План самообразование на тему: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 94.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Теремок»
Папка воспитателя по самообразованию
Замуруевой Ирины Николаевны
Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Начало изучения темы: 1 сентября 2017 года
Окончание изучения: 31 мая 2018 года
Содержание
1 | Цель и задачи самообразования педагога | 3 |
2 | План работы по самообразованию на 2015-2016 учебный год | 4 |
3 | Работа с воспитателями | 7 |
3.1 | Выступление на педагогическом совете: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста» | 7 |
3.2 | Консультация для воспитателей «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» | 11 |
3.3 | Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» | 13 |
4 | Взаимодействие с родителями | 17 |
4.1 | Консультации для родителей «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях» | 17 |
4.2 | Консультация "Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?" | 18 |
5 | Работа с воспитанниками | 20 |
5.1 | Конспект занятия «Мои игрушки» | 20 |
5.2 | Конспект занятия «Волшебный мир зверюшек и птичек» | 22 |
5.3 | Конспект занятия «Спящий зимний лес» | 24 |
5.4 | Конспект занятия «Новогодняя елочка» | 26 |
5.5 | Конспект занятия «Наши зимние забавы» | 28 |
5.6 | Конспект занятия «Зимняя ветка (елочка)» | 31 |
5.7 | Конспект занятия «Игра Диснейленд» | 33 |
5.8 | Методики мониторинга творческого воображения у детей дошкольного возраста | 35 |
6 | Приложение | 38 |
7 | Список литературы | 44 |
1. Цель и задачи самообразования
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2. Изучить процесс развития творческого воображения.
3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
4. Разработать перспективный план работы с детьми.
5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
6. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
7. Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.
8. Разработать комплексную методику мониторинга творческого воображения детей дошкольного возраста.
9. Определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности.
10. Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
11. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
12. Провести консультацию для педагогов на тему «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».
2. План работы по самообразованию
на 2015-2016 учебный год
Тема | Содержание работы | Сроки | Методы и формы | ||
Изучение методической литературы и нормативно- правовой документации | 1. ФГОС дошкольного образования 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 3. См. список литературы | Сентябрь | Организация образовательного процесса и развивающей предметно- пространственной среды | ||
Работа с воспитателями | |||||
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования | 1. Подготовить консультацию для педагогов 2.Выступление на педагогическом совете | По плану ДОУ | Консультация Использование ИКТ (презентация) | ||
Представление опыта работы по теме | 1.Проведение мастер-класс для педагогов | По плану ДОУ | Мастер-класс | ||
Предоставление консультаций по данной теме | 1. Подготовить консультацию для педагогов | В течении года | Консультация | ||
Представление опыта работы по теме | 1.Проведение непосредственно образовательной деятельности (занятия) с использованием ИКТ | Апрель | Открытый просмотр | ||
Взаимодействие с родителями | |||||
Предоставление Консультаций по данной теме | 1.Буклеты, консультации | В течении года | Консультация | ||
Совместное оформление выставок | 1.Творческий отчет 2. Выставка работ | Апрель | Выставка | ||
Совместное участие в конкурсах | 1.Предоставление и отбор творческих работ для конкурса | В течении года | Конкурс | ||
Работа с воспитанниками | |||||
Мониторинг | Проведение мониторинга творческого воображения у детей. Проведение мониторинга на реализацию воображения и фантазии. Проведение мониторинга на развитие чувств на базе воображения. Проведение мониторинга на развитие детского экспериментирования. | Сентябрь | Мониторинг | ||
Тема «Мои игрушки» | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: оттиск пенопластом | Октябрь | Беседа, демонстрация, чтение художественной литературы, рисование | ||
Тема «Волшебный мир зверюшек и птичек» | Знакомство с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная. | Ноябрь | Рассматривание иллюстраций демонстрация, рисование, дидактические игры | ||
Тема «Спящий зимний лес» | Знакомство с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная | Декабрь | Рассматривание иллюстраций демонстрация, рисование | ||
Тема «Новогодняя Елочка» | Знакомство с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаги | Декабрь | Чтение художественной литературы, рисование, демонстрация | ||
Тема «Наши зимние забавы» | Знакомство с нетрадиционным способом рисования: рисование по сжатой бумаге | Январь | Демонстрация, иллюстрация. Чтение художественной литературы, дидактические игры | ||
Тема «Зимняя ветка (елочка)» | Знакомство с нетрадиционной техникой изображения: кляксография с трубочкой и обрывание бумаги | Февраль | Словесные, наглядные, демонстрация, конструирование | ||
Тема «Игра Диснейленд» | Знакомство с нетрадиционным способом изображения: рисование свечой и акварелью | Март | Демонстрация, иллюстрация. Чтение художественный литературы, дидактические игры | ||
Участие в конкурсах | Предоставление и отбор творческих работ для конкурса | Апрель | Конкурс Наглядные | ||
Оформление выставок | Творческий отчет Выставка работ | Апрель | Выставка Наглядные | ||
Мониторинг | Проведение мониторинга творческого воображения у детей. Проведение мониторинга на реализацию воображения и фантазии. Проведение мониторинга на развитие чувств на базе воображения. Проведение мониторинга на развитие детского экспериментирования | Май | Мониторинг |
3. Работа с воспитателями
3.1 Выступление на педагогическом совете: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста»
Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).
Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева,
справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки. Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя.
Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения.
Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения
Занятия по рисованию направленные на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, касаются нетрадиционных приемов изображения (оттиск пенопластом, монотипия предметная и пейзажная, рисование по сырому, рисование по сжатой бумаге, кляксография с трубочкой и обрывание бумаги, рисование свечой и акварелью), а также их сочетаний. Так, на одном занятии предусматривается и обрывание бумаги, и тычкование, и восковые мелки, и акварель; на другом – оттиск пенопластом, рисование по мокрой бумаге пальчиками.
Занятий построены с учетом дидактических принципов:
1. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Данный принцип предполагает использование таких методов и приемов как объяснение, разъяснение, беседу, наблюдения, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.
2. Принцип наглядности, приобретающий особую значимость в дошкольный период. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Этот принцип позволяет формировать у ребенка художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмоционально-чувственное отношение к действительности; предлагает просмотр картин известных художников, иллюстраторов; наблюдения за природными явлениями.
3. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности.
4. Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально-личностных особенностей детей : темперамент, характер, интересы и др. Данный принцип реализуется через рисование по замыслу, свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения.
3.2 Консультация для воспитателей
Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности
Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально- благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. А личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительной деятельности на человека. Не все станут художниками-профессионалами. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то рисовать будут многие. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека.
Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам бы очень хотелось, чтобы личность была яркая, творческая.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольники имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивление.
Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, аппликация, коллаж) не исчезает в момент прекращения ребенком действий. Созданное детьми остается, его можно рассматривать, оценивать, а главное – совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т. д.
На занятиях по изобразительной деятельности необходимо создавать атмосферу доброжелательности, регулировать дозировку психической и физической нагрузки, использую физминутки, речь и движения, зрительную гимнастику, пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев рук и ушных раковин. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использовать игровые мотивации. А в конце занятия предлагать детям обыграть свою поделку.
Использование диалогической речи в игре позволяет облегчить общение друг с другом и развивает коммуникативные и творческие способности. Очень люблю коллективные работы. Это сложная, но очень интересная в плане организации форма, когда работа выполняется всеми детьми одновременно. Она дает много возможности для общения.
Используйте природный и бросовой материал (желуди, шишки, нитки, бусины, ракушки и т.д.)
Планируя работу с детьми, старайтесь подобрать с учетом сезона и календарных праздников – то, что детям близко и дорого: «Осенний ковер», «Моя мама самая лучшая», «Кем я хочу быть», «Украшаем елку», «Новогодние подарки», «Зимушка-зима», «Подарок папе», «Праздничная открытка маме», «Весна пришла», «Летим с друзьями в космос», «9 Мая – День Победы», «Строим волшебный город» и другие.
Совместная деятельность детей и взрослых положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата. В совместной с ребенком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания. При формировании у ребенка воображения взрослому очень может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает малыша воображать ту или иную ситуацию.
