ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017\2018 ГГ
материал (подготовительная группа) на тему
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017\2018 ГГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnaya_plan_samoobrazovaniya_po_pravam_rebenka.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
План работы по самообразованию для подготовительной к школе группы
(6-7 лет)
Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».
Направление: Социально-личностное.
Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения у детей старшего возраста.
Задачи:
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления;
- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
СЕНТЯБРЬ | «Наша Родина – Россия » Беседа «Большая и малая Родина». Знакомство с пословицами по теме. Чтение стихотворения «Родная сторонушка» Т. А. Шорыгиной. Словесная игра «Назови правильно людей, живущих в других странах». | Закрепить представления о большой и малой Родине. Способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения. | Консультация для родителей: «Наша родина - Россия» |
«Родной язык». Беседа «Родной язык». Знакомство с библейской легендой . Чтение стихотворения Т. А. Шорыгиной «Родной язык». Дидактическая игра «Подбери слово». | Формировать представления о многообразии языков разных народов. Воспитывать уважения к русскому языку – удивительно гибкому, точному и звучному. | Попросить родителей поговорить с детьми на тему: «Родной язык нашей семьи» | |
«Конституция России» Знакомство с историей Конституции. Чтение стихотворения «Конституция – главный закон» Т. А. Шорыгиной. Игра «Объясни значение слов». | Познакомить с основным законом государства, который определяет основы государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. | ||
«Президент – глава государства». Беседа «Президенты России». Рассказ воспитателя о процессе инаугурации с использованием видеоматериалов. Чтение «Наш президент» Т. А. Шорыгиной. Рассуждения детей «Как бы я поступил, если был президентом России». | Продолжить знакомить с понятием «президент» (самый главный человек в стране, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина), его ответственной работой. Ввести в словарь: инаугурация. | Попросить родителей показать в телевизоре президента России и рассказать о нем. | |
ОКТЯБРЬ | «Законодательная власть РФ ». Рассказ педагога о Федеральном собрании, состоящем из 2 палат. Рассуждения детей о качествах, которыми должен обладать депутат Федерального собрания. Игра-рассуждение «Принятие законов, обязательных для исполнения всеми членами семьи». | Познакомить с Федеральным собранием, которое принимает все законы нашей страны. | |
«Исполнительная власть РФ» Беседа «Исполнительная власть РФ» с использованием таблиц. Практическая деятельность «Кабинет министров семьи». | Познакомить с исполнительной властью РФ – Правительством Российской Федерации и его составом (министрами). | ||
«Судебная власть РФ» Беседа «Судебная власть РФ». Рассказы детей на тему: «Разрешение споров в семье». | Познакомить с судебным органом РФ – Конституционным судом | Попросить родителей инсценировать в семье «судебную власть». | |
«Государственные символы России» Беседа «Что такое символ » Игра-упражнение «Придумай и нарисуй символ». Игра «Опиши государственный символ своей страны». Игра «Подбери символ к определению». | Уточнить понятие, что такое символ. Закрепить знания детей о государственных символах (флаг, герб, гимн) , объединяющих людей своей страны, служащих опознавательными знаками страны. | Рисование детей вместе с родителями один из символов России | |
НОЯБРЬ | «Герб России» Беседа «Из истории герба». Чтение рассказа «Святой Победоносец». Рассматривание и расшифровка символов герба. | Уточнить и пополнить представления о гербе. Познакомить с историей появления герба. Расшифровать, что собой представляет герб России. | |
«Герб Республики Татарстан» Беседа «Герб Республики Татарстан». Игра «Закончи определение». Игра-упражнение «Раскрась герб». | Познакомить с гербом Республики Татарстан, рассказывающем о главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях языком символов. Ввести в словарь : геральдика. | ||
«Флаг России» Рассматривание альбома «Флаги и гербы стран мира». Беседа «Флаг России» с прочтением стихотворений. Игра-рассуждение «Где можно увидеть российский флаг? ». | Познакомить детей с историей российского флага, с его назначением. Помочь раскрыть символические значения цветов российского флага. | ||
