Родительское собрание «Функциональные роли родителя»
методическая разработка на тему
Каждому родителю необходимо знать о том, какие роли в развитии и воспитании ребенка он выполняет. Данное родительское собрание направлено на то, чтобы информировать родителей об их функциональных ролях с целью определения ими своих сильных и слабых сторон в воспитании и развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_funktsionalnye_roli_roditelya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Функциональные роли родителя»
Цель: Информирование родителей об их функциональных ролях с целью определения ими своих сильных и слабых сторон в воспитании ребенка.
Материалы: буклеты, презентация.
Техническое обеспечение: проектор, компьютер
Ход:
Человек в течение всей своей жизни выполняет разные роли. У каждого человека их несколько. Какие? Мать (отец), дочь (сын), брат (сестра), покупатель, пклиент, пациент, подчиненный (начальник) и т.д. Сегодня мы свами поговорим о роли родителя.
У роли родителя есть несколько функциональных ролей, которые можно условно разделить на пять групп. Чем больше у родителя ролей, тем более гибким отцом/матерью он/она может быть. Центральные роли отцовства/материнства формируются с годами по отношению к ребенку и во взаимодействии с ним. Какие-то роли могут отсутствовать, другие использоваться естественным образом, а третьи стать гипертрофированными.
Как вы думаете какие функциональные роли (функции) есть у родителей?
Главные функциональные роли определяют следующим образом:
- добытчик (кормилец),
- добродетель (источник любви),
- наставник (учитель жизни),
- знаток (эксперт человеческих отношений),
- ограничитель (человек, устанавливающий пределы).
У каждой функциональной или главной роли имеется несколько подролей (6-9). Например, у источника любви (добродетель) выделяют семь подролей: человек, любящий себя; источник нежности; источник утешения; защитник; источник признания и человек, одобряющий и замечающий хорошее.
1 Добытчик (кормилец)
- Поставщик еды
- Следит за регулярным разнообразным здоровым питанием
- Воспитывает чувство вкуса, готовит пищу вместе с ребенком
- Поставщик одежды
- Следит за тем, чтобы у ребенка была сухая и чистая одежда по сезону
- Учит детей следить за своей одеждой
- Уважает стиль и вкусы ребенка на этапе его взросления
- Источник стимулов
- Следит за наличием у маленького ребенка игрушек, книг и других предметов для всестороннего развития
- Способствует появлению у ребенка хобби и помогает в их развитии
- Гарант отдыха
- Обеспечивает спокойное и безопасное место для сна, следит за соблюдением режима дня
- Распорядитель денег
- Оставляет достаточно денег на пищу и одежду
- Учит ребенка пониманию ценности денег и правильному их использованию
- Формирует систему расходования денег и выдает их ребенку (к примеру, какая-то сумма на неделю)
- Гарант чистоты
- Следит за гигиеной ребенка, приучает к соблюдению правил чистоты тела, помещения и окружающей среды
2. Добродетель (источник любви)
- Как человек, любящий и уважающий себя
- Заботится о себе, следит за своим физическим и психическим состоянием
- При необходимости получает помощь от других взрослых, родственников или специалистов
- Как источник нежности
- Проявляет нежность и уважение к ребенку
- Служит моделью в своих взаимоотношениях с партнером по браку
- Как источник утешения
- Уважает чувства ребенка и помогает ему выражать их в соответствии с возрастом
- Как защитник
- Информирует ребенка, создает мирные и безопасные условия для жизни ребенка
- Сдерживает свои собственные импульсы
- Учит ребенка адекватно вести себя в конфлитных или экстримальных ситуациях
- Источник признания
- Принимает и ценит ребенка таким, какой он есть
- Оценивает поступок, а не личность ребенка
- Человек, одобряющий и замечающий хорошее, отмечает позитивные аспекты в ребенке и его действиях
3. Наставник (учитель жизни)
- Как инструктор навыков в повседневной жизни
- Приучает ребенка к самостоятельности
- Учит ребенка правилам гигиены, правилам поведения дома, в общественных местах
- Учит отличать хорошее от плохого
- Прививает такие ценности, как честность, уважение и т.п.
- Знакомит ребенка с ложными ценностями: ложь, воровство, жестокость и т.п.
- Учитель социальных навыков
- Учит ребенка думать не только о себе, но и о других
- Слушать и понимать собеседника, высказывать свое мнение, уступать, договариваться
- Учит преодолевать трудности, спокойно относиться к ситуациям неудач
- Как модель
- Следит за своим собственным поведением
- Является положительным примером для подражания
- Как учитель манер
- Обучает ребенка манерам вежливости (выражению благодарности, приветствиям)
- Учит ребенка правилам уличного движения, поведению в общественных местах
- Человек, уважающий традиции семьи, своего и других народов
- Как передатчик ценностей
- Человек, который ценит доброе, прекрасное, духовное
- Помнит о других социальных ценностях. Заботится о справедливости
- Замечает эстетические аспекты в окружающем мире, в одежде и т. п.