В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми, радостные чувства объединяют детей, а родители учатся восхищаться детским творчеством. Многие родители вместе со своим ребенком участвуют в выставках рисунков и поделок. Детскими работами украшайте группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам, подарками близким, родным людям. На выставку вывешивайте все работы, действуя по принципу: «Некрасивых работ не бывает».
Для себя я определите позицию в общении с детьми: педагог-партнер. Отношения стройте на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Рассматривайте изобразительную деятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность.
3.3 Консультация для воспитателей
«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество.
Воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.
Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию…», «вообрази, что ты…» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение – своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.
Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое). Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.
Актуальность темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят тразличные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребенка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.
Задачи в работе с детьми:
- Развивать воображение и творческие возможности детей.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей.
- Побуждать ребенка экспериментировать.
- Поощрять и поддерживать творческие находки.
- Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной ктивности.
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
- Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Существуют еще следующие техники рисования – «тычкование жесткой полусухой кистью», «тампонирование», «отпечатки листьями», «набрызг», «монотипия пейзажная».
Таким образом, все эти техники рисования способствуют развитию творческого мышления, фантазии детей.
4. Взаимодействие с родителями
4.1 Консультация «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»
Уважаемые родители!
Рисунок является одним из многих видов детской деятельности. Он относится к группе изделий, которые можно определить, как художественные произведения. К ним относятся рисунки, пластилиновые фигурки, вырезки из бумаги, поделки из бросового и природного материала. Анализ рисунков и других художественных изделий ребёнка даёт родителям интересный материал об общем развитии и способностях их детей.
Что можно узнать о ребёнке на основе его рисунков, аппликаций и лепки?
Качество исполнения говорит об отношении ребёнка к труду (аккуратность или небрежность). По качеству можно судить и о развитии художественных способностей, учитывая возраст ребёнка. Анализируя рисунки детей, следует обращать внимание на способ изображения форм, их пропорции, подбор красок и размещение на плоскости отдельных элементов.
Произведение художественного творчества ребёнка можно рассматривать с двух точек зрения:
1. знания ребёнка о тех предметах, ситуациях, событиях, которые он пытается изобразить;
2. способ изображения.
Между этими двумя сторонами творчества могут быть большие расхождения. Например, ребёнок неплохо ориентируется в строении человеческого тела, но не умеет выразить их в рисунке. В младшем возрасте, детском саду и начальных классах школы, ребёнка не волнует отсутствие способностей: он рисует так, как умеет. Ребёнок постарше, настроенный самокритично, неохотно рисует то, что не может изобразить именно так, как ему того хотелось бы. Поэтому, многие подростки не любят рисовать. При анализе качества рисунков надо иметь в виду причины, которые вызвали те или иные недостатки: слабое знание того, что изображалось (зависит от запаса сведений, а иногда – от общего уровня умственного развития), или же неумение представить на рисунке характерные черты предмета (что говорит о неумении наблюдать).
На основе анализа рисунка можно судить о наблюдательности ребёнка, о его умении видеть мир. Содержание рисунков – это отражение интересов ребёнка. О наклонностях ребёнка к художественному творчеству можно судить по количеству работ, выполненных дома, в свободное время. Постройки, возводимые детьми из песка и щепок, могут рассказать об интересах, о старательности и терпении, об отношении к порядку, о развитии воображения, особенно пространственного и об общем умственном развитии. В работах отражается знание об окружающей действительности и отношение к ней.
Изучение интересов ребёнка должно стать одним из исходных пунктов его воспитания. Ребёнок многое делает вначале ради удовольствия, для забавы, потом для удовлетворения своих желаний, а в дальнейшем из-за потребности в созидании. Когда он вырастет и станет взрослым человеком, он будет создавать ценности, полезные ему и другим людям. А может и не будет, а может быть наоборот станет разрушать всё прекрасное, созданное другими людьми. И в первую очередь от родителей зависит, каким будет этот взрослый человек.
4.2 Консультация "Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?"
Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие.
А ещё проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи!