«Гимн России» Чтение «Гимн России» Т. А. Шорыгиной. Прослушивание гимна России. Беседа «Гимн России». Игра «Мои чувства». | Расширить представления о гимне России. Помочь понять высокий патриотический смысл его содержания. Познакомить с создателями Государственного гимна. | Попросить детей спеть гимн России родителям | |
ДЕКАБРЬ | «Изучаем права человека» Чтение письма от героев сказок. Продолжить знакомство с основным законом нашей страны – Конституцией. Разбор игровых ситуаций с использованием слайдов по сказкам: «Лиса и заяц», «Мороз Иванович», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По -щучьему велению», «Зимовье зверей». | Дать детям представление о том, что люди живут по закону (Конституции) , и по этому закону у всех есть определенные права, которые нарушать никто не должен (не имеет права). | |
«Конвенция о правах ребенка» Работа с картой России. Беседа «Многонациональное государство». Знакомство с содержанием книги «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Игры: «Цветик-семицветик», «Кто нарушил права? ». | Познакомить с документами, защищающими права человека и их содержанием. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других. | Подготовить для родителей папку-передвижку «Права детей» | |
«Имею право жить» «Беседа «Имею право жить». Рассматривание дидактического пособия «Права ребенка». Игра «Кто из сказочных героев нарушает право? ». | Разъяснить значение права на жизнь, которое имеет каждый человек. | ||
«Мы живем в России» Беседа «Я - гражданин России». Чтение разученных стихотворений. Оформление фотовыставки «Я -твой житель, Россия! ». | Познакомить детей с правом на гражданство. Формировать чувство гордости за свою страну. | Подготовить для родителей консультацию «Патриотическое воспитание» | |
ЯНВАРЬ | «Я - ребенок, член семьи» Беседа: «Я - ребенок». Знакомство с документом – «Свидетельство о рождении». Рассматривание иллюстраций по теме «Ребенок в семье». Дидактическая игра «Кто я? ». Чтение «Брат и младшая сестра» Э. Шима. | Формировать представление о том, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 лет (ст. 1). Обобщить знания о себе как о ребенке. Актуализировать стремление быть самим собой. Способствовать становлению толерантного отношения к другим детям. | |
«Дети – главная ценность семьи» Беседа на тему «Начало жизни». Обсуждение рус. нар. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Дидактическая игра «Что за чем». Сюжетно–ролевая игра «Семья не возможна без детей» | Формировать первоначальные представления о процессе рождения человека, роли в нем отца и матери. Обогатить активный словарь понятиями «род», «продолжение рода». Формировать представления о взаимоотношениях детей в семье. | «Ребенок - личность» Консультация для родителей | |
«Взаимоотношения в семье» Беседы «Чего не должно быть в семье»; «Доволен ли ты своим поведением». Разучивание пословицы: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Дидактическая игра «Распредели обязанности и права». Разыгрывание ситуации «Если мама не сможет… » | Познакомить с правом ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления (ст. 19) . Конкретизировать знания о многоролевом поведении каждого члена семьи. Расширять представления о соблюдении этикета в общении с родителями. | Консультация для родителей «Взаимоотношения в семье» Анкетирование | |
«Праздник всей семьей» Беседы «Как мы отдыхаем в семье? »; «Традиции национальной культуры и русская семья». Театрализация «Колядование в гостях у ребят». Подвижная игра «Два Мороза». | Познакомить детей с правом ребенка на отдых и досуг (ст. 31) . Формировать элементы русского менталитета на лучших традициях национальной культуры. Актуализировать стремление проявлять себя как носителя национальной культуры | ||
ФЕВРАЛЬ | «Право ребенка на имя, отчество и фамилию» Беседа «Право на имя». Рассказ педагога «Как выбирали имена в старину». Игра «Что обозначает мое имя? ». Чтение сказки «Похищенное имя». | Познакомить с правом ребенка на имя, отчество и фамилию, получаемые с рождением человека. Дать понятие «святцы». | |
«Мой дом» Беседа «Я имею право… ». Составление рассказов «Мой дом» с сопроводительным рисунком. Игра «Кто имеет право жить в этом доме? » | Познакомить с правом ребенка на жилье и его неприкосновенность | ||
«Я живу в семье» Беседа «Семейный кодекс». Интерактивная игра «Семейный совет». Игра «Назови свой адрес». | Закрепить представления детей о праве ребенка жить и воспитываться в семье. Раскрыть понятие «Семейный кодекс». Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом. | ||
