavlenskaya M.E. Endowments psychology: concept, types, problems. M, 2005.

5. Druzhinin V.N. Psychology of the general abilities. SPb., 1999.

6. Teplov B.M. Abilities and endowments//Psychology of individual distinctions / Under the editorship of Yu.B. Gippenreyter, V.Ya. Romanova. M, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том ...

Практические рекомендации для работы с одаренными детьми

В презинтации даны рекомендации воспитателям, родителям для дальнейшего использования в воспитательном процессе....

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в ДОУ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство...

Рекомендации по работе с одаренными детьми в ДОУ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

Цель рекомендаций – показать систему работы по выявлению одарённых дошкольников и последовательность работы с одарёнными детьми.Задачи: Разработать систему диагностики и развития предпосыло...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в области математического развития.

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в области математического развития....