Примакивание
Примакивание - это такой способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом? Вот некоторые темы:
«Орешки». Прочитайте с малышу стихотворение "Белочка":
Орешки, орешки у белки на тележке.
Всем она их раздаёт.
- Вот тебе, лисичка,
Это двум синичкам,
Вот зайчику, вот мишке,
Да позовите мышку,
Пусть бежит скорее к нам,
Я и ей орешков дам.
Нарисуйте или наклейте вырезанных зверюшек, которым белочка будет раздавать орешки. Предложите ребенку побыть белочкой и изобразить орешки приемом "примакивание", в лапках животных или в мисках.
Выбери цвет
Малышам даются трафареты с изображением различных предметов. Их задача - определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (солнышко - желтое, елка - зеленная, цветок - красный, белый, синий, шапочка и т.д.).
Затем закрашивается краской лист бумаги по размеру трафарета и трафарет наклеивают на закрашенный лист.
Коробочка для подарка
Возьмите пакет из-под молока или другую коробку. Лучше предвари¬тельно обклеить её белой или другой бумагой светлых тонов. Предложите ребенку сделать красивую коробочку для подарка (стаканчик для карандашей). Хорошо заранее рассмотреть с ребенком такие коробки, шкатулки, обратить внимание на узоры. Для такой работы необязательно пользоваться кисточкой. Можно наносить узоры в виде цветов и ватной палочкой. Не забудьте выполненную вместе с ребенком работу использовать по назначению.
Дорожки
На листе бумаги или картона в разных углах нарисуйте (или приклейте вырезанные из бумаги) домики и зверюшек. Предложите ребенку нарисовать разноцветные дорожки к каждому домику, чтобы зверюшки не заблудились.
Помните, что кистью по бумаги надо рисовать сверху вниз!
5. Работа с детьми
5.1 Конспект занятия «Мои игрушки»
Цели занятия: продолжать развивать творческие способности; познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пенопластом; совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук; развивать чувство цвета.
Оборудование: лист бумаги; мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью; плотная бумага; кусочки пенопласта; акварельные краски.
Предварительная работа: беседа на тему «Игрушки»; чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».
Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный метод (демонстрация).
Ход занятия
Педагог вместе с детьми вспоминает, какие игрушки имеются в группе, как с ними можно играть. Дети стараются описать их. Педагог зачитывает стихотворение об игрушках.
Игрушки
Тьма игрушек у меня:
Ванька-встанька, два коня,
Пестрый мячик, толстый мальчик,
Мишка, зайка, кукла Майка.
Иногда я папу с мамой
Приглашаю поиграть.
Но молчит голыш упрямый -
Не желает отвечать.
Кукла дуется, молчит,
Мишка хнычет и ворчит.
Говорю я мишке, зайке,
Двум лошадкам, кукле Майке:
- Так упрямиться нельзя -
Папа с мамой нам друзья!
К. Кубилинскас
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино и веселый Чиполлино,
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. Загибают поочередно пальчики).
И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать.
(Разгибают поочередно пальчики. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Педагог предлагает ребятам нарисовать свою любимую игрушку. Для этого необходимо прижать пенопласт к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, необходимо сменить мисочку и пенопласт. Недостающие детали дорисовываются акварельными красками.
В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует рисунок каждого ребенка: какую игрушку хотел изобразить малыш, получилось ли это сделать, что не получилось нарисовать и почему.
Подведение итогов
Дети научились использовать шаблон из пенопласта как основу для своих рисунков. Изображения получились яркими, структура пенопласта придала рисункам новое видение обычных вещей. Дети с радостью приняли участие в занятии. Небольшую сложность вызвало дорисовывание деталей, но после небольших разъяснений проблема была решена.
5.2 Конспект занятия «Волшебный мир зверюшек и птичек»
Цели занятия: продолжать развивать творческие способности, воображение; знакомить с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная; научить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали; продолжать воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни; продолжать развивать тонкие движения руки; воспитывать аккуратность в процессе работы.
Оборудование: черная тушь; баночки с водой; кисточки; акварельные краски; лист бумаги; магнитофонная запись «Музыка леса».
