Анализ рисунка семьи
консультация на тему
Данный материал поможет родителям увидеть особенности душевного благополучия ребёнка в семье, раскроет взаимоотношения между членами семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ рисунка семьи | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждому родителю хочется эмоционального благополучия для своего ребёнка. Но не все задают себе вопрос: « Создаёт ли наша семья это благополучие?». Существует проективная (на бессознательном уровне) методика изучения семейных взаимоотношений «Рисунок семьи».
Дайте Вашему ребёнку лист бумаги и набор цветных карандашей. Предложите нарисовать Вашу семью. После этого займитесь чем-нибудь и не мешайте ребёнку. После окончания уточните некоторые детали наводящими вопросами. Тем самым вы сможете увидеть существующие взаимоотношения между членами семьи, и что надо изменить, чтобы ребёнку стало комфортно.
- Последовательность выполнения задания.
Если ребёнок рисует сначала второстепенные детали (интерьер, предметы) или акцентирует внимание на чём угодно кроме семьи. Как правило отсутствие членов семьи или оттягивание времени их изображения -один из симптомов психического дискомфорта, или признак конфликтных семейных отношений.
- Сюжет рисунка.
Как правило прост. Все члены семьи присутствуют. Есть цветочки, деревья. Или в доме располагаются среди мебели, заняты делом. Если рисунок ассоциируется с чем-то приятным, теплыми и нежными воспоминаниями, ярким солнцем-символ любви, добра, ласки. Если преобладают тёмные тона, нет яркости в изображении сюжета, льёт дождь, тёмные тучи-это с вязано с дискомфортом ребёнка.
- Последовательность расположения членов семьи.
Обычно первым рисуется самый любимый, близкий член семьи или рисует самого себя. Последовательность изображения членов семьи говорит об отношениях с ребёнком. Если ребёнок интуитивно ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям, то он изображает себя после всех.
- Размеры фигур членов семьи .
Чем более авторитетным в глазах ребёнка является изображаемый член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. При низком авторитете родственника величина фигуры его гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи. Если ребёнок рисует себя крохотным, тем самым подчёркивая свою ненужность и незначительность. В противовес отвергнутым детям, дети на которых излишне много сконцентрировано внимания(кумир семьи) не жалеют места для изображения себя, рисуя вровень с родителями и даже намного крупнее.
- Величина пространства.
Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщённость, как правило, отражая конфликтную ситуацию в семье. Чтобы уменьшить разобщённость ребёнок заполняет пространство предметами, вещами. При эмоциональной близости все родственники нарисованы почти вплотную и практически не разобщены. Чем ближе ребёнок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его привязанность к этому родственнику. Когда ребёнок считает себя отвергнутым, он отделён значительным пространством от других.
- Место расположения ребёнка на рисунке.
Когда ребёнок в центре, между родителями, или рисует себя первым во главе семьи, он ощущает себя нужным и необходимым в доме. А если рисует себя последним после всех членов семьи, после всех братьев и сестер, то это признак ревности к другим членам семьи.
- Когда ребёнок почему-то забывает вдруг нарисовать сам себя, то это свидетельствует о конфликтных отношениях с кем – то в семье.
- Когда ребёнок почему-то забывает вдруг нарисовать кого-то из родителей или других членов семьи, то это свидетельствует об исходящем дискомфорте от этого человека.
- Когда ребёнок почему-то «дополняет» вдруг свою семью несуществующими родственниками или посторонними, то это попытка заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Как правило рисуются птицы, животные. Это дефицит общения, нежности и ласки.
- Когда ребёнок почему-то вместо семьи рисует только одного себя, «забыв» нарисовать всех остальных, это говорит что он не ощущает себя полноценным членом семьи. Это признак одиночества.
- Прорисовка частей тела.
Если на голове нет лица это выражение протеста по отношению к изображённому. Когда ребёнок рисует сам себя без лица, то это признак отчуждённости его в семье и нарушения общения со многими людьми.
Когда на рисунке только одни глаза, то это говорит о том, что член семьи всё время за ним наблюдает, не допуская шалостей. И этот родственник «всё вижу» - источник большинства конфликтных ситуаций. Если большие уши - я всё слышу. Когда видна сильная прорисовка рта, да ёщё и с зубами - этот человек давит нравоучениями, моралью, словесная агрессия.
Если рисуются большие руки - это признак агрессивного поведения члена семьи. Отсутствие рук –желание погасить агрессию со стороны члена семьи. Если себе не рисует руки - ощущение бессилия в семье. Если подчёркивает длину своих рук, то этим он показывает свою агрессивность или желание быть агрессивным, чтобы хоть как-то утвердить себя в семье.
- Цветовая гамма рисунка. Если присутствуют тёплые, яркие цвета, то ребёнок испытывает нежные чувства к родственникам. если использует холодные тона, то говорит о неприятии данного члена семьи ребёнком. Как правило любящие родители изображены с яркими нарядами, нереалистичными. Если черным цветом разукрашен родственник, которого ребенок любит, то, вероятнее всего что-то мучает его по отношению к изображенному им члену своей семьи. Необходимо тщательно проверить и понять причину его «реализма». Сигналом неблагополучия может служить и то, что ребёнок изображает членов семьи контурными, тогда как других раскрашивать карандашами цветными.
- Роль в своей семье и сложившиеся в ней отношения между другими членами семьи.
Эмоциональная привязанность к одному из родителей изображается так, что ребенок находится вплотную к этому родителю ил же рядом с ним. Почти всегда художник пытается нарисовать любимого родителя одним из первых. Нередко руки их протянуты друг к другу. Фигура этого родителя обычно выше других, он красочно раскрашен.Когда ребёнок рисует себя вплотную к родителю оставляет промежуток, тот промежуток-барьер между двумя родителями.
Отверженность ребенка в семье.
Когда ребенок ощущает себя лишним и ненужным, отверженным в семье, он просто не желает рисовать свою семью, или рисует ее позабыв нарисовать себя.
Конфликтная ситуация в семье.
Чаще всего ребенок «забывает» нарисовать того из близких, из-за кого возник конфликт, либо он рисует виновника конфликта выше, чем все остальные в холодных тонах. Нередко при конфликтной ситуации в семье все родственники нарисованы лишь контурами, а разобщенность их видна в том, что они отдалены друг от друга ненужными предметами, пустыми промежутками.
Ревность к одному из родителей.
Ребёнок может «забыть» нарисовать «ненужного» родителя или оттесняет его на задний план. Неряшливо прорисован т невзрачен.
Ревность к братьям и сёстрам.
Ребёнок к которому ревнуют нарисован вблизи родителей, тщательно прорисовывает одежду, увеличивает рост, или же наоборот рисуется контур и тёмными тонами или забывает включить в рисунок.
Составитель: педагог-психолог Кулинич Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕБЕНОК РИСУЕТ СЕМЬЮ: АНАЛИЗ РИСУНКА
Пока он будет рисовать, не вмешивайся в сам процесс, но следи за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйся у малыша, как зовут всех персонажей его картины и...
Анализ рисунка семьи
Дошкольник видит мир как бы вне времени, целиком. Для него безразлично, где начало и где конец....
Анализ рисунка по методике "Моя семья"
Анализ рисунка по методике «Моя семья»Анализ рисунка по методике "Моя семья"Участник: Лидия, 6 лет.У Лидии благополучная семья, она второй по счету ребенок. Девочка с удовольстви...
Памятка для родителей " Анализ рисунка семьи".
Как правильно анализировать детские рисунки....
Памятка для анализа рисунка «Семья на ладошке»
Памятка для анализа рисунка «Семья на ладошке»...