- Создает условия для творческого и духовной развития ребенка
4. Знаток (эксперт человеческих отношений)
- Человек, с которым можно поговорить
- Общается со своим ребенком в соответствии с его возрастом
- Как слушатель
- Слушает все, что хочет сказать ребенок
- Как помощник в разрешении конфликтов
- Помогает выразить чувства ребенка в словесной форме
- Помогает ребенку понять себя и других, осознать свои переживания, найти выход из сложившейся ситуации, принять решение
- Поддерживает ребенка в сложной для него ситуации
- Человек, который поощряет
- Выражает свою поддержку ребенку
- Учит умению общаться с самыми разными людьми
- Позволяет ребенку выражать как позитивные, так и негативные чувства неоскорбляя другого
5. Ограничитель (человек, устанавливающий пределы)
- Человек, гарантирующий физическую неприкосновенность ребенка
- Следит за своим собственным поведением и за поведением других
- Не допускает никакого физического и психического насилия по отношению к ребенку
- Как гарант безопасности
- Не оставляет маленького ребенка одного
- Не отказывается от ребенка
- Обещает только то, что может сделать
- Учит как вести себя в неожиданных ситуациях
- Человек, который следует правилам и договоренностям
- Следит за выполнением правил дома, и выполняет их сам
- Исполняет то, о чем говорит или обещает
- Человек, умеющий говорить "нет"
- Принимает соответствующие меры по отношению к ребенку в случае не исполнения ребенком правил
- Человек, заботящийся о соблюдении повседневного ритма жизни
Попробуйте сами оценить какие функциональные роли вы выполняете хорошо и какие роли недостаточно успешно и на них следует обратить внимание.
Родительские роли с точки зрения возрастной психологии
С точки зрения воспитания важны все родительские роли. Однако на разных этапах развития ребенка те или иные роли приобретают большее значение.
Раннее детство (0-2 года). На данном этапе на первый план выходят роли кормильца, источника любви и эксперта человеческих отношений. На этом отрезке жизни ребенка родитель обязан позаботиться об обеспечении его физического и психологического благополучия.
В раннем детстве ребенок еще не осознает своих потребностей, но выражает их плачем. Ребенку требуется помощь взрослых, чтобы научиться выражать свои потребности. Для развития уверенности в себе необходимо, чтобы у ребенка был достаточный опыт удовлетворения своих потребностей.
Дошкольный возраст (2-6 лет). По мере развития, когда мир становится шире, на первый план выдвигается роль ограничителя. Ребенок учится установкам и способам поведения в семье и в окружающем мире. Основной деятельностью ребенка является игра, с помощью которой он овладевает различными ролями и умением выражать себя. Для ребенка важно чувствовать, что его принимают и ценят.
Школьный возраст (6-12 лет). В процессе овладения ребенком социальных навыков и умений главное место среди родительских обязанностей отводится роли инструктора (учителя). Самым лучшим учителем морали для ребенка является доброе и справедливое отношение к нему. Ценности и установки, которыми ребенок овладел в детстве, остаются относительно постоянными элементами личности человека. В школьном возрасте для ребенка очень важно быть принятым друзьями. Без направляющей и оценивающей роли родителей ребенок может принять любое поведение, навязываемое ему со стороны.
Юношество (12-15 лет). Главными на этом этапе являются роли установщика пределов и эксперта человеческих отношений. В процессе поиска своей личности и границ своих возможностей подросток восстает против всех авторитетов, отвергая ценности и установки взрослых. Если родитель смог установить достаточные пределы еще в дошкольном возрасте ребенка, то в подростковом возрасте эти проблемы можно будет решить достаточно безболезненно. Чтобы найти взаимопонимание с ребенком, родителю требуются навыки эксперта человеческих отношений.
Выход на этап независимости (15-18 лет). Здесь также большое значение играет роль эксперта человеческих отношений. Для молодого человека важно сформировать свою собственную личность. Он/она требует больше личной свободы и возможности самостоятельно ставить свои жизненные цели. Родители судят, в какой степени ребенок в состоянии трезво оценивать свои возможности, и насколько ему можно доверить принимать самостоятельные решения.
Собрание хочется закончить стихотворением Людмилы Лобачевой
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять
- Каждый шаг не нужно проверять,
- Мненье и совет их уважайте,
- Дети – мудрецы, не забывайте.
- И всегда надейтесь на детей,
- И любите их душою всей
- Так, как невозможно описать.
- Вам тогда детей не потерять!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Вопросы нравственного воспитания детей в семье и в детском саду...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»
Цель:· Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;· ...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ» (старшая группа)
Цель:· Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;· ...
Родительское собрание "Роль родителей в организации чтения"
Полностью разработанный конспект родительского собрания с анкетированием родителей и детей, консультацией в папку передвижку...
Родительское собрание Тема: «Роль родителей в формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста».
.Цель: развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей.Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети чер...
Доклад на родительском собрании Тема: «Роль родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей»
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙв воспитание правильного звукопроизношения у детей....