Предварительная работа: просмотр вместе с детьми иллюстраций наиболее известных животных и птиц в творчестве русских художников: Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.В. Лебедева.
Методы: наглядно-действенный (иллюстрация, демонстрация) и словесный (объяснение, разъяснение).
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в волшебный мир зверюшек и птичек. Поскольку это волшебный мир, то и звери и птички здесь будут тоже необычными. Предлагаю вспомнить известных вам птиц и животных (их место обитания, повадки и т.д.).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь попробуйте нарисовать с помощью черной туши и белой гуаши. Работать с этим материалом надо осторожно, чтобы не испачкаться. Рисовать животное или птицу следует только на одной половине листа, т.е. половину туловища, потому что, сложив лист бумаги пополам, изображение «отпечатается» на другой.
Дети рисуют изображение птицы или животного акварельными красками. Контур животного или птицы обводят черной тушью, ею же дорисовывают глазки, носик, ротик, усики. В волшебном мире животные и птицы необычные: разной формы (круглой, овальной, треугольной), строения (с двумя головами, несколькими хвостами), окраса (одно животное может пестрить красками, а другое быть невидимым).
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (На каждое название птицы загибают по одному пальчику).
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки).
По окончании занятия организуется выставка детских работ. Дети самостоятельно оценивают рисунки, стараются подчеркнуть положительное в каждой работе. Педагог проводит беседу, отмечая с какими трудностями встретились ребята при рисовании необычных птиц и животных, сразу ли возник замысел того или иного животного, запомнили ли они с помощью какой техники рисовали.
Подведение итогов
Занятие оказалось для многих детей несколько сложным. Труднее всего было нарисовать только половину животного, и поэтому рисунки получились очень разными. Дети научились делать отпечаток и узнали о зеркальном изображении.
5.3 Конспект занятия «Спящий зимний лес»
Цели занятия: продолжать развивать творческое воображение; познакомить с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная; совершенствовать координированность мелкой моторики; продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни; продолжать учить рассматривать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция).
Оборудование: гуашь либо акварель; кисть; баночки с водой; влажная губка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций известных художников, изображающих зимнюю пору: Ю. Кугач «Морозное утро», А. Пластов «Первый снег», И. Шишкин «Зима», репродукции И. Грабаря, Т. Бродской; проводит беседу на тему «Лес зимой»; чтение художественного произведения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русских народных сказок «Снегурочка», «Два мороза».
Методы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа).
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми обсуждает просмотренные картины известных художников. Задает вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине:
Чем вам нравится эта картина?
Как художнику удалось передать грусть или радость?
Какие краски нужны ему были для этого?
Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?
После ответов детей знакомит их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.( Грозят пальчиком)
Раз - подбросим. (Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают)
Два - поймаем. (Приседают, ловят «снежок»)
Три – уроним (Встают, роняют «снежок»)
И… сломаем. (Топают)
В конце занятия воспитатель проводит анализ выполненных работ, выясняет, на какую тему они сегодня рисовали, что использовали, что понравилось или не понравилось.
Подведение итогов
Тема пейзажной работы очень привлекла детей. Особенно понравилось всем, что рисунок не требует больших усилий и выполняется быстро, а результат удивляет.
5.4 Конспект занятия «Новогодняя елочка»
Цели занятия: развивать творческие способности и воображение; продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге; учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни; продолжать воспитывать самостоятельность в работе; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: краски акварель; баночки с водой; лист бумаги; беличьи кисточки.
Предварительная работа: чтение известных детям стихотворений и сказок про Новый год.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный (демонстрация).
Ход занятия
Воспитатель проводит небольшую беседу с детьми о том, как встречают Новый год: рассказывают стихи про Деда Мороза, Снегурочку, делают подарки близким, поют песни, водят хоровод около елки, танцуют, пляшут, рисуют, изготавливают из бумаги разные новогодние украшения.
Просит отгадать загадки.
1. Зимой и летом одним цветом. (Елка.)
2. Красавица какая
Стоит, светло сверкая.
Как пышно убрана.
Скажите, кто она?
(Новогодняя елка.)