«Моя семья» Беседа «Право знать своих родителей». Рассказ воспитателя «Счастье в моей семье». Рассказы детей о своей семье по семейному фотоальбому. Знакомство с пословицей: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Художественное творчество «Портрет моей счастливой семьи». | Продолжить знакомить детей с правом ребенка знать своих родителей и правом на их заботу (ст. 7). Расширить представления о родственных связях. Развивать умение сопереживать и совершать по собственной воле добрые поступки. | ||
МАРТ | «Наша дружная семья» Беседа «Мой любимый детский сад». Составление флага и герба группы. Определение прав и обязанностей членов группы. | Продолжить знакомить детей с правом ребенка на творчество, отдых, занятия спортом и искусством. | |
«А если у меня болит? » Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Зарядка и простуда». Беседа «Мое право на охрану здоровья» Игра «Неоконченное предложение». | Продолжить знакомить детей с правом ребенка на охрану физического здоровья и медицинское обслуживание. Формировать представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка | «Помогите ребёнку укрепить здоровье» Консультация для родителей | |
«Я должен знать» Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Денис и медвежонок Денни». Беседа «Что может нанести вред духовному и нравственному здоровью ребенка? ». Составление запрещающих знаков. | Познакомить с правом ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья, об обязанностях взрослых защищать детей от информации, наносящей вред. | ||
«Я хочу учиться» Рассказ педагога «Дорога к письменности». Использование загадок по школьной тематике. Разгадывание кроссворда. Игра «Школа». | Познакомить с правом ребенка на образование. Формировать готовность к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности | ||
АПРЕЛЬ | «Право на культурную и национальную самобытность. » Беседа «Россия -многонациональное государство». Работа с дидактическим пособием «Жилища людей разных национальностей». Дид. игра «Какой народ в каком доме живет». Русская народная игра «Лапти» | Познакомить детей с правом на культурную и национальную самобытность, родной язык. | |
«Право на защиту от похищения» Беседа «Могут ли меня похитить? ». Дидактическая игра «Вспомни сказку, в которой было совершено похищение детей». Драматизация отрывка из сказки «Гуси-лебеди» | Познакомить детей с правом на защиту от похищения. Рассказать детям о существовании такой проблемы, как торговля детьми. Формировать представления о самосохранении в разных жизненных ситуациях. | ||
«Право ребенка на защиту от оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения» Беседа «Насилие по отношению к ребенку» с использованием цветных иллюстраций. Практические советы «Что делать если? ». Драматизация отрывка из сказки «Карлсон, который живет на крыше». | Закрепить представления детей о праве ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дать практические советы о том, как поступать детям, которые испытывают по отношению к себе разные виды насилия. | ||
«Право ребенка на сохранение своей индивидуальности» Беседа «Я не такой как все! » с рассматриванием детских фотографий. Разбор ситуаций. Художественное творчество «Я такой! ». | Познакомить детей с правом ребенка на сохранение своей индивидуальности. Помочь понять в чем заключается индивидуальность каждого человека. Развивать творческую инициативу. | ||
МАЙ | «Право на любовь» Беседа - рассуждение «Право ребенка на любовь». Создание детьми жетона «Любовь и забота». Знакомство с пословицей «Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается». Игра «Согрей птичку». Чтение стихотворения А. Вознесенского «В жизни можно по – разному жить» | Познакомить с правом ребенка на любовь. Способствовать социально – нравственному развитию. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям. | |
«Ваши права, дети! » Представление книг: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка». Рассказ «Приключение маленького человечка» с сопутствующей беседой. Игра – разминка «Все будет хорошо». Работа с волшебным сундучком (по правам ребенка) . | Обобщить представления детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. | ||
«Умники и умницы» | Пропаганда правового воспитания среди родителей. Закреплять знания детей о Всеобщей декларации прав человека | Турнир по правовому воспитанию между детьми и родителями |
Литература:
1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5
2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
7. Шарыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2013.-144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...