3. Он с седою бородой.
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Добрый … (Дедушка Мороз).
Н. Нищева
Детям предлагается нарисовать новогоднюю елку.
Воспитатель: Сегодня вы будете рисовать по мокрой бумаге, которую нужно смочить небольшим количеством воды с помощью губки. Основное изображение рисуется акварельными красками, поэтому оно получится слегка расплывчатым, объемным и более эластичным. При выполнении задания нужно выражать чувства и эмоции через изобразительные средства: цвет, композицию.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки») Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчики выставлены) Шарики, фонарики, зайчики и свечки, («Шарики» из пальцев вверх, вниз. «Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты) Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)
В конце занятия проводится выставка детских работ. Каждый ребенок рассказывает о своем рисунке: какими изобразительными средствами ему удалось передать новогоднее настроение, с какой новой техникой изображения он познакомился, что понравилось или не понравилось в процессе работы.
В свободной деятельности или на специальном занятии можно познакомить дошкольников с тем, как встречают Новый год в других странах; откуда пошла традиция встречать Новый год.
Подведение итогов
Дети познакомились с новым видом изображения – рисованием по мокрой бумаге. Сложность вызвала задача закрепить краски в рамках фигуры. Дети узнали, что чем сильнее намочен лист, тем больше расплывается изображение, и с удовольствием поэкспериментировали с этим качеством.
5.5 Конспект занятия «Наши зимние забавы»
Цели занятия: развивать творческое воображение; учить использовать разную технику при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге; развивать чувство цвета и композиции; развивать тонкие движения мелкой моторики руки.
Оборудование: белая бумага, акварель, беличьи кисти; музыкальное произведение В.А. Моцарта «Катание на санях».
Предварительная работа: рассматривание картин, репродукций, иллюстраций к книгам, изображающие зимние игры и забавы детей.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми вспоминает зимние забавы (катание на санках, коньках, лыжах; игры в снежки; лепка снежной бабы и др.). Читает короткие стихотворения, предлагает отгадать загадки.
Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто
* * *
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе - горе,
А ребятам - смех!
И. Суриков
Загадки
1. На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг к березке
Тянут две полоски…(Лыжи)
2. Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег)
3. Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка - нос, в руке - метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
4. Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили.
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом. (Снежная горка)
Воспитатель: Сегодня вы будете рисовать на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок.
Дети выполняют задание.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять.
(Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли. (Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой, потом руки под щеку)
В конце занятия дети делают небольшой набрызг для придания рисунку завершенности. Затем рисунки анализируются. Обсуждается каждая картинка: что на ней изображено, что получилось отобразить, что требует доработки. По окончании занятия ребята рассказывают стихотворения о зиме и зимних забавах.
Подведение итогов
На данном занятии развивается творческое воображение, абстрактное мышление. Изображение на сжатой бумаге открывает новые возможности, рисуя по складкам бумаги, ребенок открывает новые образы, формы, наиболее полно используя свое воображение. Рисунки на тему зимы с помощью такой техники получаются объемными.
5.6 Конспект занятия «Зимняя ветка (елочка)»
Цели занятия: продолжать развивать творчество, воображение; познакомить с нетрадиционной техникой изображения: кляксография с трубочкой и обрывание бумаги; развивать чувство формы и композиции; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства; развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них.
Оборудование: плотная бумага; трубочки (соломинки для напитков); образец ветки дерева, выполненный из цветной бумаги; клей ПВА; тушь либо жидко разведенная гуашь; пластиковая ложечка; музыкальное произведение А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
Предварительная работа: вырезание из цветной бумаги небольшой веточки дерева; обрывание бумаги - «снег»; чтение стихотворений о зиме: С. Есенин «Белая береза», А. Барто «Снег»; отгадывание загадок.
Методы: наглядно-действенный (демонстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание).
Ход занятия
Педагог вместе с детьми вспоминает признаки зимы: идет снег (снегопад), сильный морозный ветер, морозец, иней, холодно; дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки; деревья спят под снегом. Предлагает детям отгадать загадки о зиме, елке.
Воспитатель: Дети, сегодня вы будете рисовать зимнюю ветку елочки.
Предварительно наклеивается веточка елки. Дети зачерпывают пластиковой ложкой краску, выливают ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуют из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Так образуются иголочки. Далее через несколько минут, когда краска немного подсохла, дети укрывают веточку «снегом» - заранее приготовленными кусочками белой (голубой) бумаги - и приклеивают их.
Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
В конце занятия проводится анализ каждого рисунка, организуется выставка.
5.7 Конспект занятия «Игра Диснейленд»
Цели занятия: развивать творческие способности, мышление, ориентировку в пространстве; познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование свечой и акварелью; воспитывать доброжелательность, стремление прийти на помощь товарищу, общительность, чувство справедливости; совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование: свеча; плотная бумага; акварель; простой карандаш; кисти.
Предварительная работа: просмотр диснеевских мультфильмов, красочных иллюстраций в книгах, комиксах.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, иллюстрация), видеометод (просмотр мультфильмов).
Ход занятия
Воспитатель:
Какой мультфильм вы смотрели вчера? Какие персонажи вам больше всего
понравились? Как развивались события? Что было смешного и интересного? (Ответы детей)
А теперь отправимся в Диснейленд. Как вы представляете эту страну, какие персонажи мультфильмов и сказок живут там? (Ответы детей)
Вспомните, какие аттракционы есть в этой стране. (Ответы детей)
Основное изображение необходимо прорисовывать простым карандашом, далее по контуру нарисованных предметов и персонажей накладывать тонкий слой свечи. Затем акварельными красками закрашивать детали и основное изображение. Рисунок со свечой останется белым.
Дети выполняют задание.
Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»
Жили-были в домике (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают пальчики, начиная с мизинца)
Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг о друга)
Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки,
Чики - носочки. Микки умница был, Всем водичку носил.
(Загибают пальчики, начиная с больших)
Подведение итогов
Какие персонажи, сюжет диснеевского мультфильма или аттракционы дети нарисовали, что получилось отобразить при помощи свечи, а что нет; с какими трудностями встретились, работая в этой технике.
Если детям понравилась данная тема, то можно предложить создать совместный мультфильм, придумать ему название, выбрать сюжет. Каждый рисунок - кадр из этого мультфильма. В конце изображение соединяется и показывается по «телевизору» для младших групп. Со временем возможна организация и целой мультипликационной студии, на которой будут работать юные профессионалы.
5.8 Методики диагностики творческого воображения у детей
дошкольного возраста
1. Методика Е. Торренса «Неполные фигуры».
Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого- либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Анализ результатов.
Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 группа – оригинальные изображения в одном случае.
4 группа – нет оригинальных изображений.
Формирующий эксперимент.
Далее с детьми проводится формирующий эксперимент, цель которого – развитие творческого воображения и фантазии.
Контрольный эксперимент.
Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.
Детям снова предложить дорисовать геометрические фигуры.
2. Упражнение «Три краски».
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.
3. Упражнение «Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения.
Предлагают детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».
4. Методика« Солнце в комнате»
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.
Задачи. Обогащение представлений детей о солнце. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С.Прокофьева «Дождь и радуга».
Инструкция к проведению.
Воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной» .
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно»).
2. «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко)
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице»);
б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу»).
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.).
6. Приложение
Вырезки, копии, цитаты
Понятие «воображение» и «творческое воображение»
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую
деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
Статья: Влияние изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульноосязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы.
Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет.
Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
Список литературы
1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 201. №1
2. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003
3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2012
5. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2011. №16
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2010
7. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2009. №12
8. Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004
9. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. - 2009. -№12. - С.17.
10. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2011. - С.66.
11. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2012. - С.278.
12. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. - С.43.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С.314.
14. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения
[Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66.
15.Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум [Текст] /Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2006. - С.97.
16. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. - Т.8. - С.13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Детский сад «Тополек» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»План по самообразованию по теме«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастачерез нет...
План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
План самообразования по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования""
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.Задачи:Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать...
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025г. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей...
План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования".
План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"....
План самообразования по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через Нетрадиционные техники рисования»
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...